Деисус икона о чем молятся

Деисус — (от греческого деисес — моление святых за человеческий род) каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя (обязательные персонажи).

Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Исус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Греческое слово ДЕИСУС означает в переводе с греческого Моление или Прошение.
На русской земле деисус превратился в деисусный чин, то-есть один из рядов высокого иконостаса. Почти всегда чин расширяется, включая больше или меньше икон, изображающих архангелов, апостолов, пророков и других достойных быть на этом месте. Порядок остается неизменным: Христос в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола..

Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется или более коротко . В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С ХII — XIV вв. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.

В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого.

Порядок расположения икон в храмовых залах православных церквей не случаен, впрочем, как и применяемые в написании самих образов каноны. Определенным традициям, правилам расположения на центральном иконостасе подчиняется каждый, находящийся там образ.

Определенный порядок, в котором располагаются конкретные образы, имеет собственное название. Случайно или же произвольно в храмовом зале не может быть размещена ни одна икона. Деисусный чин – одно из таких незыблемых правил расположения образов на части центрального иконостаса в храме, но не только. У этого понятия есть и иные значения.

Деисусный чин иконостаса – традиционный порядок расположения образов во втором его ряду. Именно второй ряд считается основным, как в большом, главном иконостасе православного храма, так и в малом.

Второй ряд в иконостасе православного храма включает в себя как обязательные образы, так и второстепенные. Их количество напрямую зависит от величины иконостаса и статуса церкви. Это означает, что в городском соборе образов деисусный чин будет содержать намного больше, чем в сельской не очень большой церкви.

Как уже и было упомянуто, центральное место в чине занимает образ Господа. Далее по сторонам от Иисуса размещаются два образа, их включает в себя каждый деисусный чин, вне зависимости от статуса или же размеров храма. Это иконы, изображающие Богородицу и Иоанна Предтечу.

Далее места на иконостасном ряду занимают архангелы – Михаил и Гавриил, апостолы – Павел и Петр. Вслед за ними располагают иконы с изображениями мучеников, святителей, преподобных.

Конечно же, деисусный чин возник не просто так и расположение иконописных образов несет в себе определенный смысл. Понять его совершенно не составляет труда даже далекому от религиозного мировоззрения человеку при внимательном взгляде на иконостас.

В центре ряда находится образ Господа, сурово взирающего перед собой. Продолжает деисусный чин Богоматерь, находящаяся по правую руку Христа. Взгляд Богородицы обращен уже не на верующих, а на Господа. Образ Иоанна Предтечи или же Крестителя, расположенный по левую руку Иисуса, также развернут к Господу. Расположение остальных образов, дополняющих ряд, аналогично.

Таким образом, суть этого ряда интуитивно понятна и воспринимается каждым человеком. Деисусный чин изображает суд Господа над людьми. Богородица и Иоанн выступают в роли заступников, молителей за человеческие души. Поэтому их образы в иконостасе развернуты в сторону Христа, обращены к нему, а не к взирающим на них прихожанам храма.

Именно в посреднической молитве о прощении и милосердии и заключается догматическое значение деисусного чина. О прощении рода человеческого Иисуса молят Богоматерь и прочие святые, они воплощают собой заступничество за души людей пред Господним престолом.

Деисусный чин – это не только ряд в храмовом иконостасе. Скорее, термин обозначает художественную композицию, выражающую конкретный смысл. Это может быть как сочетание многих икон, выстроенных в один ряд, так и длинная настенная фреска. Разумеется, в этом же стиле и с аналогичным смыслом выполняются и простые иконы.

Иконопись в деисусном стиле возникла благодаря становлению литургии в византийских храмах. Этот период был связан с так называемым временем иконоборчества. В храмах Византии в тот период во время богослужений на архитрав алтарной преграды помещалась небольшая икона с деисусным сюжетом. Изображены на ней были, как правило, лишь сам Господь, Иоанн Предтеча и Богоматерь. Обуславливалось это тем, что подобное содержание иконы максимально точно передавало суть христианства – прощение, заступничество, любовь и милосердие.

После окончания эпохи иконоборчества деисусный жанр остался одним из самых востребованных. Небольшие алтарные образы развились до триптихов в домах и, конечно же, целого ряда на православных церковных иконостасах.

Помимо отдельных небольших образов, к деисусным относят и составные ряды в домашнем Красном углу. Красный угол – место в доме, где размещаются образы святых, лампады, свечи. То есть это место в доме, предназначенное для молитвы. В домашнем деисусном ряду допускаются различные отступления от канонов, соблюдаемых в храмовых иконостасах. К примеру, образ Крестителя на Руси достаточно часто заменяют иконой с ликом Николая Чудотворца.

Храмовые деисусные ряды могут являться огрудными, ростовыми или же оглавными. Вне зависимости от того, как оформлен ряд, порядок расположения образов в нем соблюдается неукоснительно. Центральное место занимает Господь, рядом с ним расположены фигуры Крестителя и Богородицы. Далее следуют два архангела. Вслед за их образами наступает черед апостолов, а далее располагаются мученики, святые, преподобные.

Тем же термином обозначаются и другие изображения. Их можно встретить в настенных росписях, в разных частях храма снаружи и внутри: в алтаре, в нише главной апсиды, на предалтарной арке, на внутренней стене церкви, над входом в храм.

Например, в росписи алтаря Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в деисусе представлены Спас на престоле и предстоящие Богородица с Иоанном Крестителем. А на фреске Мартириевской паперти в Новгородской Софии композицию деисуса составляли семь поясных изображений. Помимо Христа, Девы Марии и Предтечи в нее входили еще два архангела — Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector