Икона плащаница о чем молятся

Туринская плащаница представляет собой льняной плат бледно-желтого цвета длиной 4,36 м и шириной 1,1 м. Полотно соткано зигзагом 3 на 1 (одна поперечная нить переплетает три нити то сверху, то снизу). Такой способ применяли в первые века в Передней Азии.

Доктор Макс Фрай в 1973 году снял с помощью микропылесоса, снабженного клейкой лентой, с поверхности плащаницы двенадцать выборок пыльцы. На основе сделанных проб он смог определить пятьдесят восемь видов растений. Большинство из них произрастает на Ближнем Востоке, причем тринадцать солелюбивые и пустынные растения, произрастающие только в Южной Палестине и в бассейне Мертвого моря. Пыльца их могла попасть на ткань только тогда, когда ткань находилась в этих регионах.

На плащанице два отпечатка человеческого тела в полный рост: со стороны лица и со стороны спины. Плат покрывал голову, тело и ступни, поскольку отпечатки на ткани расположены головой к голове. Согласно медико-анатомическим исследованиям, на ткани изображен мужчина ростом около 180 см в возрасте от тридцати до сорока пяти лет.

Исследования плащаницы начались после того, как адвокат Секондо Пиа в 1898 году с разрешения итальянского короля Умберто I сделал несколько ее фотографий. Оказалось, что изображение тела на плащанице представляет собой негатив. Когда Пиа посмотрел на негатив, то был изумлен четкостью и яркостью изображения. Это было настоящее открытие. Позже он писал, что во время обработки полученных негативов в темноте он внезапно увидел, как на пластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие: на Туринской плащанице запечатлено негативное изображение, и позитивное изображение Иисуса Христа можно получить, сделав негатив с Туринской плащаницы.

Открытие, сделанное С. Пиа, полностью опровергает версию скептиков, что плащаница — средневековая подделка. Возникают сразу два вопроса, на которые атеисты ответить бессильны. Само понятие о негативе появилось лишь после изобретения фотографии. Как в Средние века художник мог создать на ткани негативное изображение? С какой целью?

Дальнейшие исследования, которые продолжаются уже более ста лет, полностью подтвердили, что святыня является подлинной.

Изображение тела на плащанице с точки зрения анатомии безупречно. К этому пришли еще в 1902 году французский биолог Поль Виньон и профессор Ив Делаж. Средневековая анатомия не имела серьезных достижений, поскольку запрещено было делать вскрытия. Научная анатомия берет начало с Андреаса Везалия (1514-1564). Никакой имитатор не мог это сделать.

Исследования показали, что в плащаницу был завернут человек, распятый по древнеримскому обычаю. Пробиты ступни; руки пробиты не в ладони, а в запястье. Ни один художник в Средние века не решился бы отступить от иконописной традиции. Невероятно, чтобы он знал, что ладони не выдержат тяжести тела. Только в первой половине XX века это признал хирург Пьер Барбе путем опытов (подвешивал тяжести в ампутированной руке).

В 1930 году Пьер Барбе сделал важное открытие. Он искал объяснение того, почему у Распятого на плащанице отпечатались только четыре пальца на каждой руке. Нет большого пальца. Когда он вбил гвоздь в запястье ампутированной руки, то большой палец согнулся и ушел под ладонь. Причина — разрыв запястного сухожилия. И вновь вопрос к упорствующим скептикам: неужели предполагаемый фальсификатор мог в Средние века знать то, что открыл ученый анатом в XX веке?

И еще об одном открытии, которое было сделано благодаря плащанице. Страдающего Спасителя обычно изображают в терновом венце в форме обруча. На плащанице отчетливо видны многочисленные следы крови на голове, истекавшей из проколотых шипами сосудов. Таких ран тринадцать на лбу и двадцать на темени. Следовательно, терновый венец имел форму круглой шапки. Именно такой форма и могла быть, так как воины, глумясь над Страдальцем, надели на Него, как на Царя Иудейского, багряницу и царский венец. На Востоке цари носили венец в форме митры. Бесчеловечная жестокость проявилась и в том, что воины били Его по голове тростью (Мк 15, 19). От ударов тростью по терновному венцу острые шипы впивались в голову, причиняя мучительную боль.

На плащанице много пятен крови (реальные следы, а не изображение). Исследования, проведенные в 1981 году учеными Б. П. Боллоне, М. Йорио и А. Л. Массаро, убедительно показали, что кровь эта человеческая. Она принадлежит к IV группе (АВ).

Анализ отпечатков тела (сзади и спереди) показывает, что на теле много следов от ударов. «Безвинный Страдалец испещрен многочисленными повреждениями, сделанными кнутами. В центре удара рана темнее, здесь травмы глубже и крови больше, по краям пятна светлее. Там долго текла сукровица, потому что раны раздражались одеждой и медленно сохли. В страшных разрывах вся спина, поясница и ниже. Тело отмечено многочисленными следами жестокого бичевания — девяносто восемь ударов плетью! Избивали с большой силой от плеч до ног за исключением зоны сердца, потому что удары в этой области могут быть смертельными.

В 1988 году были проведены радиоуглеродные исследования в лабораториях Оксфордского университета, университета в штате Аризона и Института технологии в Цюрихе. Углеродный анализ заключается в измерении количества углерода 14 (С-14) в исследуемом образце. С-14 является радиоактивным изотопом, который со временем распадается. Чем образец древнее, тем в меньшей степени С-14 радиоактивен. В ходе исследований 1988 года были получены датировки: Аризона 1304 год ± 31; Оксфорд 1200 год ± 30; Цюрих 1274 год ± 24. Эти результаты сразу же вызвали вопросы: 1) Почему полученные даты противоречат данным, которые прямо или косвенно доказывают ее древнее происхождение? 2) Являются ли эти расчеты корректными, если исследователи не учитывали загрязнения плащаницы более молодым углеродом? Радиоуглеродный метод позволяет определить возраст предмета только тогда, когда соотношение изотопов в образце не нарушено за время его существования: образец не был загрязнен углеродосодержащими материалами более позднего происхождения. Этого нельзя сказать о плащанице. В 1508 году она была вынесена для поклонения. Чтобы доказать, что она не создана художником, ее долго кипятили в масле, мыли и терли, но не смогли снять и уничтожить отпечатков. Плащаница неоднократно попадала в огонь (пожары 1201, 1349, 1532, 1934 годов). Во время пожара 1532 года в храме города Шамбери некоторые места ее обуглились. Серебряный ковчег частично расплавился. На плащанице остались следы капель серебра. После пожара плащаницу чистили. В то время в качестве растворителей использовалось горячее растительное масло. Поскольку в 1988 году при исследовании плащаницы это учтено не было, то результаты его являются научно некорректными, а датировка не может быть признана правильной.

Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян 2, 24).

В 1997 году точная копия Туринской плащаницы была передана в Московский Сретенский монастырь. В том же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил ее как Нерукотворный Образ Спасителя.

Послесловие

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим 10, 17), — пишет апостол Павел. Вера в Бога, стремление к Нему является чувством врожденным. Но вера невозможна без знания. Вера не что иное, как точное знание о Боге и духовном мире. Почему вера от слышания? Люди во времена апостолов слушали слово Божие, которое те проповедовали, узнавали от них, как от очевидцев, от учеников Спасителя, о Боге и Его учении. Апостолы эти знания получили от Самого Иисуса Христа. После времен апостольских знания о Боге, о вере люди стали получать, читая Священное Писание и творения святых отцов. Также научение в вере шло изустно, от духовно опытных людей — священников, богословов.

Большинство наших соотечественников, к величайшему сожалению, было оторвано от духовной жизни и учения Церкви. Ведь Россия свыше семидесяти лет находилась в атеистическом плену, горькие плоды этого безбожного периода мы пожинаем до сих пор. Но идти к Богу не поздно ни в каком возрасте. Господь открывается и взрослому человеку, который пришел в храм на склоне лет и делает первые шаги на пути духовной жизни, и ребенку. Изучая православную веру, читая Священное Писание, другие духовные книги, человек постоянно открывает для себя что-то новое, неизведанное. Это относится ко всем без исключения людям, ибо Православие — огромный, богатый, невероятно прекрасный мир. Важно, чтобы, изучая этот мир, приобретая знания, мы не просто копили их, а постоянно использовали в своей духовной жизни: тогда они послужат главной цели — соединению с Богом и спасению души.

На сей иконе изображен лик Господа Иисуса Христа с Туринской Плащаницы.

Икона освящена на чудотворном образе Рождества Христова.


Икона — Плащаница Христа

На сей иконе изображен лик Господа нашего Иисуса Христа с Туринской Плащаницы.

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА

Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.

Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа со креста, обвил плащаницею и положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба.

На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.

Впрочем, у ученых осталось множество еще неразрешенных проблем, и важнейшая из них — научная датировка Плащаницы.

Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней свои следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь одному итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.
Освящение копии Плащаницы Святейшим Патриархом в Сретенском монастыре

В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.

7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

Протоиерей Николай Чернышев

… Завершились события Великого Четверга. Отдал Господь последний Свой дар ученикам – Себя Самого, Свое тело и кровь. Он был предан на неправедное судилище, а вслед за этим – на позорную крестную смерть. Человек убил своего Бога – происходит непостижимое и для святых ангелов, не только для человека…

Как икона это отражает? События, предшествовавшие Крестной смерти, да и сама Крестная смерть описаны в 12-ти Страстных Евангелиях, которые читаются вечером в четверг, а посередине храма в этом время стоит Крест Господень, и именно его созерцают верующие.

Все происходит при созерцании, непосредственном созерцании Распятого, Умершего за каждого из нас Спасителя. Мы видим и кровь, вытекающую из Его ребер, и Его самого, обнимающим Собою весь мир.

И вот наступает великий итог – день Его погребения, мы готовимся к Великой Субботе. Как здесь иконография освещает нам эти события?

Есть устойчивая традиция делать священные изображения на досках в иконной, темперной технике, которые поставляются посреди Церкви в течение всего года, а перед чином Погребения Спасителя выносится из алтаря Святая Плащаница.

Плащаница из Бачковского мон. 15 в. Болгария.

Христос во гробе, Христос покрыт пеленами, такими же, какими был покрыт и праведный Лазарь, пропитанными такими же смолами, которые не дают возможности никакого движения.

Поэтому чаще всего вместо иконы, написанной на доске, и видим мы Плащаницу, образ, выполненный, вышитый на материи, на ткани. Этот образ призван напоминать нам о той Плащанице, которой было покрыто Тело Христа во гробе.

Формы рисунка, которые мы видим на Святой Плащанице, гораздо более обобщенные, чем на большинстве икон, еще более обобщенные, чем на Распятии, написанном в православной традиции.

Вся она далека от натуралистичности, но здесь, в Плащанице, употреблено большее обобщение для еще большего целомудрия для того, чтобы меньше было напоминания о какой-либо чувственности, эмоциональности, плотяности в созерцании Тела Христа во гробе.

Вот почему Плащаница создается в иных формах, на ином материале и представляет собой даже по своей осязательности нечто иное, чем просто икона.

Образ Святой Плащаницы являет нам образ Бога, ставшего Человеком, жившего и умершего, как человек. И эта плоть Богочеловека Христа лежит во гробе… Это непостижимо, это прикровенно для нас, до конца понять это невозможно и ангелам.

Вот эта прикровенность проявлена в самих формах образа и даже в самой материи Святой Плащаницы. Когда к Ней прикасаешься, Ее осязаешь иначе, воспринимаешь как образ погребальных пелен, которыми был покрыт Первообраз при положении во Гроб.

Но смерть была побеждена Христом! Пройдет совсем немного времени, и уже на утрени Великой Субботы главным центральным образом станет икона Сошествия во ад и Воскресения Христова.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector