Икона ангел пустыни о чем молится

Икона в подарок

Так мы рассматривали икону и разговаривали.

— ? Я решила заказать писанный образ для храма в удаленном селении по Калужскому направлению (Клинский р-н, деревня Клинково). Я увидела, что в церкви одни бумажные иконы и мне захотелось сделать подарок, священник сказал, что нужно написать именно эту икону. Год назад батюшка удивительным образом предсказал мне, что я поменяю место работы, и даже описал, какой будет новая. Так все и случилось. Вы, Екатерина Борисовна, каждый день бываете в мастерской, даже в выходные дни – наверное, живете где-то рядом?

— Нет, — ответила я, — я живу на Юго-западе Москвы.

— А где вы живете?

— Возле Воронцовского парка.

— Вот совпадение: и я там живу.

— Я живу в доме номер такой-то.

— И я в этом же доме. Я живу с первого дня заселения. А вы в каком подъезде – я почему-то вас никогда не видела? Ведь мы, вероятно, ходим в один магазин за продуктами

— В третьем, и я тоже с первого дня заселения, но я вас тоже никогда не видела Хотя лицо ваше кажется мне знакомым.

— Удивительно, а я – в четвертом

— Вот и познакомились.

. Елена Анатольевна собралась отвезти икону в храм.

Жизнь сейчас у всех напряженная, люди очень сильно загружены и ценится каждая минута. И хотя Елена Анатольевна решила отвезти икону, выбрала время, но житейские обстоятельства складывались так, что она всё же опаздывала на электричку, последнюю из тех, на которых нужно ехать, чтобы всё же успеть. А священник (его нужно обязательно застать) не живёт при храме и лишь приезжает на службы, которые – только по праздникам.

Приехала поздно. Храм закрыт. Она стояла в раздумье.

— Да что вы стоите здесь? – спросила одинокая женщина, — служба окончилась. Уже никого нет.

— Но мне непременно нужно видеть священника, — сказала Елена Анатольевна.

— Если так: отец Иоанн в вагончике пьёт чай, — и проводила её.

Они вошли в маленькую комнату, и увидели нехитрую трапезу. Священник удивленно всматривался в женщин недоумевая, что привело их сюда. Казалось, он забыл полугодовой давности разговор с Еленой Анатольевной и уже вовсе не помнил её обещание.

— Я привезла икону, — произнесла Елена Анатольевна, — ту самую. – и аккуратно достала сверток.

Отец Иоанн бережно развернул красную ситцевую ткань. И, потрясённый, застыл в удивлении (. )

— Наталия, Наталия, иди скорее сюда, — громко позвал он, — тебе икону привезли!

Тут уже удивилась Елена Анатольевна:

— Я эту икону в подарок для храма привезла, — сказала она.

— А мы гадаем: что же делать? В субботу праздник Иоанна Предтечи, а у нас нет Его иконы и, даже, на аналой для поклонения верующих нечего положить. А Наталья всё сокрушалась об этом. И было ей откровение – видите, Елена Анатольевна, икона в храм через Вас пришла

Наталия посмотрела загадочно:

— А знаете, в 91-м году к нам старец приезжал. И сейчас ещё храм разрушенный, а тогда – и вовсе пусто было. И старец благословил и сказал, что к нам в Клинково люди потянутся, и наш храм богатый будет. Очень богатый.

— Да, — подумала Елена Анатольевна, — на всё Воля Божия. И, всё-таки, я успела.

11 сентября по Новому стилю Святая Церковь празднует Усекновение Главы Иоанна Предотечи – одного из величайших святых и пророков.

Икона была написана в 1560-х годах по заказу Иоанна Грозного, названного в честь Иоанна Предтечи, для Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря, расположенного близ города Александрова Владимирской области.

Иоанн Креститель представлен фронтально (фигура обращена прямо к зрителю, без поворота в сторону), в полный рост, с крыльями за спиной. Он одет во власяницу с короткими рукавами и охристый гиматий. Руки и ноги Предотечи обнажены – в иконописи это всегда является признаком страдания. Правой рукой, сложенной в благословляющем жесте, он направляет взгляд зрителя на чашу со своей усекновенной главой.

Лик – как самого Иоанна, так и его отсечённой главы – выражение сосредоточенной внутренней молитвы: сдвинутые к переносице брови, небольшой плотно сжатый рот. Пышные волосы не взлохмачены, как на многих других иконах, напротив, они аккуратно спускаются на плечи четырьмя прядями. Вьющаяся борода тоже оканчивается четырьмя прядями, что придаёт всему образу ритмичность и упорядоченность.

Мастеру удалось добиться тонкой техники личного письма, с едва уловимыми переходами от тёмного к светлому. Создаётся ощущение мягкого ровного света, заливающего лик святого.

В правой руке, кроме чаши и свитка, Иоанн Предтеча держит длинный коричневатый посох с крестом в навершии. Посох – как символ проповеди, крест – символ мученичества, понесённого за Христа.

Часто на иконах Ангела Пустыни в чаше изображается Богомладенец Христос, а Иоанн указывает на Него рукой. Это объясняет, почему на данной иконе глава Иоанна Предтечи изображена не на блюде, следуя Евангельскому тексту, а в чаше: быв Предтечею Христу во всём, Иоанн предшествовал ему и в мученической жертвенной кончине. Указывая на свою главу, он как бы напоминает нам о том, что мученичество в земной жизни делает человека равным ангелам, возносит его в небесные селения.

Иоанн Креститель, призывающий к покаянию, доброделанию и подвигам, сам явил их своей жизнью и смертью. И поэтому за спиной святого изображены широко раскрытые красновато-коричневые крылья, оттенённые золотыми лучами инакопи. Они, как и секира, не принадлежат этому миру; художник намеренно отличает их от общей зелёно-охристой гаммы.

Благодаря продуманной до мелочей композиции, икона выглядит удивительно гармоничной, связанной единым движением.

Можно бесконечно смотреть на неё, открывая в ней всё больше таинственных связей и духовных параллелей.

Поражаясь глубине замысла поистине талантливого художника.


Иоанн Креститель – один из самых почитаемых христианами святых. Праздники, связанные с ним (Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы Иоанна Предтечи), относятся к великим.

Молитва, обращённая к этому святому, помогает увидеть свою греховную природу и придти к покаянию, стать чище душой и ближе к Богу. Именно поэтому монахи считают его своим покровителем. Жизнь и деяния Иоанна стали прообразом иночества.

Оставшись сиротой, он с самых малых лет жил один в пустыне и провёл там большую часть своих дней, вкушая только самую скудную пищу и одеваясь в рубище. Лишь в 30 лет он вышел к людям, в долину реки Иордан, с проповедью о покаянии, которая сделала его величайшим пророком и предтечей Христа. Как пророк он предрекал скорое Пришествие Мессии, как Предтеча – готовил его.

Иоанн приходился родственником Спасителю, поскольку мать Крестителя, праведная Елисавета, происходила из рода Давидова, как и Богородица, и был старше Его всего на полгода. Спаситель почитал его величайшим из людей и своим другом.

На иконах Иоанн Креститель часто изображается в виде Ангела пустыни, в одежде из грубой верблюжьей шерсти, с крыльями за спиной. А его лик даже немного похож на лик Христа.

Кончина Иоанна, последовавшая вскоре после Крещения Иисуса и незадолго до Его выхода на общественное служение, сделала Крестителя первым мучеником Нового Завета.

Пророк был очень популярен в народе, ему верили и шли за ним. И даже тетрарх (верховный правитель) не мог игнорировать правду, которую говорил Иоанн. В то время Галилеей правил Ирод Антипа, который был известен греховным образом жизни. Он взял в жёны супругу своего брата Иродиаду, а это считалось величайшим преступлением против Закона Моисеева, нарушением седьмой заповеди. И Предтеча говорил об этом.

Иоанн Креститель обличает Ирода Антипу. Картина Мазолино да Паникале, 1435. Фото: Википедия

Иродиада, ненавидевшая пророка, добилась его ареста, а затем, хитростью, и казни. Ирод не хотел лишать жизни Иоанна, боясь народного гнева. Однако Иродиада подослала на царское пиршество свою дочь Саломею, которая прекрасно танцевала. Очарованный танцем девушки Ирод обещал исполнить любое её желание. И тогда Саломея, подговорённая матерью, потребовала себе в награду голову Иоанна Крестителя.

Отрубленная голова была внесена в пиршественный зал. По преданию, даже тогда уста пророка продолжали говорить правду, изобличая Ирода и Иродиаду.

Согласно христианской традиции день предстояния мученика перед Богом воспринимается одновременно с великой радостью и великой печалью. Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи верующие отмечают строжайшим однодневным постом, чтя память великого пустынника и аскета, ставшего образцом монашеского делания.

Священнослужители во время службы надевают красные облачения, символизирующие пролитую мучеником кровь и его подвиг.

На средства ктитора храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе Игоря Ашурбейли в 2011–2014 году был полностью восстановлен уникальный храм в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области.

Храм был возведён приблизительно в 1758–1777 годах. По одной из версий, его проект был создан знаменитым архитектором Василием Баженовым. 11 сентября прихожане храма в селе Хирино будут отмечать престольный праздник.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector