Можно ли молится за здравие священника

В одной из бесед с настоятелем Свято-Серафимовского храма, протоиереем Николаем Катальниковым, я затронула тему церковной записки — листочка с перечнем имён, подаваемых на богослужение для поминания своих родных и близких. На первый взгляд незначительный вопрос оказался для батюшки “больной темой”. Так и получился целый разговор, который предлагается вашему вниманию. Итак, церковная записка — советы священника…

Если человек пришел в храм, он должен понимать, что он пришел не только от себя лично, но и от всех своих родных и близких. Отсюда церковная молитва о живых и мертвых, которых мы знаем. Отсюда существование записок, когда люди поминают не только себя, но и родных, и знакомых.

Как же правильно написать церковную записку? Во-первых, в записке нельзя писать имя человека, который не крещен. Обязательно надо указать, за что молимся: о здравии или о упокоении. Так и пишется: “о упокоении”, “о здравии”, а рядом — небольшой православный крест. Раз написали “о здравии”, то имена перечисляются в родительном падеже: “о здравии Ивана, Татьяны, Николая”, и т. д. В записке употребляются только христианские имена, желательно полные. Так, вместо “о здравии Ивана” лучше написать “о здравии Иоанна”. В церковной традиции принято также перед именами отмечать: “болящего”, “младенца” (ребёнка до 7 лет), и “отрока” (ребёнка старше 7). Если мы молимся о церковнослужителе, отмечается его сан: “епископа”, “протоиерея”, “монаха”.

Иногда можно встретить такую приставку, как “заблудший”. В связи с этим есть показательный случай из моей практики. Один раз попадается мне записка — “О здравии такой-то” и далее — человек десять “заблудших”. В связи с этим стоит напомнить, что заблудшие — это не алкоголики и наркоманы (их скорее всего следует считать болящими). Под заблудшими подразумевают отступивших от веры. Потому что, если “заблудший” — грешащий таким-то грехом, тогда кто из нас не заблудший? Если человек пошел в секту — вот это заблудший, потому что он был крещен и отошёл от своей веры. Это категория людей, за которых мы молимся, чтобы они вернулись в лоно Православной Церкви.

Встречаются ещё и “ненавидящие”, “обидящие”, которые попадают под ту же категорию грехов, свойственных каждому человеку. Поэтому лучше ограничиться следующим: священный сан, “болящий”, “отрок”, “младенец” и “заблудший” (человек, который в секте).

В записке о усопших пишется только церковный сан, а до сорока дней после смерти добавляется “новопреставленный”. Естественно, что и в этом случае упоминаются только крещёные люди.

Еще один очень важный момент — это часто встречающийся в записках просто безобразный почерк. Поэтому при написании записки надо представлять атмосферу, в которой она читается. Сотни людей, перед священниками тысячи имен, он должен их все прочитать и проговорить. И когда священнослужитель сталкивается с тем, что записка написана небрежно, то у него складывается соответственное отношение к тому, кто это пишет. Записки очень характеризуют человека, поэтому надо уважать священников и заполнять записки аккуратным, разборчивым почерком.

Не следует писать и бесконечные записки. Общепринятое число — 7-10 человек. Это разумно и реально. Если же мы начнем перечислять всех, кого знаем, то не хватит никакой службы. В записках должен упоминаться только очень близкий круг людей, в основном родители, дети, и те люди, которые очень нуждаются в помощи.

Бесспорно, что записка должна быть обязательно прочитана на службе. В связи с этим у людей существует много переживаний — а вдруг не прочитают, потеряют или забудут? Беспокоиться на этот счёт не нужно ни в коем случае. Надо понимать, что перед священником стоит задача помянуть круг людей, имена которых поданы в записках. Но в практической жизни из-за множества имён этого реализовать нельзя, особенно по большим и двунадесятым Праздникам. В связи с этим принято, что священник читает только заказные службы, а все, кто присутствует в алтаре (вторые священники и пономари), читают остальные имена. Эта форма не только допускается, но и считается нормой. Но даже для того случая, когда есть бесконечное количество имен, и их не успевают прочесть даже все, кто стоит у престола, существует следующая молитва из Литургии Василия Великого: “Помяни, Господи, всех, кого мы забыли помянуть, всех, кого некому помянуть, и всех, кого мы не помянули за множеством имен”. Поэтому, если имя не было произнесено, смущаться и волноваться не надо. Да и вообще лучше не прислушиваться в ожидании прочтения именно вашей записки, игнорируя другие имена. Ведь в чем смысл поминания? Все люди совместно поминают то конкретное имя, которое звучит сейчас. Этим молитва усиливается в десятки, в сотни раз. А зачастую получается, что мы пришли помолиться только за “своих”, и этим исключили себя из общего делания. На самом деле помянуть своих родственников — это не прошение к священнику, это прошение ко всей Церкви, а значит вся Церковь (которую составляет каждый из нас) должна молиться за этих людей. Таким образом мы сможем содействовать не только собственному спасению, но и спасению всех, кто нас окружает. Это и будет проявлением общности Церкви для спасения не только себя, но и всех людей, которые нас окружают.

Протоиерей Николай Катальников.
Беседовала Екатерина Громовая

Чтобы например не сорокоус, где перечисляет много имен,а за конкретного человека молился.Только если батюшка знакомый?ведь духовники не у каждого есть

Сорокоуст как раз заказывается за одного человека, за которого в Церкви молятся в течение сорока дней за здравие, или за упокой, как будет указано в требе. Можно заказать батюшке молебен за здравие человека. Очень желательно на молебне постоять и самим. В дни, когда служится литургия, заказать проскомидию, тогда за человека будут молится в алтаре и частицы за здравие или за упокоение будут погружены в потир — Чашу спасения,а это высшая форма поминовения за здравие или за упокой. В любом случае этот вопрос можно обсудить с батюшкой и он подскажет, что лучше сделать в том, или ином случае.

Не нужно умалять значение собственной молитвы за человека. Горячая сердечная просьба ко Господу, к Богородице или святому, через ходатайство которого подаётся прошение о здравии и об исцелении, тоже творит чудеса. На домашние молитвы о больном человеке желательно взять благословение у священника.

Переступите порог Храма, подойдите к батюшке и обратитесь к нему с просьбой. Обращаться можно к любому батюшке, не обязательно к знакомому.


Еще преподобный Амвросий Оптинский писал, что молитва о некрещеном и иноверце допускается в храме, но лишь до тех пор, пока он жив. По смерти же неправославного молитва о нем в храме недопустима.

Если мы посмотрим на чинопоследования, которые предлагает Церковь для погребения инославного, то заметим, что в этом чине нет ни одной собственно заупокойной молитвы, по своей сути эти богослужения являются молитвенным утешением для православных верующих, у которых скончался близкий неправославный. Поэтому, конечно, подавать на панихиду записки с именами некрещеных, иноверцев или же тех, кто явно отрицал бытие Бога, было бы неправильным.

Частным же образом, в домашней молитве допустимо и даже желательно близким молиться о своих умерших родных словами молитвы преподобного Льва Оптинского: Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

О живых неправославных подавать записки можно на молебен, если только в конкретном храме нет запрета на это. Все же молитва церковной общины – дело ее внутренней жизни и если приход не готов приносить молитвы о не членах Церкви, то неразумно было бы их заставлять совершать подобную молитву. Как известно, “невольник – не богомольник”.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru

прп. Амвросий Оптинский никогда такой ереси не говорил. Потрудитесь перечитать его наследие. Это даже противно духу оптинского старчества – идти против постановлений Церкви.

Христос пришел в мир за грешниками.. Возлюби ближнего своего, как самого себя.

“Поэтому, конечно, подавать на панихиду записки с именами некрещеных, иноверцев или же тех, кто явно отрицал бытие Бога, было бы неправильным.” Было бы неправильным в Святой Соборной и Апостольской Церкви, в РПЦ, где утверждается, что якобы Амвросий Оптинский ВОПРЕКИ Священному Преданию и Догмату, открытому Самим Господом Богом о том, что Отвеща Иисус: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие: рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть.(Иоан.3,5,6), а вот де Амвросий разрешил Церкви молиться за нехристей у Престола Божия. А может, это конкретный подчиненный экумениста Курила Гундяева интерпретировал слова Амфвросия н нынешний сатанинский лад?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector