Икона в скорбях и печалях утешение о чем молиться

Какова была первая икона помогают представить сохранившиеся списки и уцелевшие документы. В них говорится, что представлена она была в виде складня (30×40 см) с тремя створками.

Центральное место занимало изображение Богоматери по пояс, в жемчужном венце и в золоченной чеканной ризе. Венец над Матерью держит пара ангелов. Предвечный Младенец в золотом венце и в таком же чеканном одеянии был у нее на руках, со скипетром в левой руке, а св. Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов им предстояли. Принявшим учение, Спаситель правой рукой посылает свое благословление.

По низу и боковым створкам расположены изображения многих святых. В нижней части: преп. Антоний и Евфимий Великие и др. Великомученики на конях представлены в створках: Георгий Победоносец с одной стороны и Димитрий Солунский — с другой. Изображены и иные святители.

Первые упоминания об иконе встречаются еще в письменах Византии. В документах XVII в упоминается ее принадлежность патриарху Афанасию III (Константинополь). Благодаря ему, в 1653 г она попадает на русскую землю. Как не стало обладателя (1654 г), складень переходит в Ватопедский монастырь.

Афанасий III жил и служил Господу в Ватопедском монастыре (св. Афон). В 1849 г на келейном месте предстоятеля византийской церкви стал действовать всемирно известный в дальнейшем Свято-Андреевский скит. Икона Божией Матери была передана как благословение игумену Виссариону.

К сожалению, пока образ доставляли в Санкт-Петербург, его повредили. Целых 6 лет икона путешествовала с Феодоритом, когда тот выполнял свое важное поручение. В обитель на св. Афон возвращение иконы состоялось лишь в 1859 г.

Только лишь 4 года побыла в Греции икона, затем отправлена вновь в российские земли. Миссия все та же – теперь уже с иеромонахом Паисием. В этот раз ей предстояло в Курской губернии собирать средства для монастыря.

С этих пор слава о чудесах, происходивших с помощью этой иконы, разнеслась по всей России. Чтобы укрепить веру в Господа в людях, все чудесные явления, свершившиеся после молений Богородице перед данным образом, фиксировались записями в книгах. Их хранили и берегли, как свидетельство о чудотворности иконы.

Первый случай чудесного исцеления произошел с немым студентом в вятском уезде в 1863 г. О нем свидетельствует запись в церковной книге приходского храма в с. Кырмыж. Сам молодой человек был из религиозной семьи и обучался в духовном училище. Однажды он входил в храм, а на паперти его останавливал некий странник. Ему было нужно, чтобы юноша просто пересказал своему батюшке кое-какое сообщение. Студент оставил просьбу без внимания.

После этого снится ему сон, где трое святых осуждают его за легкомыслие и обещают наказать. Утром парень уже не мог выговорить ни слова. Он онемел. Шесть лет прошло в молчании, и вот икона была доставлена в сельский храм. Когда молебен завершился, не говорящий много лет приложился к ней. Он почувствовал, что язык его как бы горит и после уже смог говорить.

Случались и иные чудеса. Они благодатно изливались на тех, кто полный веры подходил к образу с молитвой. Имеются тому многочисленные свидетели, подтвердившие свои слова подписями.

Тогда же, когда обрел дар речи несчастный студент, в октябре 20-го, косноязычная жена дьячка Акулина Фролова, которая с самого детства едва произносила слова, после молитвы стала говорить. В ноябре того же года выздоровел и Савелий Ермаков, мещанин, долгое время парализованный. Через день роженица Е. Мартынова, жена купца, терявшая последние искры жизни от горячки после рождения ребенка, обрела силы и здоровье.

Подобных чудес описано немало в книге. Еще больше осталось незафиксированных.

Возвернулся благополучно иеромонах Паисий в Грецию и увез туда икону. Однако, народ не забыл ее силу и чудеса. Полетели жалостные письма в святой Афон, в которых православные молили вернуть полюбившийся образ хоть на краткое время.

В 1876 г в Россию опять привозят эту икону Богородицы в славный город Ростов. В 1890 г решено оставить ее на русской земле навсегда, в Санкт-Петербурге.

Там уже было свое подворье и иеромонах Иосиф должен был ее туда доставить. По пути в столицу икона посещала разные города: Одессу (исцелились две бесноватые), великий Ростов-на-Дону, Новочеркасск и даже побывала в Москве. Повсеместно на страждущих снизошла благодать. Встречали ее толпы богомольцев, непрестанно слышался колокольный звон.

Все чудесные явления, связанные с молитвой иконе, были записаны и засвидетельствованы. Всего известно 20.

Полюбившаяся икона и в страшные годы раздоров дарила свою силу верующим. Во время Первой мировой митрополит Петроградский Владимир повелел всем молиться о победе. Читался специальный акафист.

На сегодня никто не сможет сказать, где находится оригинал и сохранился ли он. По одной версии в 1929 г он увезен иноками афонского подворья. Их выселили из Ленинграда, и они должны были проживать в п. Славянка. Точно ли это, неизвестно. Желающие помолиться Царице Небесной перед иконой, могут сделать это лишь перед списками с нее. Считается, что и они обладают целительной силой.

В числе известных копий – икона от 1863 г. Изготовлена афонскими мастерами по заказу господина К. А. Неволина (историка и юриста), чудесным образом исцелившегося от страшного недуга молитвами. Находилась в Христорождественском монастыре (г. Вятка). В 1864 г сделан другой список по распоряжению того же исцеленного деятеля для Свято-Никольского собора (г. Нолинск).

Немногие старинные списки иконы живы и по сей день. Один — в Слабодском Свято-Екатерининском соборе. Другой, созданный в 1913 г, – в Царскосельском Екатерининском с-ре. Сохраненный список представлен и в Санкт-петербургском Никольском соборе.

В Алексеево-Акатовом монастыре с Божьей помощью сохранен чудотворный список (1905 г). Икона мироточила в июле 1999 г.

Исходя из названия иконы уже можно понять в чем помогает она людям.

Обычно обращаются к иконе с просьбами об исцелении, в нуждах, в печалях. Просят избавить от уныния, помочь в различных тяжелых жизненных ситуациях.

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя Преблагая и скорая Заступнице, покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: Радуйся, Благодатная, Радуйся, Обрадованная, Радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою! Аминь.

Православные христиане почитают этот образ 2 декабря, на богослужениях читается акафист и молитва.

Чудодейственное изображение Божьей Матери с маленьким Иисусом появилось на свет в Афонском ските, принадлежавшем святому Андрею. На святом образе Богоматерь с Младенцем Иисусом Христом изображена в самом центре. Правой рукой Младенец осеняет христиан и благословляет, в другой находится скипетр, символ власти.

Перед Божественной парой изображены два Иоанна, Креститель, названный Предтечей, и апостол, любимый ученик Спасителя. Нижнюю часть благословенного изображения представляют преподобные Великие святые:

Читайте о других чудотворных иконах Афона:

На створках складня написаны образа великомучеников Св. Георгия и преподобного Дмитрия Солунского, сидящими на лошадях, там же лики святых Спиридона Тримифунтского и Николая Угодника из Мирликии. Ризы Божьей Матери и Сына отделаны чеканной позолотой, золотые венцы украшают Их головы. Венец над Богородицей держат два ангела.

Важно! История не сохранила первоначальной святыни, в храмах находятся только списки изображения, которые приобрели славу благодаря многочисленным чудесам, происходящим по молитвам христиан.

По форме написания святыня относится к семнадцатому столетию. По историческим данным, чудотворное изображение хранилось у патриарха святителя Афанасия Третьего, он не расставался со святыней во время многочисленных путешествий, совершаемых по миру.

В 1863 году иеромонах Паисий в Казани начал сбор средств для Андреевского скита, ему передали икону, где она явила впервые свою чудотворную силу, исцелив в Слободском монастыре от немоты Владимира Неволина.

История болезни юноши носила духовный характер, ибо Владимир посмел не исполнить приказ, передать весть из Вятского уезда его отцу. То ли по забывчивости, то ли и по растерянности Владимир не исполнил приказ, и вскоре начал недомогать, а затем и онемел. Прошло шесть лет, во время молебна около святыни, привезенной в Россию, юноша приложился устами к иконе и почувствовал жар на кончике языка, а к вечеру он заговорил.

Почти ежедневно на протяжении ноября происходили чудеса исцелений: обрела речь Параскева Овчинникова, дочь диакона в Слободске, семилетняя Ксения Кайсина впервые встала на ноги, прошел паралич ног у крестьянина Николая Ворожцова. Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Ещё о других иконах Богородицы:

В 1890 году Афонская братия решила передать святыню в Россию. По свидетельству иеромонаха Иосифа сразу по прибытии в Одессу начались исцеления. Во время богослужений в местах остановок присутствовало огромное количество людей, люди исцелялись от различных болезней.

В 1929 году икона исчезла во время закрытия обители. Возможно, она хранится в частных владениях. Ныне в храме Андреевского скита находится список, который также обладает чудотворными свойствами.

Святой образ содержит изображения Богородицы с Младенцем и святых, каждый из них обладает своей Богом данной силой творить чудеса. Возможно, в этом секрет исцелений, происходящих после молений у иконы. Этот чудотворный лик Божьей Матери дарует просящим:

Не имеющие домашнего иконостаса христиане, могут восполнить этот пробел, приобретя святой образ Божьей Матери в виде складня.

Восходит к XVII веку. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III Пателарию, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию. После смерти святителя в 1654 году она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон.

В день открытия Афонского Андреевского скита 22 октября 1849 года проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву) как благословение от обители и в связи с тем, что этот образ ранее был келейной иконой патриарха Афанасия III Пателлария, на месте кельи которого и возник Андреевский скит.

В августе 1853 года икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в Санкт-Петербург иеромонаху Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В ноябре он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 года, вернувшись на Афон, возвратил её в обитель. Перед кончиной в 1862 году игумен Виссарион (Толмачёв) передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех«.

В августе 1863 года, во время второго пребывания иконы в России на период сборов иеромонахом Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губернии икона проявила чудотворную силу при исцелении людей. Первое чудо от иконы было зафиксировано 19 ноября того года в женском монастыре в честь Рождества Христова в городе Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь отца Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита — обрёл дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин. На Рождество 1857 года он отправился в село Кырмыж Вятского уезда. 31 декабря на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иеромонаху Неону, насельнику Слободского Крестовоздвиженского монастыря, и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание — немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил «в своем языке жар, который распространился по всему телу». Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: «Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!«

С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви города Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног семилетняя девочка Ксения Кайсина и от припадков трёхлетний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября — от беснования А. Г. Шуктомова, 5 декабря от воспаления кости четырёхлетний мальчик Василий Кибардин. За два месяца после первого чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств [1].

В 1876-1882 годы икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 году икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию. Сопровождал ее будущий игумен скита иеромонах Иосиф (Беляев). 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования две девочки. 14 марта — на станции Борки. 16 марта — в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования. Затем икону встречали в Новочеркасске, в Москве, на Афонском подворье скита в Санкт-Петербурге.

В местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 годах иеромонахом Иосифом в Санкт-Петербурге было зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сентября по 2 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, где от неё также совершались исцеления.

В службе иконе стали использовать тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали». 6 февраля 1915 года на Петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский священномученик Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.

В 1933 году чтимый образ был передан в Николо-Богоявленский собор. Был установлен обычай выносить икону на её праздник вечером 1 декабря на вечернюю службу и 2 декабря на Литургию; чаще всего икона находилась затем до конца дня в центре храма [2]. Ныне святыня хранится в алтаре собора [3].

Икона представляет собой створчатый складень размером 40 на 31 см. В центре складня — поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу — преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий Великий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золочёные. Венцы золотые, венец Божией Матери украшен жемчугом. На окладе над Богородицей изображены 2 ангела, держащие венец. В иконе хранятся частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, преподобного Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских. «Стиль письма» указывает «на многовековую древность этой иконы» [4].

Списки образа стали распространяться в России со второй половины XIX века. Несколько ранних списков было в Вятской губернии. Первый был сделан Неволиным после исцеления в 1863 году и находился в Вятском Христорождественском монастыре. 19 ноября 1866 года его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке.

В 1864 года Неволиным был создан ещё один список для собора во имя святителя Николая в городе Нолинске.

В 1882 году игуменией Вятского Преображенского монастыря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещён список, оставленный иеромонахом Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни 12 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 января.

В 1883 году был создан список для храма села Вишкиль Вятской губернии.

В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Екатерининском соборе.

В 1913 году в Андреевском скиту был написан список, в том же году подаренный епископу Гдовскому священномученику Вениамину (Казанскому). В 1917 году эта икона была передана митрополитом Вениамином в утешение жителям Царского Села (ныне Пушкин) после убиения их пастыря, священномученика Иоанна Кочурова. Образ был поставлен в Екатерининском соборе. После того как собор был взорван в 1939 году, многие иконы оттуда были сожжены прямо на Соборной площади, но чтимый список уцелел. В 1995 году ключарь Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов передал её в Софийский собор Пушкина. В декабре 2012 года святыня была возвращена в возрожденный Екатерининский собор [5].

В 1890 году, при передаче святыни в Россию, был создан список помещённый в соборе Афонского Андреевского скита над царскими вратами.

Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 году в келье святителя Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря, сохраняется в Алексеево-Акатовом женском монастыре города Воронежа. На нём есть надпись: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года«. В июне 1999 года икона обильно мироточила, впоследствии мироточение повторялось в меньшей степени.

[3] Шкаровский М. В., Русские обители Афона и Элладская Церковь в XX веке, гл. «Подворье Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге», https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkie-obiteli-. e/3

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector