Кому молятся православные перед иконой

Сегодня ни один православный храм или дом невозможно представить себе без святых икон. Вместе с тем, очень часто можно услышать всевозможные нападки и обвинения в идолопоклонстве со стороны сектантов, приверженцев других религий. К сожалению, иногда даже среди единоверцев не все способны доступно объяснить главные причины и основания для иконопочитания в православии. В этой статье мы постараемся восполнить этот пробел.


Это и есть главный аргумент в защиту иконопочитания в православии. Святые иконы появились после пришествия в мир Бога Сына во плоти. Бог воплотился, стал видим через Своего Сына, и теперь ничего не мешает делать Его изображения. Так писал преподобный Иоанн Дамаскин:

В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога.

Сегодня иконопочитание является догматом (утвержденной истиной) православной Церкви, однако не всегда было так. В начале VIII века император Лев III инициировал преследование священных образов, запретил поклонение им, для чего иконы помещались так высоко, чтобы люди не могли их достать.

Чем же святой образ отличается от любого другого изображения? Причины почитания икон невозможно понять без этого объяснения. Очевидно, что не только предметом изображения, хотя и им тоже. Освященный образ не может быть, как картина, лишь источником эстетического, чувственного переживания. Поэтому главное назначение любого священного изображения — молитва перед ним, а не украшение храма или дома.

Иконописный образ направляет ум и сердце человека к духовному созерцанию, отсылает к миру невидимому, надчувственному. В основе такого изображения всегда лежит символ, связывающий внешний мир с духовным, невидимым. Святые иконы обладают благодатной силой, исходящей от того, кто на них изображен. Поэтому люди, когда молятся, покланяются не самому материалу, доске и краскам, как это любят говорить, но тем, кто изображен на них.

Может, однако, возникнуть вопрос: разве, чтобы помолиться, обязательно нужны святые иконы? Без них никак нельзя? Конечно же, нет. Господь видит и слышит нас на всяком месте, независимо от того, будем ли мы молиться перед образом или без него. Но тем не менее, во втором случае существует опасность, что у нас может возникнуть свое субъективное, искаженное представление о Личности Бога или святого.

Святые иконы, написанные в соответствии с канонами и, как правило, людьми с более очищенным от страстей сердцем, способны оградить человека от подобной ошибки. Одним словом, если вы собрались помолиться не перед святым образом, то главное — не пытаться перед собой ничего представлять.

Несмотря на то, что рождение иконописи стало возможно, как мы сказали, в связи с событием Боговоплощения, в ветхозаветные времена тоже встречались изображения бесплотных сил. Так, хорошо известно, что Ковчег Завета был украшен фигурами херувимов.

Он был наслышан о чудесах, которые совершал Спаситель, и отправил к Нему своего художника, чтобы тот сделал портрет с Иисуса Христа, так как сам попасть к Нему царь не мог. Авгарь верил, что это поможет ему исцелиться. Как ни старался придворный художник, но не мог запечатлеть лика Спасителя.

Тогда Иисус, видя его желание, попросил принести воды, умыл лицо и вытер его платком, после чего протянул этот плат художнику. И случилось чудо: на ткани отобразился лик. Второе чудо произошло уже в Едессе, когда царь, приложившись к этому платку, исцелился. Это предание является еще одним основанием для почитания икон.

Мы знаем также, что первые изображения Богородицы принадлежать кисти апостола Луки и делались с Ее согласия. Сама Пресвятая Дева благословила написанные образы словами: Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!

Такие символические начертания вряд ли напоминают нам святые иконы. Иконопись в собственном смысле рождается не раньше VI века. Первые такие изображения были выполнены в манере выжигания (энкаустики), свойственной еще античному, эллинистическому искусству.

Краска в этом случае замешивалась на основе разогретого воска. Самым известным святым образом Спасителя этого периода является лик, написанный на Синае с характерной для эллинизма ассиметрией. До сих пор это изображение вызывает много споров и дискуссий у исследователей.

Несомненно, почитание икон связано еще и с множеством чудес, которые совершаются по молитве перед образами. Существуют особо чтимые, чудотворные лики, часто из них истекает миро, происходят другие необъяснимые явления вещественного характера. Как будто сам мир невидимый, небесный свидетельствует в их защиту. О двух таких особенных случаях стоит упомянуть особо.

Иверская икона Богородицы

Великий покаянный канон Андрея Критского

Из христианских конфессий иконописные изображения существуют еще у католиков. Правда, западные христиане отдают предпочтение более чувственным, живописным образам, а также витражам и мозаикам. Особенно же распространены в католицизме скульптурные изваяния святых. Протестанты иконописные образы вовсе не признают. Собственно, как и исламисты, и иудаисты.

Некое подобие святых образов есть в индуизме и тибетском буддизме. В последнем они носят свое название — танка. Впрочем, как в буддизме, так и в индуизме, ничего общего с православными иконами они, конечно же, не имеют.

Все, на что мы смотрим и что слышим, влияет на наши мысли и настроение – так устроен человек. Поэтому нам гораздо легче сосредоточиться на молитве, когда мы видим перед собой изображение тех, кому мы молимся, чем когда перед нашими глазами – голая стена или что-либо, не относящееся к молитве. Иконы напоминают нам о Боге, о Его делах милости, о Небесном мире. Они передают в красках то, что Священное Писание описывает словами.

Первые иконы

Правитель сирийского города Эдессы князь Авгарь страдал от страшной болезни – проказы. Излечить его никому не удавалось. Но однажды ему открылось, что он сможет выздороветь, если увидит лик Иисуса Христа. Он тут же послал своего придворного живописца найти Христа и написать Его образ.

Когда Авгарь увидел этот образ – первую, Самим Господом сотворенную икону, и с верой приложился к нему, то по милости Божией получил исцеление.


Кто и как изображается на иконах

Кроме икон Спасителя и Богородицы существуют иконы ангелов, святых и Праздников (на иконах Праздников изображаются все основные события из Священной истории).

Всевышний изображается на иконах в тех образах, в которых Он являлся людям. Так, например, Пресвятая Троица – в виде трех странников-ангелов, сидящих за столом.

В таком виде Господь явился праведному Аврааму.

На других иконах каждое из Лиц Пресвятой Троицы имеет свое символическое очертание:

Бог Отец – в виде старца, потому что Он так явился пророкам Исаии и Даниилу.

Иисус Христос – в человеческом образе, каким Он был, когда сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Девы Марии, или учащим народ и совершающим чудеса, преображающимся, страдающим на кресте, лежащим во гробе, воскресшим или вознесшимся.

Бог Дух Святой изображается в виде голубя (так Он явил Себя во время крещения Спасителя в Иордане) или в виде огненных языков (так Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа).

Иконы отличаются от обычных картин или фотографий, потому что изображения на них соответствуют иконописной традиции, выработанной веками. Икона – это как бы окно в священный мир. Поэтому цель иконного изображения не показать портрет святого, а показать нам мир духовный, перенести наши мысли в иной мир для беседы с тем, кого она изображает. Икона изображает лик прославленного святого, не каким он был на земле (хотя портретное сходство присутствует), но в его небесном сиянии. Поэтому лица святых на иконе – это не обычные лица людей, а лики.

На православной иконе обязательно должны присутствовать нимб и надпись с именем святого.


Нимб

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображается золотое сияние в форме круга, которое называется нимб.

Нимб – это изображение сияния света и Славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

На иконах в нимбе Спасителя обычно пишутся буквы ОЗОН, что по-гречески означает Сущий – только Бог существует всегда. Над головой Божией Матери ставятся буквы MP 0Y. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают: Матерь Бога.

Иконописцы

В Средние века считалось, что единственный на земле Творец и Создатель всего – Бог. Поэтому ни живописец, ни зодчий не афишировали свое авторство. И все-таки имена некоторых иконописцев до нас дошли. Среди них самые известные это Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков и Даниил Черный. Иконы, написанные этими мастерами, признаны шедеврами мирового искусства. И, к сожалению, немало святых образов, вышедших из-под их руки, украшают коллекции музеев вместо того, чтобы быть святынями в православных храмах.

Через освящение устанавливается особое благодатное присутствие изображенного в своей иконе – так, к примеру, освященная икона Пресвятой Богородицы становится местом явления Божией Матери, местом нашей с Ней молитвенной встречи.

Написание иконы – это акт богопочитания. Специально выбирается и освящается доска, освящаются краски, человек, собирающийся писать икону, готовится к этому постом, исповедью, причащением. Во время работы он ведет особо воздержанный образ жизни, по окончании икону освящают святой водой и помазывают миром (эта последняя часть освящения сейчас, к сожалению, часто опускается). Так, силою Святого Духа икона становится чем-то большим, нежели картина.

Она насыщена присутствием, напоена благодатью Духа и связана с тем святым, которого изображает. Икона – не подобие, а символ. Силой и премудростью Божией некоторые иконы выделены как чудотворные. Стоя перед ними, чувствуешь, как они сами обращаются к тебе.

Митрополит Антоний Сурожский

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного(ую).

Перед иконой Пресвятой Богородицы – краткую молитву:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Перед иконой святого:

Святый угодниче Божий (его имя), моли Бога обо мне, грешном (или назови имя того, за кого просишь).

К иконам следует подходить не спеша, не теснясь. Произнеси мысленно молитву, дважды перекрестись, поклонись в пояс и приложись к иконе в знак любви и почтения к изображенному на ней. Приложиться к иконе – значит ее поцеловать. Целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к лицу, изображенному на ней.

После чего в третий раз осени себя крестным знамением и поклонись. В таком же порядке христиане подходят к любым святыням: иконам, Святому Евангелию.

Спасителя, Божию Матерь, святых – в лик не целуют. Целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос. Прикладываясь к иконе Спасителя, обычно целуют Его ноги; Божией Матери и святых – руку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – волосы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но если в храме много молящихся, целовать икону полагается один раз, чтобы не задерживать других.


Чудотворные иконы

Все освященные иконы, которые находятся в храмах и домах, – это святыни. Но только некоторые избираются промыслом Божиим для особых знамений. С некоторыми иконами происходит чудо мироточения (течет благовонное миро) и обновления (когда старая икона вдруг начинает сиять, будто написана только что). Бывает, иконы плачут слезами и кровью. Некоторые иконы написаны святыми, другие найдены по указанию Божией Матери в видениях или снах. Через одни иконы приходило на Русь чудесное спасение от врагов. По молитвам перед другими происходили удивительные исцеления.

Больше всего прославились чудесами иконы Пресвятой Богородицы. Русская Православная Церковь насчитывает до 260 чудотворных икон Богоматери.

Сегодня ни один православный храм или дом невозможно представить себе без святых икон. Вместе с тем, очень часто можно услышать всевозможные нападки и обвинения в идолопоклонстве со стороны сектантов, приверженцев других религий. К сожалению, иногда даже среди единоверцев не все способны доступно объяснить главные причины и основания для иконопочитания в православии. В этой статье мы постараемся восполнить этот пробел.


Это и есть главный аргумент в защиту иконопочитания в православии. Святые иконы появились после пришествия в мир Бога Сына во плоти. Бог воплотился, стал видим через Своего Сына, и теперь ничего не мешает делать Его изображения. Так писал преподобный Иоанн Дамаскин:

В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога.

Сегодня иконопочитание является догматом (утвержденной истиной) православной Церкви, однако не всегда было так. В начале VIII века император Лев III инициировал преследование священных образов, запретил поклонение им, для чего иконы помещались так высоко, чтобы люди не могли их достать.

Чем же святой образ отличается от любого другого изображения? Причины почитания икон невозможно понять без этого объяснения. Очевидно, что не только предметом изображения, хотя и им тоже. Освященный образ не может быть, как картина, лишь источником эстетического, чувственного переживания. Поэтому главное назначение любого священного изображения — молитва перед ним, а не украшение храма или дома.

Иконописный образ направляет ум и сердце человека к духовному созерцанию, отсылает к миру невидимому, надчувственному. В основе такого изображения всегда лежит символ, связывающий внешний мир с духовным, невидимым. Святые иконы обладают благодатной силой, исходящей от того, кто на них изображен. Поэтому люди, когда молятся, покланяются не самому материалу, доске и краскам, как это любят говорить, но тем, кто изображен на них.

Может, однако, возникнуть вопрос: разве, чтобы помолиться, обязательно нужны святые иконы? Без них никак нельзя? Конечно же, нет. Господь видит и слышит нас на всяком месте, независимо от того, будем ли мы молиться перед образом или без него. Но тем не менее, во втором случае существует опасность, что у нас может возникнуть свое субъективное, искаженное представление о Личности Бога или святого.

Святые иконы, написанные в соответствии с канонами и, как правило, людьми с более очищенным от страстей сердцем, способны оградить человека от подобной ошибки. Одним словом, если вы собрались помолиться не перед святым образом, то главное — не пытаться перед собой ничего представлять.

Несмотря на то, что рождение иконописи стало возможно, как мы сказали, в связи с событием Боговоплощения, в ветхозаветные времена тоже встречались изображения бесплотных сил. Так, хорошо известно, что Ковчег Завета был украшен фигурами херувимов.

Он был наслышан о чудесах, которые совершал Спаситель, и отправил к Нему своего художника, чтобы тот сделал портрет с Иисуса Христа, так как сам попасть к Нему царь не мог. Авгарь верил, что это поможет ему исцелиться. Как ни старался придворный художник, но не мог запечатлеть лика Спасителя.

Тогда Иисус, видя его желание, попросил принести воды, умыл лицо и вытер его платком, после чего протянул этот плат художнику. И случилось чудо: на ткани отобразился лик. Второе чудо произошло уже в Едессе, когда царь, приложившись к этому платку, исцелился. Это предание является еще одним основанием для почитания икон.

Мы знаем также, что первые изображения Богородицы принадлежать кисти апостола Луки и делались с Ее согласия. Сама Пресвятая Дева благословила написанные образы словами: Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!

Такие символические начертания вряд ли напоминают нам святые иконы. Иконопись в собственном смысле рождается не раньше VI века. Первые такие изображения были выполнены в манере выжигания (энкаустики), свойственной еще античному, эллинистическому искусству.

Краска в этом случае замешивалась на основе разогретого воска. Самым известным святым образом Спасителя этого периода является лик, написанный на Синае с характерной для эллинизма ассиметрией. До сих пор это изображение вызывает много споров и дискуссий у исследователей.

Несомненно, почитание икон связано еще и с множеством чудес, которые совершаются по молитве перед образами. Существуют особо чтимые, чудотворные лики, часто из них истекает миро, происходят другие необъяснимые явления вещественного характера. Как будто сам мир невидимый, небесный свидетельствует в их защиту. О двух таких особенных случаях стоит упомянуть особо.

Из христианских конфессий иконописные изображения существуют еще у католиков. Правда, западные христиане отдают предпочтение более чувственным, живописным образам, а также витражам и мозаикам. Особенно же распространены в католицизме скульптурные изваяния святых. Протестанты иконописные образы вовсе не признают. Собственно, как и исламисты, и иудаисты.

Некое подобие святых образов есть в индуизме и тибетском буддизме. В последнем они носят свое название — танка. Впрочем, как в буддизме, так и в индуизме, ничего общего с православными иконами они, конечно же, не имеют.

Дополнить свои знания по теме вам поможет видео:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector