Икона порт артурская о чем молятся

11 декабря 1903 года, за два месяца до начала русско-японской войны, в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры пришел старик-матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица, держащая в руках плат, на котором был изображен лик Спасителя. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф.

С иконы было сделано несколько копий, которые пытались переправить в Порт-Артур, но безуспешно.

О дальнейших событиях, связанных с иконой, ничего не было известно до тех пор, пока Господу не угодно было явить новое чудо. 17 февраля 1998 года в Иерусалиме, в одном из антикварных магазинов Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока! Икона была выкуплена на деньги, занятые в русском Горненском женском монастыре. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Синодальный Отдел Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.

Среди чудотворных образов Пресвятой Богородицы есть один, уникальность которого состоит как в особенностях композиционного построения, так и в самой истории. Речь идет о Порт-Артурской иконе Божией Матери, фото которой представлено в статье. Это единственное в мировой иконографии изображение, на котором плат с Нерукотворным Ликом Иисуса Христа держит в руках сама Пречистая Дева. Согласно установившейся традиции, ее празднование в православных храмах совершается ежегодно 29 августа. Этот же образ известен под названием «Торжество Пресвятой Богородицы».

История Порт-Артурской иконы Божией Матери столь же необычайна, как и ее композиция. Прежде всего надо отметить, что это был первый чудотворный образ, явленный в XX веке. Обстоятельства же его обретения также достойны самого пристального внимания. Предание повествует, что в декабре 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел из Бессарабской губернии необычный паломник. Им оказался старый матрос Феодор Катанский, полвека назад участвовавший в обороне Севастополя.

Поклонившись святыням и получив благословения настоятеля, он поведал ему и всем присутствующим, что недавно сподобился узреть во сне Пречистую Богородицу, стоявшую на морском берегу и державшую в руках плат, окаймленный сиреневой полосой. На нем был отчетливо виден Нерукотворный Лик Иисуса Христа. Позади Нее из тумана проступали очертания города, охваченного огнем.

Весьма подробно поведал старый матрос и все прочие детали увиденного. Так, по его словам, хитон, или риза, Пресвятой Девы был синим, а верхнее облачение коричневым. Над Ее главой ангелы держали златую царскую корону, а ногами она попирала лежащие на земле обнаженные остро отточенные, но изломанные мечи.

Но более всего поразили старика обращенные к нему слова Пресвятой Богородицы. Разомкнув уста, Она поведала ему, что вскоре на восточной оконечности России вспыхнет кровавая война, и для того, чтобы обрести Ее помощь и покровительство, необходимо все увиденное запечатлеть на иконе и, отослав ее затем на Дальний Восток, поместить в одном из храмов города Порт-Артура. В этом случае Пречистая Дева предсказывала победу православному российскому воинству.

Настоятель лавры и многие из тех, кому довелось слышать рассказ бывалого матроса, отнеслись к его словам с недоверием – мало ли что может присниться старому человеку. Но когда в январе следующего года пришло сообщение о нападении японской эскадры на российские военные корабли, всем стало ясно, что это был не пустой сон, а Божие пророчество, явленное устами Пречистой Девы.

На призыв, прозвучавший в феврале 1904 года, откликнулись тысячи россиян, и вскоре из пожертвованных ими пятаков сложилась необходимая сумма, после чего приступили к исполнению задуманного дела. Написание Порт-Артурской иконы Божией Матери поручили известному киевскому мастеру Павлу Федоровичу Штронду, который приступил к выполнению заказа, предварительно уточнив у Феодора Катанского все мельчайшие подробности увиденной им сцены. Отмечается, что и во время работы над образом старый матрос находился в мастерской и помогал иконописцу советами и замечаниями.

Далее история Порт-Артурской иконы Божией Матери приняла неожиданный и весьма неприятный оборот. На Страстной седмице Великого поста 1904 года образ был торжественно освящен и по железной дороге отправлен в Санкт-Петербург адмиралу В. П. Верховскому, который, согласно договоренности, должен был незамедлительно переправить его защитникам Порт-Артура. Однако, несмотря на крайнюю срочность дела, флотоводец не счел нужным торопиться. Более двух недель он продержал образ в своем доме, а затем отдал в иконописную мастерскую для снятия копии. Между тем время шло, и новости, приходившие с театра военных действий, становились все более угрожающими. Но даже это не заставило адмирала поторопиться.

В конце апреля он по служебным делам отбыл в Севастополь, захватив с собой порученную его заботам икону Порт-Артурской Божией Матери. В результате, когда В. П. Верховский, наконец, направился на Дальний Восток, было уже слишком поздно. Из поступивших сводок стало известно, что в районе Харбина японцы перерезали железнодорожное сообщение с Порт-Артуром.

Медлительность адмирала вызвала крайнее недовольство у вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая по телеграфу приказала ему немедленно отправить икону во Владивосток и выставить на всеобщее поклонение в Успенском кафедральном соборе, поскольку доставить ее по назначению более не представлялось возможным. Однако и это высочайшее распоряжение было исполнено им лишь по истечении трех месяцев.

За истекшее время Порт-Артур был полностью отрезан неприятелем от внешнего мира, и положение его защитников стало безнадежным. Спасти их могло только чудо. Дважды отчаянные казаки пытались доставить в осажденный город предназначавшуюся для него икону, и оба раза потерпели неудачу. Помочь делу пытался и ветеран русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отставной ротмистр Лейб-гвардии полка Николай Николаевич Федоров.

Получив благословение у своего духовника – протоиерея отца Иоанна Кронштадтского, он направился из Санкт-Петербурга во Владивосток, где хранилась Порт-Артурская икона Божией Матери. Там он поместил святыню в специально изготовленный для нее контейнер и поднялся с ней на борт норвежского парохода, надеясь под видом иностранца проникнуть в осажденный город и доставить туда свой бесценный груз. Но и эта последняя попытка оказалась безрезультатной. Когда же 20 декабря 1904 года защитники Порт-Артура, так и не дождавшись обещанного чуда, подняли белый флаг, необходимость в иконе отпала.

Впоследствии ротмистр Федоров писал, что вина за падение Порт-Артура и поражение России в русско-японской войне целиком лежит на адмирале В. П. Верховском, который проявил преступную медлительность и не доставил своевременно защитникам города чудотворную икону. Этим он прогневал Царицу Небесную и навлек неминуемую беду. Что же касается экономической отсталости государства, ее устаревшего вооружения и коррумпированности, разъедавшей тогда высший эшелон власти, то их почтенный ветеран не принял во внимание.

Заплатив установленную цену и оформив все необходимые документы, паломники доставили икону Порт-Артурской Божией Матери в Екатеринбург, где после тщательно проведенной экспертизы была заверена ее подлинность и поставлен вопрос о необходимости реставрации. Причиной тому стало повреждение части живописного слоя, а также плохое состояние деревянной основы, изъеденной жучком.

Для проведения необходимых работ из храма в Екатеринбурге икону Порт-Артурской Божией Матери отправили в Троице-Сергиеву лавру, где высококвалифицированные специалисты-реставраторы устранили все повреждения и вернули ей первозданный вид. Вскоре после этого она была доставлена во Владивосток и помещена в Свято-Никольский кафедральный собор, являющийся мемориальным памятником воинам, отдавшим свои жизни во время русско-японской войны 1904-1905 гг. С этого времени возобновилось ее всенародное почитание, и ежегодно 29 августа в стенах храма стал звучать специально написанный по этому случаю акафист Порт-Артурской Божией Матери.

В 2007 году во Владивостоке завершили восстановление и торжественно освятили Покровский кафедральный собор, разрушенный в годы коммунистического правления. В него среди прочих святынь был помещен и образ Пресвятой Богородицы, обретенный столь чудесным образом в одной из антикварных лавок Иерусалима. Там он находится и по сей день.

Весьма примечателен и храм Порт-Артурской Божией Матери в Екатеринбурге. Его строительство, начатое по инициативе митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, продолжалось с 2010 по 2015 год. Находится он на пересечении улиц Шевченко и Восточной, что само по себе весьма символично.

Дело в том, что в 1918 году здесь находилась железнодорожная станция, на которую 30 апреля прибыли святые царственные страстотерпцы, и откуда они начали свой крестный путь к Ипатьевскому дому. Кроме описанных выше, за последние десятилетия по всей стране было основано еще несколько храмов в честь этого уникального богородичного образа. В них неумолчно возносятся молитвы ко Пресвятой Деве Марии, одна из которых приводится в начале нашей статьи.

Образ был изготовлен точно в соответствии с видением матроса Феодора (см. ниже). На нем эмалированной вязью написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей.» Образ вместе с резной рамой составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (ок. 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина (ок. 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота — 1 3/4 аршина (ок. 124 см), ширина — 1 аршин 1 1/2 вершка (ок. 77 см).

Возможно Порт-Артурская икона Божией Матери — первая чудотворная икона явленная в XX веке.

За два месяца до начала Русско-Японской войны 1904-1905 годов, 11 декабря 1903 года, в Киево-Печерскую Лавру, в Дальние пещеры, пришел поговеть из Бессарабской губернии старик-матрос Феодор, участник обороны Севастополя. Он поведал что усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре (ныне Люйшунь в Китае) и однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица, держащая в руках продолговатый плат с сиреневой каемкой, на котором был запечатлен Нерукотворный лик Спасителя. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние — коричневым. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Над Нею ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; над ним была надпись по сиянию: «Да будет едино стадо и един Пастырь«. Богородица успокоила пораженного страхом матроса и сказала ему:

С началом Русско-Японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы по пятаку с человека. Написание образа доверили известному киевскому живописцу П. Ф. Штронде который отказался от гонорара и работал около четырех недель, под личным надзором матроса Феодора. На Страстной седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен в Санкт-Петербург, на попечение адмирала Владимира Павловича Верховского.

Верховский мог с легкостью сразу направить икону по назначению, но промедлил и стал выставлять икону на всеобщее обозрение в Санкт-Петербурге, заказал с нее список. Лишь летом 1904 года икона была доставлена на Дальний Восток. Святая императрица Мария Феодоровна поручила доставку иконы в Порт-Артурский собор начальнику Тихоокеанской эскадры вице-адмиралу Н. И. Скрыдлову, который также медлил с этим. По прибытии во Владивосток вице-адмирал обратился к императрице с просьбой о разрешении временно поставить икону во Владивостокском кафедральном соборе. 2 августа во Владивостоке была получена телеграмма о согласии и в тот же день икону в кафедральном соборе принял епископ Владивостокский Евсевий. Активные военные действия в осажденном Порт-Артуре и отсутствие свободных кораблей не давали доставить икону по назначению.

Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие промедлением. С иконы было снято несколько копий, как фотографических, так и живописных. Все их пытались доставить в Порт-Артур, но безуспешно. В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник Русско-Турецкой войны 1877—1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взялся доставить подлинную икону в осажденную крепость по благословлению своего духовника, праведного Иоанна Кронштадтского. 7 ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список на медной доске в натуральную величину.

В начале января 1905 года была получена телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви. Святой Иоанн Кронштадтский объяснял поражение России в этой войне небрежением к святыне.

После закрытия и разрушения Владивостокского собора судьба иконы оставалась неизвестной долгое время.

17 февраля 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили икону в антикварном магазине. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. 6 мая того же года икона вернулась во Владивосток. После реставрации икона была отправлена в Никольский кафедральный собор города.

С начала XXI века икона стала широко почитаться покровительницей русского православного воинства и дальневосточных рубежей России. 19 июля 2007 года патриарх Алексий II благословил внести празднование иконе 16 августа в общецерковный календарь Русской Православной Церкви. Вдобавок к этому дню, во Владивостокской епархии в 2009 году были установлены празднования 17 февраля — день обретения иконы в Иерусалиме, и 6 мая — день возвращения иконы во Владивосток.

В 1980-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в действующем кладбищенском храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил копию Порт-Артурской иконы. Это была копия, мера в меру, сделанная около 1905 года. Осипенко приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу, но его брат написал список уже к началу 1990-х годов. В 2003 году, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу и в феврале того же года икона была готова.

Тогда же возникла мысль исполнить завет Богородицы и доставить икону в Люйшунь. Хотя китайские власти несколько стеснили планы верующих — иеромонах Георгий должен был ехать в светской одежде, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура, — задуманное удалось исполнить. На Порт-Артурском русском военном кладбище, где ранее по повелению святого императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, 9 мая перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России. В киот каменного креста, на место разобранной мозаичной Казанской иконы Божией Матери, была поставлена специально изготовленная и освящённая копия Порт-Артурской иконы. Сам же список Осипенко был самолетом возвращен в Россию и передан в Свято-Троицкий Измайловский собор Санкт-Петербурга.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector