Когда молятся икона костомаровская

Костомаровская икона Божией Матери — чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императором Александром I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокарев.

До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении рассмотрении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.

После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующие было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Ярость безбожников по отношению ко всему, что связано с Церковью, и в особенности по отношению к святыням, была запечатлена на Костомаровской иконе Пречистой Девы. Она в отличие от сотен и тысяч иных икон, по милости Божией, не была уничтожена. Причиной этого стало чудо, произошедшее в 1920-х годах. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался, меткий дотоле, солдат попасть в лик Богородицы или Богомаладенца из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе, по сей день, отчетливо видны отверстия от шести пуль.

После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.

Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.

На воронежской земле много красивых мест. Но настоящий природный феномен – это дивы – меловые скалы причудливой формы

Вне времени

До нас не дошло письменных свидетельств о том, кто и в какое время создавал храмы в пещерах. В Воронежской области около 50 рукотворных пещерных храмов, и только три из них действующие: Дивногорье, Белогорье и Костомарово.

Мнения историков, как образовались пещеры, расходятся. Например, археолог Струков сравнивает внутреннее устройство этих храмов с древними храмами Палестины, Кавказа, Крыма. Он считает, что храмы создавались в первые века христианства. Эти места были хорошо известны даже до Новой эры – по Дону шёл торговый путь, и племена, населявшие берега реки, вели оживлённую торговлю с греческими колониями. Возможно, уже в VI-VII веках здесь жили греки-миссионеры.

– Наши храмы сравнивают с римскими катакомбами, – рассказывает игуменья Елена. – Но если в римских катакомбах погребали усопших, а во времена гонений совершали литургии, то наши пещеры больше похожи на каппадокийские, которые существовали для того, чтобы жить и молиться.

Создавались они выходцами из Византийской империи во время гонений иконоборческой ереси (VIII-IX вв). Гонения были очень жестокие, защитников подвергали пыткам, истязанию и даже казни. Многие уходили на окраины империи. Есть предположение, что именно в этот период в Костомарово и пришли греческие монахи. В пещерах было множество выходов и колодцев, чтобы можно было укрыться от врагов.

По другой версии, храмы возникли в XVII веке. Именно тогда появляется первое упоминание о Дивногорском монастыре. Вполне вероятно, что пещеры создавались в ранний христианский период, но из–за того, что они часто подвергались набегам, их покинули. И как раз в XVII веке здесь возродилась жизнь – пришли приднепровские казаки и иноки–малороссы, и в память о Киево–Печерском монастыре создали свои храмы.

Но на этом история развития чудесных подземных святынь не заканчивается – в XVIII-XIX веках строительством пещер активно занимались крестьяне.

В послевоенный период здесь жил подвижник – старец Андрей. В конце 50-х, когда общину разгоняли, старца избили, опалили бороду свечами и сбросили его с площадки у входа в храм. Дело было зимой, и пока расправлялись с остальными жителями монастыря, старца Андрея замело, и его не нашли.

Пещеры сегодня

Сегодня в пещерах уже никто не живёт – для монахинь построен корпус у подножия горы. Но в подземных храмах по-прежнему совершаются службы, а паломников водят туда на экскурсии. Предполагается, что глубоко в горе есть и другие ходы, но сейчас к ним доступа нет.

Удивительно, что хоть что-то сохранилось, ведь после закрытия храма здесь собирались сделать карьер по добыче мела. Пещеры пытались уничтожить и взорвать. Поэтому алтарная часть была повреждена, а рабочие, которые трудились над восстановлением, вытаскивали из святилища куски снарядов.

Сегодня храм потихоньку восстанавливается, на стенах появляются оригинальные иконы.

– Пещерные храмы не приспособлены к тому, чтобы здесь находились иконы из дерева, – объясняет настоятельница монастыря. – Среда влажная, температура низкая, конденсат высокий, а дерево подвержено гниению.

Писать на мелу – не выход, потому что мел поглощает краску, и со временем она просто исчезает. Иконописцы предложили использовать фреску. Для этого делали бетонную плиту, на которую наклеивали пластины из песчаника, потом наносили штукатурку и по сырой штукатурке писали натуральными пигментами. Фреска влаги не боится, со временем она становится только прочнее. Иконы находятся в храме уже два года, они дважды пережили самый холодный здесь месяц – май, и остались невредимы.

Склонить гордую главу

В Костомарово сохранились кельи, где когда-то жили монахи. Среди них есть необычная маленькая келья, где молился подвижник, который не садился и не ложился. Это называлось стопничеством.

Есть и более современные постройки – храм в честь преподобного Серафима Саровского был сделан уже в наше время. Пол тут выложен плиткой, меловые стены отшлифованы.

Но, пожалуй, самый захватывающий дух объект – это пещера покаяния.

– Её так назвали, потому что до революции в пещере жил старец, который принимал всех тех, кто хотел облегчить свою душу от грехов, – рассказывает монахиня Сергия. – Люди шли к нему на исповедь. Заходя в пещеру, сначала мы оказываемся в коридоре. Сейчас сюда можно войти вдвоём и в полный рост, но в прежние времена ход был узкий и низкий, и приходилось склонять свою главу, либо становиться на колени, при этом человек полностью загораживал ход и, пройдя несколько шагов, оказывался в полной темноте. Так было задумано, чтобы пришедший больше углубился внутрь себя, устрашился своих прегрешений.

Но и сегодня можно испытать похожие чувства – достаточно войти в пещеру без свечи. Когда находишься там, в полной темноте, тебя и впрямь охватывает благоговейный страх. Правда, сейчас в обители нет старца, который принял бы исповедь. Но в пещере стоит икона, перед которой люди просят прощения у Бога.

Кстати, гора, в которой расположился монастырь, формой напоминает Голгофу. На самой её вершине установлен крест такого же размера, как тот, на котором распяли Христа. Паломникам предлагают взойти на гору: когда совершаешь этот путь, кажется, что поднимаешься к самому небу…

Чудотворные иконы Костомарово

Пожалуй, самая главная здешняя знаменитость – Костомаровская икона матери Божией, которую в народе называют расстрельной. Она написана на металле в конце XIX века академиком Шокаревым, который был учеником художника Васнецова. В богоборческие времена в икону стреляли – с тех пор на ней осталось шесть пулевых отверстий. Люди, которые приезжают у неё помолиться, просят исцеления, помощи в решении какого–то вопроса.

До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении рассмотрении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.

После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующие было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Ярость безбожников по отношению ко всему, что связано с Церковью, и в особенности по отношению к святыням, была запечатлена на Костомаровской иконе Пречистой Девы. Она в отличие от сотен и тысяч иных икон, по милости Божией, не была уничтожена. Причиной этого стало чудо, произошедшее в 1920-х годах. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался, меткий дотоле, солдат попасть в лик Богородицы или Богомаладенца из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе, по сей день, отчетливо видны отверстия от шести пуль.
После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector