Монах пришёл к старцу (радостный такой!): «Авва, я умолил Бога и Он отнял у меня все болезни. «
Авва: «Безумец! Моли Бога, чтобы всё вернул!» Я беседовал с одной женщиной, долго приводили доводы, а потом Она неожиданно для меня сказала: «Вижу, что болезни мои мне на пользу!»
К помощи врача прибегать нужно, не прибегают к помощи врача святые. Можно подлечиться.
Когда приезжали новые паломники на лечение, то их первым делом приводили в церковь на службу и молитву. Мужчины стояли справа от алтаря, женщины — слева. После службы батюшка всех обходил, разговаривал, брал за голову или руку, внимательно смотрел на больного. Многие после его взгляда падали на пол, бились о стены головой, кричали. Монахи говорят, что это злые духи выходят из человека. Некоторых больных он на излечение не брал. Тогда к таким людям приходил староста и просил их уехать. Батюшка о причинах отказа в лечении никому не говорил. После сеансов лечения батюшка отдыхал, а порой и болел, так много сил и энергии уходило на больных.
И монахи, и паломники кушали в трапезной группами человек по 20. Все рассаживались за длинный прямоугольный стол, получали миски и ложки. Монах раздавал еду по кругу, когда он завершал выдачу первого блюда последнему из двадцатки, первый получивший суп, должен был его уже съесть, чтобы миска была пустой, и в нее можно было класть второе. Андрей был первым и в первый день не успел опорожнить свою миску вовремя, монах его ждал. В следующие дни ему пришлось быстрее черпать еду. Поражало, с какой точностью монах раздавал пищу. Ни одной минуты не было простоя, все размеренно, спокойно, ритмично. В освободившуюся миску наливали и компот. Андрею сначала это было непонятно, ведь ее не мыли после супа и второго, но потом привык.
После обеда монахи отдыхали часа два, а паломники в это время трудились.
Отец Петра к концу недели встал на ноги и домой поехал уже на своих ногах. Но батюшка сказал, что его поздно к нему привезли, так как процесс разложения уже зашел далеко и можно этот процесс только замедлить, но не остановить. Отец прожил еще три года. Ему было 86 лет, когда он умер.
Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем очередную часть беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой.
– Отец Лука, расскажите нам ещё об Иисусовой молитве.
– Эта тема очень важна и актуальна. Монахи нашей обители часто затрагивают ее в беседах с паломниками.
Мне вспомнились замечательные слова Святителя Григория Паламы, обращенные к христианам, подвизающимся в миру. Он подчеркивает, что если они будут благоговейно внимать словам Божественной Литургии и других церковных служб они близки к тому, чтобы достигнуть бесстрастия. То есть то, к чему монах стремиться всю свою жизнь, миряне могут добиться таким простым способом: регулярно посещая богослужение и глубоко погружаясь и переживая слова церковной молитвы. Тем более если и в остальное время будут стремиться мыслями и делами быть со Христом.
Очень препятствует в этом телевизор и другие подобные ему развлечения, отвлекающие и рассеивающие ум. Если миряне смогут их ограничить – творение непрестанной молитвы станет для них еще более доступным и достижимым делом.
– Расскажите о послушании. Какие ошибки могут сопутствовать реализации этой добродетели?
– Если говорить о монашеском послушании – здесь все просто. Святые отцы высказались по этому вопросу ясно и недвусмысленно. Послушание инока своему старцу должно быть полным. А в общежительных монастырях старец – это игумен обители.
Если монах задумывается, размышляет, сомневается над тем, что сказал ему старец – такое послушание является ущербным. Если же ради Христа, ради любви ко Господу не будет сомневаться, а окажет послушание – Бог его не оставит.
Послушание монаха – это великое таинство: чем больше ты оказываешь послушание своему старцу – тем больше освобождаешься от своих страстей.
Жизнь инока имеет разные этапы. Поначалу оказывать послушание будет легче, но по прошествии лет монаху станет казаться, что он повзрослел и приобрел опыт, тут-то и необходима осторожность: сходить с пути послушания нельзя.
У нас в обители был один монах который вплоть до своей кончины (в 92 года) оказывал удивительно простое и беспрекословное послушание игумену. Вот настоящий пример для подражания!
Может ли быть вред от послушания? Для монаха, который любит Христа – нет. Если даже он сделает что-нибудь неправильно – Господь исправит эту ошибку.
– Как быть иноку в следующих ситуациях: если игумен побуждает его к продолжению образования (пусть даже и в духовном учебном заведении) после пострига, или если молодого иеромонаха направляют в женский монастырь в качестве духовника?
– И то и другое является серьезной проблемой. В таких случаях можно обратиться за советом к опытному старцу.
Здесь, на Святой Горе Афон, в соответствии с многовековой традицией принято следующее правило: любые знания полученные до пострига только приветствуются, но учеба монаха после принятия пострига не благословляется. Нет ничего более ценного и высшего чем путь иноческой жизни.
Второй упомянутый вами случай еще более серьезный. Из древних Патериков хорошо видно, сколь осторожны были отцы при выборе священников, направляемых в женские обители. Еще в монастырях преподобного Пахомия предпочтение отдавалось пожилым и опытным иеромонахам, да и те отбирались с большой осторожностью.
Служение молодых священнослужителей в женских обителях не только неправильно, но и недопустимо.
– Так и есть. Надо быть осторожными. Предположим монах учится в Духовной академии в большом городе. Даже если он не подвергнется самой страшной опасности, те сцены и образы, которые посредством глаз будут входить в его ум и сердце, принесут ему огромный духовный вред. Мы не должны потерять исихастский характер православного монашества[2]. Будем молиться, чтобы Господь просветил священноначалие нашей Святой Церкви и оно в полной мере следовало Священным Канонам, не ставя под угрозу спасение монахов и монахинь.
– Допустимо ли лечение средствами альтернативной медицины (гомеопатия, иглоукалывание и т.д.)?
– На этот вопрос существует вполне однозначный ответ. Непонятно, почему до сих пор у кого-то есть сомнения относительно допустимости подобного лечения. Оно совершенно неприемлемо.
Даже если взглянуть на проблему через призму медицины, мы не сможем, опираясь на известные данные о физиологии человека, объяснить благодаря чему происходит излечение в иглоукалывании, гомеопатии и других практиках альтернативной медицины.
Но у этой проблемы есть и другая сторона. Нельзя забывать о философии, которая скрывается за альтернативным лечением, в основе которой лежат восточные религии и учения. Например, иглоукалывание это часть китайской философии: воздействие на активные точки организма призвано разблокировать и наладить правильное течение жизненной энергии. Тоже самое и гомеопатия: она основывается на психосоматическом учении, описанном в философии индуизма.
Не думаю, что православные люди могут основываться на подобных началах.