Икона из афонского скита святого Иоанна Предтечи, находящегося в пределах Лавры Святого Афанасия. Закрепившееся за ней название – Самонаписавшаяся – связано со следующим событием. В 1863 году икона была заказана афонской братией благочестивому пожилому молдавскому художнику, примерному молитвеннику Григорию Николаеву из города Яссы.
Вначале художник написал облачения, затем начал писать лики Божьей Матери и Иисуса Христа, но всякая новая попытка сделать это была неудачной. Он отложил работу и, проведя ночь в усердной молитве, утром собирался её продолжить. И тут иконописец обнаружил, что икона стоит в полностью завершённом виде. Ему осталось лишь покрыть её лаком.
Во время возвращения иконы в афонскую обитель от неё совершались многочисленные чудесные исцеления больных. Исцеляет этот афонский образ и до настоящего времени.
(12 / 25 июля)
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1
Чудотворней Твоей иконе, Богородице Дево, всеблагоговейно покланяемся и лобызаем ю, подаеши бо тою исцеления, здравие же и крепость душам и телесем воистину. Темже любовию Тебе взываем: слава промышлению Твоему о нас, Чистая, слава милосердию Твоему к верным, слава Тебе, самоизобразившейся, Всеблагая Владычице.
Кондак, глас 8
Богоматери воспоим божественне, припадающе Божественному образу Ея, преславно бо на том самонаписася, и источает чудес струи с верою притекающим, и избавляет от зол зовущих Ей: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Икона из афонского скита Продром (Τιμίου Προδρόμου, святого Иоанна Предтечи [1] ), находящегося в пределах Лавры Святого Афанасия.
Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой Самонаписавшаяся, установлено в XIX веке. В 1863 году игумен молдавского (позднее румынского) скита во имя святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне Нифонт с несколькими братиями отправился по делам скита в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Божией Матери. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, уже преклонных лет, Георгий Николаев (Георгакис Николау), был найден в Яссах. С ним был заключен договор, чтобы он во время работы усердно постился и не доверял исполнение заказа никому другому. Когда иконописец принялся за работу, по благоговению и старческой немощи более уповая на помощь Божией Матери, чем на собственные силы, работа сначала шла успешно. Но когда были написаны одежды и он приступил к написанию Божественных ликов, работа остановилась: иконописец никак не мог написать лики хорошо. Афонские иноки, утешая себя и скорбевшего иконописца, советовали ему молиться Матери Божией о помощи. Георгий так и поступил: он стал сугубо поститься и молиться.
Однажды он провел весь день в молитве, а на следующее утро пошел в мастерскую. Подойдя к иконе, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа, над написанием которых он столько времени безуспешно трудился, уже готовы. Благоговейный трепет объял иконописца, и он не смел прикоснуться кистью к ликам, изображенным на иконе с полным совершенством.
Известие о происшедшем чуде распространилось по городу, и множество народа стало приходить к чудесной иконе, так что инокам с трудом удалось перенести ее в свой дом. Иноки сообщили о случившемся Преосвященному Каллинику Миклеску, исполнявшему должность митрополита. Он освидетельствовал икону и признал совершившееся чудом. Было совершено водоосвящение и только тогда допустили народ к чудотворной иконе, от которой стали совершаться исцеления больных.
Поклониться святой иконе Божией Матери приходили не только православные христиане, но и люди других исповеданий, в том числе и евреи. Так, одна еврейская женщина, которой грозила смерть, получив благодатную помощь от святой иконы, приняла святое Крещение со всем семейством.
По дороге на Афон от святой иконы Самонаписавшейся также совершались чудеса. В г. Галаце один художник, узнав об иконе, высказал неверие в ее чудотворную силу. Когда он подошел к иконе, то увидел лик Божией Матери переменившимся и столь грозным, что пришел в ужас и раскаялся.
Когда иноки вернулись в свой скит, то застали одного из братии тяжело болящим: он едва подавал признаки жизни и не мог даже говорить. Его поднесли к принесенной чудотворной иконе, а в келию он вернулся уже сам. Также происходили и другие исцеления больных и бесноватых.
Самонаписание ликов на святой иконе произошло в июне 1863 года, а празднование в честь чудотворного образа было установлено 25 июля.
Примечание
[1] Скит Продром (Иоанна Предтечи) Румынский скит Продром (греч. Σκήτη Τιμίου Προδρόμου Μεγίστης Λαύρας, рум. Schitul românesc Prodromu, или просто Продром) — румынский православный общежительный скит.
Чудотво́рней Твое́й ико́не, Богоро́дице Де́во,/ всеблагогове́йно покланя́емся и лобыза́ем ю́,/ подае́ши бо то́ю исцеле́ния,/ здра́вие же и кре́пость душа́м и телесе́м вои́стинну./ Те́мже любо́вию Тебе́ взыва́ем:/ сла́ва промышле́нию Твоему́ о нас, Чи́стая,/ сла́ва милосе́рдию Твоему́ к ве́рным,// сла́ва Тебе́, самоизобрази́вшейся, Всеблага́я Влады́чице.
Богома́тери воспои́м боже́ственне,/ припа́дающе Боже́ственному о́бразу Ея́,/ пресла́вно бо на том самонаписа́ся,/ и источа́ет чуде́с струи́ с ве́рою притека́ющим,/ и избавля́ет от зол зову́щих Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.