Иконы можно ли православному молиться католическим иконам

Уважаемая Ирина, засвидетельствую, что есть немало образов, которые равно почитаются и православными, и католиками. Вспомним хотя бы Ченстоховскую икону Божией Матери. Поэтому даже если указанный Вами образ преимущественно почитается у католиков, это икона Пресвятой Богородицы, на ней изображена Божия Матерь, а не Франциск Ассизский, не Игнатий Лойола, не Иосафат Кунцевич, к которым есть основания относиться с достаточной мерой дистанцированности, и относиться к этой иконе можно спокойно. Если сам иконографический тип вызывает у хозяина этого образа, как, скажем, у почитателя древнего иконописного стиля, внутренний протест, и ему непросто или не хочется молиться перед иконой такого стиля и письма, то, конечно, можно передать ее или тем людям, у которых такого протеста не возникнет, или отнести в какой-либо католический приход.

Впрочем же сжигание пришедших в полную негодность освященных вещей — дело традиционное. Если иконы не представляют исторической и художественной ценности и уже не поддаются реставрации, то следует их сжечь отдельно от бытового мусора, а пепел закопать куда-либо в землю в непопираемое место (в садике, в лесу на чистой полянке, где люди не ходят и собачки не гадят, либо даже в цветочный горшок) либо высыпать в воду природного источника. Лучше же будет отдать их на реставрацию, если это хоть сколько-то возможно, тем более если они представляют антикварную или художественную ценность или по какой-то иной причине дороги для их хозяина и поддаются реставрации.

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

Иногда полагают, что иконы есть только в православии. Это не совсем так. У католиков тоже есть иконы. Однако они имеют существенные отличия. Рассмотрим особенности иконописи и фото католических икон.

Существуют конкретные различия. Так, на католических изображениях левая рука святого лежит сверху правой, а на православных – правая сверху левой. Подписи на иконах в католичестве пишутся на латыни. А по православному канону – греческими. В русской традиции возможно и церковнославянскими буквами.

Сейчас в католичестве есть достаточное количество икон, не являющихся сюжетом, а представляющих собой изображение святого. Но и на них видна большая, чем на православных, эмоциональность выражения лица, прописанные детали и светотени. Могут присутствовать невозможные для православных икон детали, такие как сердце на католической иконе Божьей Матери «Непорочное сердце».

Отличительные особенности православных и католических икон обусловлены культурной традицией и некоторой разницей мировосприятия католиков и православных.

Изначально школа православной иконописи сформировалась под воздействием византийской школы. На неё, в свою очередь, было оказано большое влияние восточной традицией, характерными чертами которой были плавные линии, строгость, величественность, торжественность, сияние. Предназначение образа здесь – вызывать у человека молитвенный настрой, стремление к Богу, и ничего больше.

Католическая икона возникала в других обстоятельствах. Она возникала как иллюстрация на религиозную тему. Её задача – учить, наставлять, рассказывать библейскую историю, а не пробуждать молитвенное настроение. Чувственность икон стала одной из причин, по которой протестанты отказались от них, как от изображений, далеких от божественного.

В православии существует четко прописанный канон иконописи – правила создания иконы. Он был создан для того, чтобы иконописцы не привносили в иконы слишком много личного. Отклонения от него невозможны, кроме цветов, гамма которых может меняться в разных иконописных школах. Но тем не менее цвет всегда несёт смысловую нагрузку.

Например, по канону Божья Матерь одета в пурпурный плат (символ величия) и синий хитон (символ неба, вечного мира). Её икона обозначается греческими буквами МР-МФ. Всегда есть нимб. Следует отметить, что в православии встречаются изображения Богородицы в короне. Это заимствованный у католиков или униатов элемент. Корона в данном случае не заменяет нимб, а присутствует на иконе одновременно с ним.

Также есть свои каноны образа Иисуса Христа и святых. Портретного сходства по канону быть не должно, а узнаваемым образ делают характерные черты. Другие составляющие канона – двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления), отсутствие теней. Все это предназначено для наилучшей передачи образа Божественного царства, в котором находятся святые.

Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом. Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует. Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.

Нимбы над головами коричневые (в православии – символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.

По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.

Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.

Все цвета имеют значение: пурпурная одежда Девы Марии подчеркивает её величие, зеленые тона, присутствующие в одежде Архангела Гавриила, означают жизнь, радостную весть о зачатии новой жизни.

Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.

Между православными и католиками есть много отличий, одно из них заключается в молитве. В католицизме не принято молиться перед иконами, и этому факту есть объяснение.

Католические картины часто «говорят» о земном, иногда даже греховном мире. На иконах есть свет и тень, пейзажи, жесты рук и другие элементы. Такие картины украшают храмы, хотя создаются они как иллюстрации к историям из Библии. Католические иконы не предназначены для молитвы, они больше носят назидательный характер. Субъективность иконописца в православии строго ограничивается канонами, а в католицизме приветствуется фантазия художника.

Красивые иконы развешиваются по стенам в католических костелах с целью иллюстрации историй из Библии. Такие картины создаются не с целью возбуждения молитвенного настроения, а для украшения и религиозной обстановки. Иконы католиков в большей степени выполняют эстетическую функцию, они не передают наглядным образом молитвенный дух.

Православный иерей Владимир Шлыков говорит, что почитание икон было установлено на VII Вселенском Соборе и оно не нарушает заповедей. Кодекс канонического права пишет так: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве».

В православных иконах преобладает духовное, в католических — земное начало. Католические религиозные картины возникли как иллюстрации на библейскую тематику. Цель таких икон — наставлять католиков, а не создавать молитвенное настроение.

Католики привыкли молиться на мысленный образ Бога или святых, для этого им не нужны иконы. В католицизме можно молиться, находясь в сидячем положении. Самое главное заключается в том, чтобы вдумываться в смысл слов молитвы.

Для католических икон не существует строгих канонов, которые регламентируют их создание. Написание религиозных картин во многом продиктовано воображением художников. Четко прописываются детали картины (одежда святых, черты лица), которые могут отвлекать от молитвы. В этом и заключается основная причина того, почему католики не произносят молитвы перед иконами.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector