Для чего молятся иконе отечество

ОТЕЧЕСТВО (ТРОИЦА НОВОЗАВЕТНАЯ)

Знаем, дорогие, что Бог-Отец непознаваем и неизобразим, Его «не видел никто, никогда». Изображение Бога-Сына в виде отрока на коленях Бога-Отца считается недопустимым применением категории времени к Богу, чье существование безначально и бесконечно. Святой Дух являлся людям в виде голубя и в виде огненных языков, кто может ведать, как выглядит Он во вневременном и внепространственном бытии!

На иконе Бог-Отец, восседающий на престоле, на Его коленях — Христос Эммануил, держащий синюю сферу в голубом сиянии, в которой изображен голубь — символ Духа Святого. За плечами Бога-Отца два шестикрылых серафима. Подножие поддерживают красные крылатые колеса с очами — одни из ангельских чинов «престолы». Слева и справа на столпах-колоннах — избранные святые: слева — Даниил, справа — Симеон. Предстоит Троице один из юных апостолов.

Нимбы и у Отца и у Сына крестчатые. Над плечами Бога-Отца в сфере над голубем повторена надпись IС ХС. Это, возможно, попытка обхода запрета на изображение Бога-Отца: Христос-старец, существующий предвечно в лоне Отца.

«Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единородного Сына во чреве Его, писати на иконах, и голубь между ими, зело нелепо и неприлично есть, зане кто виде Отца по божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не во плоти родится от Отца прежде веков, аще Давид пророк и глаголет: из чрева прежде денницы родих тя, обаче то рождение не плотьское, но неизреченно и непостижимо бысть. Глаголет бо и сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому убо уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его. «

И хотя определение Большого Московского Собора 1667 г. запрещает иконы Господа Саваофа — образы Отечества (Новозаветной Троицы) достаточно распространены, а в наше время встречаются повсеместно, едва ни во всех новых и открывающихся храмах, словно снят запрет, словно можно стало изображать Бога Отца.

Следует отметить, что данный святой образ имеет особый статус среди православных икон, так как заключает в себе человеческий облик Бога-Сына, Бога-Отца, а также Святого Духа в образе Голубя. Такое изображение Святой Троицы не внесено в канон, поэтому и зарождает противоречия. Как известно, в XVII веке Большой Московский Собор принял решение о запрете изображения Господа на иконах. Но, несмотря на это, лик Бога как в самостоятельной композиции, так и в составе других икон можно встретить практически в каждом православном храме России.

Иисус Христос, истинный Божий Сын, изображен сидящим на коленях у Отца, с точно таким же нимбом, как у Господа. Их соединенные посередине фигуры символизируют единство их разума и души. У Спасителя на коленях находится Голубь, олицетворяющий ангела. За ними — небесного цвета сфера, которая является воплощением двух миров: разума и духа, объединенных в одно нерушимое целое.

Икона является олицетворением Троицы и самого Господа, поэтому в молитвах перед святыней можно просить о самом личном, о том, что имеет огромное значение для вас или может полностью изменить жизнь.

Триединый образ Господа показывает людям нерушимую связь между Ним, Его Сыном и Святым Духом. Икона несет в себе поистине могущественную силу. Однако перед тем, как просить Великую Троицу о чем-то своем, необходимо прочитать благодарственные молитвы, обращенные к Богу. Это делается для того, чтобы показать Создателю, что вы цените его помощь и любовь. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Школа или худ. центр: Новгород

¦ 25. и избранные святые.

Вторая половина XIV века. Новгородская школа.

Доска липовая, шпонки врезные, односторонние. Паволока, левкас, яичная темпера. 113×88.

Собр. М. П. Боткина. Поступила из Антиквариата в 1933 году. [22211]
¦

¦ 25. Отечество, с избранными святыми
(илл. стр. 340–343)

ГТГ, инв. 22211.
Конец XIV — начало XV в.
113 × 88.

Происхождение. Из собрания М. П. Боткина в Петербурге 1 . Поступила в ГТГ в 1933 г. из Антиквариата.

Раскрыта до поступления в ГТГ (вероятно, в частной коллекции).

Доска липовая тесаная, из трех частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

2 По мнению В. О. Кирикова, живопись иконы хорошей сохранности; особый же кракелюр на стыках досок объясняется тем, что там наклеена паволока.

Описание.

Фон и поля цвета разбеленной охры, позем зеленый. Опушь в два тона — желтая и киноварная. Нимбы золотые, у Бога-Отца и Христа крестчатые, с прографленым орнаментом в виде трех- и пятилепестковых цветков.

Надписи киноварные; на фоне:

У плеч Бога-Отца:

В ореоле с изображением голубя:

Иконография.

Много внимания в литературе уделено истолкованию редко встречающегося сюжета, где наглядно изображается единосущие и равносущие Троицы 3 . В. Н. Лазарев [13] предположил, что икона возникла как отклик на еретическое движение стригольников, имевшее антитринитарный оттенок; фигура апостола вероятно соименна заказчику.

О развитии иконографии сюжета после XIV в. см. особенно:

а также дополнительную литературу, указанную во всех этих работах;

Датировка и атрибуция.

Имеются незначительные колебания. Ю. А. Олсуфьев [1, 2] отнес икону к XIV в. В. Н. Лазарев [4, 12, 16] — к концу XIV в., а в других работах [3, 13] — к концу XIV — началу XV в. К последнему мнению присоединился Г. И. Вздорнов [17]. Н. Е. Мнева [9] и М. В. Алпатов [14, 18] дают несколько более раннюю и широкую датировку — второй половиной XIV в.

5 Н. А. Маясова. Древнерусское шитье. М., 1971, стр. 10, табл. 3.

6 В. Н. Лазарев. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М., 1973, табл. 370, 371.

Выставки.

Литература.

Конец XIV века. 113×88. Третьяковская галерея, Москва [22211].

Точное происхождение неизвестно. Находилась в собрании М. П. Боткина. Сохранность хорошая. Вставки нового левкаса в нижней части доски. Тринитарные изображения божества появляются в Византии уже в XI веке (cod. Vatic. gr. 394, л. 7), но не получили здесь широкого распространения. На Западе они всплывают с XII века, причем Христос Еммануил заменяется распятым Христом. В русскую иконопись этот западный тип Paternitas, называемый Sedes Gratiae, просочился в середине XVI века (четырехчастная икона в Благовещенском соборе Московского Кремля), что вызвало резкие нарекания дьяка Висковатого. Автор новгородской иконы следует византийско-славянской редакции, но допускает вольности в надписях, превращая Ветхого Деньми в Бога-Отца.
¦

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector