Можно ли молиться на греческие иконы

— Первые иконы были нерукотворными. Сам Иисус Христос дал людям Свой видимый Образ. Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее. Вкратце оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнению Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Ав-гаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

— История Церкви знает множество явленных образов (то есть чудесно обретённых по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Но грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная, а лишь фактическая. Каждая икона благодатна, через освящение в ней заложена возможность стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.

— Это знаки Божий для укрепления веры.

— В момент освящения иконе сообщается благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней. Через освящение устанавливается особое благодатное присутствие изображённого на иконе.

— Иконы освящаются священником один раз после их изготовления или приобретения вне церкви. После реставрации икону надо окропить святой водой. Это может сделать любой верующий человек (женщина при этом должна быть в чистоте).

— Не противоречит. Своим вочеловечением Господь открыл путь к обожению материи. Иконы Христа, как и святых Божиих, являются отображением физического вида их обоженой плоти. Взгляд на святые иконы помогает ощутить присутствие того, к кому обращаются в молитве.

Поклоняясь иконе, христиане мысленно возносят своё поклонение не дереву и краскам, а изображённым на иконах Христу Спасителю, Матери Божией и святым Божи-им угодникам. Христиане почитают икону как святыню, как окно в Царство Небесное.

— В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого

празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящён главный престол храма.

— К иконам следует подходить не спеша, не теснясь, мысленно произнося молитву. Следует дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображённого на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображённого на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власины.

— К такой иконе достаточно приложиться один раз.

— Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь дома икону небесного покровителя, то есть святого, имя которого человек носит. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены.

— Иконы желательно помещать на восточной стороне комнаты, можно также устроить святой уголок. Выбирая место для домашнего иконостаса, необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном, не допускать смешивания икон с предметами декоративного убранства светского характера, книгами недуховного содержания. Перед иконами должно быть достаточно свободного пространства для молящихся.

Над иконами желательно прикрепить восьмиконечный крест. Между иконами не должно быть никаких картин. Центральными должны быть иконы Спасителя и Божией Матери. Возле них можно повесить или поставить лампаду. Небольшие иконостасы (молитвенные уголки) желательно устроить во всех комнатах.

— В храме есть строгие уставные требования, а для домашнего иконостаса существуют лишь некоторые правила. Надо помнить о принципе иерархии, например, не следует размещать икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). Если иконы развешаны бессистемно, несимметрично, то это может отвлекать от молитвы. Не стоит допускать многообразия стилей.

— Такую икону ни в коем случае нельзя просто выбросить. Раньше такие иконы

пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самим, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено, например, на кладбище или в лесу под деревом. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы нельзя сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.

— На иконах имеются обязательные надписи. В древности икона считалась закон

ченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах – знаки святости, славы и Божественной тайны. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют венчик или нимб – символ Фаворского света, святости. На нимбе начертаны три буквы на греческом языке, которые означают – Сущий. Это – Имя Божие. Промыслительно Имя Бога, как указание на Святую Троицу, начертывается тремя буквами.

— Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображённым на них – к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих. Через святыню никто никогда не заражается, наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

— Нельзя, так как поклоняются не металлу, не дереву, а через образ на иконе поклоняются Первообразу.

— Лампадку можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно её вообще не гасить.

— Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный об раз, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника.

Икона – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Икона – вне времени, вне вкусов, она является символом инобытия в нашем мире.

— Священные изображения следует вырезают и откладывают, оберегая от попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи.

Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ )

Надписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака.

Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος).

Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII — XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Уважаемая Ирина, дело в том, что у нас есть громадная культурная разница. Причем она сложилась не вдруг, а была всегда. Греки (и мы как правопреемники греческой православной культуры) и латиняне — это очень разные народы и эта разница стала одним из двигателей отпадения католической церкви от полноты Православия. Можно говорить о том, что у католиков есть свои религиозные изображения, которые соответствуют их религиозной культуре. Нельзя осуждать человека чужой культуры за то, что мы, в силу принадлежности к культуре другой, понять не можем. После падения Византийской империи большое количество греческих иконописцев попало в Италию, где продолжало творить. Из известных имен можно припомнить Эль Греко, в наследии которого остались, как православные, так и католические иконы. Все зависело от заказчика. Если заказчиком был грек, то иконописец работал в греческой манере, а если итальянец, то в латинской. Икона призывает нас молиться, так молитесь перед иконами, а те изображения, которые не вызывают у вас молитвенного настроя, оставьте для другого использования. Нельзя отвергать изображения Христа и святых, даже если они нам чем-то и не нравятся.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector