Как молится бумажной иконе

Часто можно видеть увеличенные типографские иконы на иконостасах в недавно открытых храмах, но там они пребывают лишь в качестве паллиатива, да и те наклеены на жесткую основу. Рано или поздно, но бумажные образы будут в церквах заменены на настоящие, написанные красками.

Нужно ли это Церкви?

[3] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. С. 443. Прим. 78.

[4] Успенская Л., Успенский Л. О материалах в церковном искусстве // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. N 11. С. 21.

[5] Патриарх Иоаким 15 октября 1675 года издает свою грамоту, в которой говорится прямо: «. многие торговые люди, резав на досках, печатают на бумаге листы икон святых

[6] Григорий Богослов, святитель. Слово 18, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в слово // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Изд. 3. М., 1889. С. 89.

[8] Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. 3-е изд., стереотип. М., 1999. Т. 1. С. 427.

[9] Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 2. М., 1986. С. 318.

[10] Словарь русского языка XI-XVII веков. Вып. 7. М., 1980. С. 297.

[11] Словарь русского языка XI-XVII веков. Вып. 23. М., 1996. С. 217.

[12] Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. М., 2003. С. 8.

[13] Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. Казань, 1891. С. 285.

[15] Кантакузин Иоанн. Диалог с евреем Ксеном. Слово 2 // Кантакузин Иоанн. Сочинения / Перев. Г.М. Прохорова. СПб., 1997. С. 102.

[18] Гаврюшин Н.К. Вехи русской иконологии // Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород, 2011. С. 70.

Часто приходится сталкиваться с мнением, что икона может быть писана только на доске, только красками (желательно яичной темперой), с соблюдением таких-то и таких-то обрядов и ритуалов. А вот полиграфическая иконка, исполненная на картоне, это и не икона вовсе. Вплоть до того, что один коллега, по его словам, приходя в храм, не прикладывается к таким образам. Я, конечно, с трудом представляю себе человека, который чинно входит в церковь, шествует к аналою, склоняется над ним, анализирует (писанная/неписанная) и вдруг отскакивает как от чего-то скверного.

Ну да ладно. Как бы то ни было, но в церковной среде к полиграфии отношение, так или иначе, не такое, как к иконе, созданной при помощи красок. Хотя церковная практика, кажется, этого не замечает.

Чем же всё-таки объясняется негативное отношение к полиграфии и другим современным способам воспроизведения изображения?

Во-первых, излишним консерватизмом, свойственным в той или иной мере любому церковному человеку. Но стоит напомнить, что в XVI веке, например, такой же негатив вызывала и деятельность первопечатника диакона Ивана Федорова, вплоть до гонений. Однако сейчас мы вполне спокойно пользуемся печатной книжной продукцией (впрочем, и во времена Ивана Федорова далеко не все православные страдали технофобией).

С другой стороны, горе-ремесленники, проповедующие слепое следование старинным прорисям, сами убивают всякое творчество, и в данном случае многократное полиграфическое тиражирование неких образцов есть логическое следствие такого подхода.

Конечно, техническая возможность многократного воспроизведения икон ещё не до конца осмыслена Церковью.

В этом контексте, достоин почитания любой образ – писаный ли красками, выложенный ли мозаикой, изваянный ли в камне, отпечатанный ли типографским или иным способом, отображенный ли на мониторе компьютера. Главное, чтобы он приближал нас к Богу.

Дата публикации: 28.05.2011

В среде православных верующих часто можно встретить желание помолиться непременно перед чудотворной иконой, съездить в самое благодатное место, привезти земли с могилы того или иного святого, засушить и оставить дома подаренную батюшкой просфорку и т.д. Насколько такие моменты приближают нас к язычеству, или же они просто – свидетельство благоговения перед Божественным? Почему одни люди никак не воспринимают иконы определенной традиции, а для других это не имеет значения? Как вообще научиться разбираться в церковном искусстве, и для чего это нужно? Беседуем об этом с преподавателем Сретенской духовной семинарии, доцентом Московской духовной академии Олегом Викторовичем Стародубцевым.

Молитва. Худ. Михаил Копьев

– Олег Викторович, существует ли разница, перед какой иконой молиться: перед бумажной или написанной на дереве?

Когда начинают гнаться за определенным стилем или эпохой, я полагаю, это не совсем правильная позиция, и о глубине нашего духовного мира она не говорит. К иконе нужно относиться с пониманием ее внутреннего содержания. Даже если она бумажная. Ведь и бумажные иконы мироточат, мы об этом знаем.

«Молебен На Бородинском Поле.» Худ. Зайцев Егор Николаевич

– Очень распространено такое явление, как стремление иметь, скажем, сухарики, освященные на мощах или личных вещах святого, песочек с могилки святого и так далее. Как к этому относиться?

Что касается современной жизни, лично я, например, не принимаю ни от кого никаких мелких вещей: иконки с календарями, брелки со Святой земли и прочее. Я не воспринимаю ничего того, что мне будет не нужно. Потому что такие вещи, в конечном итоге, заполняют наше пространство и святынями перестают быть. Пусть икон будет две-три, те, которые напоминают мне о моих предках, о моей бабушке и дедушке, и так далее. Пусть этих вещей будет минимальное количество. Не должно быть у православного человека кучи засохших просфорок, сухариков разных, камушков.

Может быть, на каком-то определенном этапе духовного становления это и нужно. Но если человек из этого состояния не выходит, накапливает все это, считает, что в этих мелких предметах – его традиция и православная культура, то, я полагаю, это путь уже языческий, и это неправильно.

– А как вы относитесь к виртуальным иконам? Сегодня многие ставят в социальных сетях, к примеру, иконы вместо своих фотографий на страничке. Является ли это благоговением? Ведь интернет такое пространство, где встречается много негативного и порою кощунственного…

– Мы, люди моего поколения, – счастливые люди, потому что жили в те времена, когда не было ни мобильных телефонов, ни интернета. Мы читали, общались, писали письма, записки и прочее. Как ни странно, для меня ничего не изменилось. Хотя я тоже пользуюсь интернетом, и телефоном, и другими новшествами. Но вот этот виртуальный мир, вы меня простите, но он обманывает нас с вами. Это – тварный свет, исходящий изнутри, электрический, который создает впечатление более яркой, чем мир окружающий, картинки. И когда человек погружается в этот виртуальный мир, ему кажется, что там вся жизнь. Он переписывается без конца, общается… Я даже слышал уже о таком явлении, как исповедь по интернету. Осталось только поклониться этому идолу!

Сомневаюсь, что можно приобщиться благодати, выслушав правило по интернету. Человек хочет быть в курсе церковной жизни, просматривая православные сайты и сайт Патриархии? Конечно, он должен быть в курсе современной жизни, но это не должно заменять ему настоящую церковную благодатную жизнь. Интернет дает некую иллюзию свободы, ведь я могу любую страничку открыть, найти любую информацию, любому написать. Безумный человек.

Я ни в коем случае ни вас, ни наших читателей не пытаюсь вернуть в каменный век. Но человек должен владеть ситуацией, а не интернет должен владеть им.

– А когда говорят об иконах. К примеру, эта икона благодатнее.

– Ну, пусть будет так. Если человек через проделанный путь или через молитву, над которой он потрудился, получает милость Божию, то пусть называет это, как хочет.

Пояс Богородицы в храме Христа Спасителя

– Как современному молодому человеку развить вкус к церковному искусству?

– Здесь я могу посоветовать, хотя именно вам этот совет, может быть, и не подходит, а вот другим – да. Поступайте в Сретенскую семинарию! Получайте комплексные знания. Потому что привить вкус к чему-то одному нельзя. Нельзя человека научить просто любить балет. Есть история балета, традиции, есть люди, хореографы, балетмейстеры. Когда целиком человек почувствует русский балет, тогда он сможет отличать истинное искусство от пошлости, настоящие постановки – от бездарности. Необходимо, чтобы человек сам, своим внутренним миром, научился давать правильную оценку. Невозможно рассказать обо всем, что такое хорошо, а что такое плохо.

Так вот, чтобы чувствовать икону, нужно знать историю Церкви, историю нашего Отечества, историю появления тех или иных икон.

– Но ведь не все могут в семинарию поступить…

– Есть еще Православный Свято-Тихоновский университет. Там тоже замечательно учат.

– То есть надо расширять свой кругозор?

– Именно так. Только таким способом. Человек должен сам собирать информацию. Откройте тот же интернет и посмотрите – там полторы тысячи икон! Вот это будет польза от него. Смотрите не только русские иконы, ведь в Европе тоже имеются совершенно потрясающие шедевры духа – Микеланджело, Рафаэль.

Микеланджело творил, пока папа Римский его использовал, стравливал великих художников. После работы над Сикстинской капеллой Микеланджело превратился в дряхлого старика, у него впала грудь. А он все это время был разменной монетой в интригах. Но ведь как талантливо сделана его роспись!

Ново-Иерусалимский монастырь

– Куда можно съездить в Москве, чтобы увидеть настоящие произведения церковного искусства?

– Вот недавно был отреставрирован Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Это колоссальный проект. Вот красота! XVII век. Или взять храм Животворящей Троицы, что в Никитниках. Тоже – какая красота! Успенский собор Кремля. Шестьдесят восемь икон – где вы еще такое увидите, где почувствуете такую мощь? Архангельский собор, где покоятся русские князья и цари. Благовещенский собор, где полы выложены драгоценной яшмой. В Москве огромное количество храмов, куда можно сходить, потом – изучить историю храма, биографию архитекторов, художников, и тогда у вас будут целостные знания. Тогда вы уже сможете отличать то, что вам понравилось, и сможете это обосновать.

– А в Третьяковской галерее.

– Там вы увидите, как русская икона вырвана из церковного контекста и поставлена под музейные софиты. Как сиротливо она выглядит там.

– У вас есть любимая икона?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector