Кому молятся иконописцы

Интервью с иконописцем Виктором Криворотовым
– У Вас недавно был юбилей – семьдесят пять лет. Сколько из них Вы занимаетесь иконописью?

В общей сложности в Грузии мы написали около пятисот икон для разных храмов и монастырей.

– Как Вы стали москвичом?

– Через Иерусалим. У моих московских друзей была духовная связь с игуменьей Горненского монастыря в Иерусалиме, которая предложила нам отреставрировать роспись Казанского храма. Мы это сделали, потом еще написали иконы для Казанского и Предтеченского храмов. Месяца четыре в монастыре прожили… Шел девяносто четвертый год. В Грузии были нестроения, я работал штатным иконописцем Грузинской Патриархии, жилось трудно. В это время нас пригласили в Москву реставрировать храм Рождества Богородицы во Владыкино. Работа наша понравилась, начали поступать заказы на иконы. Тогда созрело решение уехать из Грузии в Россию.

– В каких храмах и монастырях Москвы есть Ваши работы?

– Нами написаны иконостасы в храмах девяти мучеников Кизических, святых Бориса и Глеба в Дегунино, в Заиконоспасском монастыре. Сейчас наместник – игумен Петр (Афанасьев) – попросил написать еще праздничный ряд для нижнего храма. В храмах Христа Спасителя, Большое Вознесение, Малое Вознесение, святой Татианы, святого князя Димитрия Донского написаны отдельные иконы.

– Вы передаете кому-то свое мастерство?

– У нас много учеников. Нас учили бесплатно, и мы тоже во славу Божию учим. Икона – это молитва иконописца. Мы всем ученикам говорим, что если ты молиться не будешь, то напишешь живописное произведение. Технику в принципе может любой человек освоить. Если нет молитвы, то иконописец пишет себя, свой автопортрет. Свои страсти отражает, а страсти надо погасить, надо бороться с помыслами. Для иконописца главное – молитва.

Одно время я был председателем иконописной секции в Союзе художников. Я пытался выступать на всяких совещаниях, говорить о молитве, но, как правило, не был услышан. Большинство современных иконописцев пока еще нуждается в обсуждении технических проблем.

– Какая работа Вам запомнилась более всего?

Далеко не всем святым написаны акафисты — так что это правило невыполнимо. Но житие святого, икону которого пишешь — конечно, обязательно нужно изучить, и во время работы совершать ему молитву.

Молиться пред началом работы можно Апостолу Луке, прп. Алипию Печерскому, прп. Андрею (Рублёву).

Молитва перед началом иконописания

Молитва перед началом иконописания

Для уточнения. Эта молитва из Ерминии Дионисия, авторство молитвословия которому не принадлежит, текст был подготовлен афонским монахом для издания Дидроном в 1839 г.
Перевел Ерминию на русский язык и издал в 1868 г. еп. Порфирий.
Из этого следуют сомнения, что русские иконописцы читали эту молитву.

Потом, непомерное количество «еси» .

Со смущением пишу, неключим бо сам есть.

Начало обычное, Царю Небесный и проч. по Отче наш.

Молитва перед началом всякого дела, найдите в молитвослове.

За сим Тропарь. Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу.

Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, / просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: / волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, / да избавиши яже создал еси от работы вражия. / Тем благодарственно вопием Ти: / радости исполнил еси вся, Спасе наш, / пришедый спасти мир.

И хватит… Удержите — благо Вам будет. И я от сего дня так буду, а то уже стыдно невыносимо писать 🙂

По окончании — Достойно есть, Трисвятое по отче наш, Молитвами Святых Отец наших, Наипаче Иконописцев, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. Аминь.

Как мне кажется, греха не будет так начинать и оканчивать иконописание.

Акафист — тяжко дюже удержать в качестве правила, по моей немощи. Хотя есть пламенные души, ну они пусть и читают.

Для сравнения, оч. похоже, молитва из Ерминии и из акафиста Нерукотворному образу:

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и

наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь

Пречистому Образу Твоему по кланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже волею бо благоволил eси плотню взыти на Крест, да избавиши, яже создал сси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил сси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Николай Цилсавидис считается одним из лучших иконописцев современной Греции. Он возглавляет иконописную мастерскую, основанную в 1960 году его отцом Константином († 2002). Среди работ этой мастерской – росписи в храме святителя Григория (Паламы) в Фессалониках, в монастыре святых Рафаила, Николая и Ирины в Гуменисе, в Успенском храме Штутгарта (Германия), в сербской церкви святого Василия в Тулузе (Франция) и в Благовещенском храме Бейрута (Ливан).

– Ваша семейная иконописная мастерская работает уже более полувека. Такую преемственность нечасто встретишь сегодня. Расскажите, что именно связало вашу семью с иконописью?

– Это началось даже раньше 1960 года. Во время Второй мировой войны, когда мой отец был еще ребенком, семья оказалась в немецкой оккупации. Жизнь тогда была тяжелая, голодная. И вот отец, слушая о святых, жития которых рассказывала ему мама, задался вопросом: а где эти святые сегодня? И как их увидеть? Из этого желания увидеть святых возник интерес к иконам. Сначала он их разглядывал, а затем начал рисовать сам. Это было его духовной пищей. В девять лет мой отец нарисовал свою первую икону, и так определился его жизненный путь. На этом пути он встретился и с живым святым – старцем Паисием Святогорцем. Когда однажды отец оказался в тяжелейшем затруднении, из которого он не видел выхода, именно старец Паисий спас его, по его молитвам он выжил. Мой отец часто встречался и беседовал со старцем. Сохранилась даже одна его незаконченная икона, на которой изображены современные святые, а среди них отец поместил и старца Паисия.

– А вы лично как пришли к иконописи? Было ли это вашим решением или же послушанием воле отца?

– Я просто родился в этом. С раннего детства я всегда находился в мастерской отца, помогал ему. И мне это очень нравилось. Так что для меня не было момента принятия решения, не стояло вопроса, заниматься этим или нет. Всё сложилось естественно. Отец не давил на нас, и два моих брата изначально не связывали свою жизнь с иконописью. Но после смерти отца они тоже пришли в мастерскую, и теперь уже многие годы мы трудимся вместе. К слову, помимо иконописания от отца мы унаследовали и любовь к России. Он очень любил русских. В нашей семье читали произведения русских писателей, и на мое становление большое влияние оказал Достоевский. Я помню, у меня в детстве была мечта побывать в России, и не просто побывать, а проехать по России на поезде: пить чай, читать, смотреть в окно и думать.

– Удалось ли осуществить эту мечту?

– Нет, в России я еще ни разу не был.

– В каком иконописном стиле вы работаете?

– Наш отец в течение своей жизни изучил все техники религиозной живописи. Такая же задача стояла и передо мной, поэтому я в свое время учился не только у отца, но ходил в подмастерья и к другим иконописцам. Еще со времен отца в мастерской заказывали иконы из разных стран, и нам доводилось работать над произведениями в разных стилях – от римской античности и до живописи XIX века, с использованием техник, разработанных как в восточной, так и западной традициях. Но лично мне ближе всего византийская иконописная традиция эпохи Комнинов (X–XII века), в частности Македонская школа.

– Создание икон – это не просто ремесло. В определенном смысле это и духовное делание. Не могли бы вы рассказать об этой стороне иконописания?

– Что, на ваш взгляд, является главным в работе иконописца?

Работы иконописца Николая Цилсавидиса

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector