Можно ли молиться на неосвященную икону

Догмат об иконопочитании утвердился в Православной церкви на Седьмом Вселенском соборе, в VIII веке после долгих споров с иконоборцами. Иконоборчество возникло внутри самой Церкви, в среде интеллектуальной элиты того времени — монашества.

На тот момент для возникновения этого течения были основания — тогда в церковной среде бытовало отношение к священным изображениям, больше схожее с идолопоклонством. Бывало, например, что священники подмешивали в Причастие краску с икон, полагая что так они причастятся первообразу.

Поклонение иконам отлично от поклонения Богу и носит характер почитания. Богопоклонение подобает лишь Богу, а почитательное – святым, иконам, Кресту, Евангелию, и прочим святыням.

Молясь перед иконой, мы обращаемся не к конкретной расписанной доске, а к личности того, кто на ней изображен. Молитва, согласно учению Церкви, вообще не требует дополнительных визуальных атрибутов: она может совершаться в любых условиях. Главное для этого – наличие веры и движения сердца.

Особый чин для освящения икон в России появился примерно в XVII веке. До этого момента считалось, что образ освящается первообразом, а икона считалась освященной после начертания на ней имени святого, Богородицы или Христа.

В христианской традиции принято освящать предметы, дома, машины и прочее святой водой с чтением специальных, по каждому поводу, определенных молитв. В том числе это касается и икон, хотя в данном случае традиция более позднего происхождения.

Действительно, на Руси долгое время не было такого обычая, ведь сами по себе образы Христа Спасителя, Божией Матери и святых уже освящали икону. Помимо этого, как правило, иконы писали при монастырях, а там каждый элемент образа: доска, краски, грунтовка, предварительно освящались, а зачастую и изготовлялись с добавлением святой воды.

В Западной Церкви практика освящения икон появилась гораздо раньше и была связана со следующими факторами:

В обоих случаях нужно было благословение Церкви в виде освящения, которое подтверждало, что действительно образ написан правильно и его можно использовать для молитвенной практики.

В России процессы обмирщения церковной повседневности начались со второй половины XVII века. Иконы писали уже не только монахи и продавали их нередко в обычных ремесленных лавках. Тогда и появилась необходимость в освящении.

Святая вода, которая используется при освящении, имеет особые свойства, так как в момент совершения водосвятного молебна её касается благодать Святого Духа. По сути, такая вода — своеобразный проводник, который эту благодать Божию подводит к освящаемому предмету и, таким образом, очищает его от всякой скверны и сообщает святость.

Икона, приобретенная в храме, не требует освящения, так как она уже освящена, но есть моменты, когда надо освящать иконы:

Последний вариант относится к тем случаям, когда в период гонений иконы использовались неподобающим образом, например, в качестве двери в хлев или как крышка погреба. Освящают и вышитые иконы, т. е. независимо от материала, ведь образ может быть металлический, пластиковый, бумажный, картонный и прочее.

Важно! Икона — это величайшая святыня, независимо от того, освящена она или нет. В любом случае к ней надо относиться подобающим образом. И даже когда образ по каким-то причинам испорчен, нельзя его просто выбросить, а нужно сжечь.

Можно и самому освятить икону при наличии святой воды, но только тогда, когда нет никакой возможности попасть в церковь или пригласить священника. Всегда можно изыскать время, чтобы сделать все правильно и здесь есть два варианта:

Освящение икон не является какой-то отдельной требой, поэтому вопрос о том, сколько стоит освящение иконы в Церкви, должен остаться на сознательности самого заказывающего освящение. И здесь надо помнить, что священник живет только за счет тех доходов, которые поступают от совершения им различных треб.

Само освящение, если это происходит в храме, состоит из того, что священник читает короткую молитву и окропляет образ святой водой.

На заметку! Совершать обряд можно в любое время как утром, так и вечером, но только после того, как завершатся службы или в промежутке между ними.

Больше пяти лет назад я попробовала себя в иконописи. Написала 6 икон. И только первая не давала мне покоя. Еще тогда, мои лирушные друзья-профессионалы компетентно указали мои ошибки, которых больше я не повторяла. Теперь эта первая работа вызывает у меня улыбку, к сожалению, исправить ее невозможно. И вот пришло ко мне непреодолимое желание написать Господа заново. Хвастаюсь, критику приветствую. А с вами хочу поделиться собранной информацией о необходимости осящения икон.

В древности не существовало практики освящения икон. Об этом мы находим свидетельства VII Вселенского собора, где говорится, что иконы святы подобием изображения изображенному лицу и надписанием имени, которое подтверждает это подобие.

Практика освящения возникла сначала на Западе. Обряд представлял собой окропление иконы святой водой с чтением особой молитвы. Однако, чин освящения не может сделать из несвященного образа священный. Потому что, если данное изображение не икона по своему стилю и художественным свойствам — оно не станет иконой через окропление святой водой.

«По такому чину, который содержится в наших требниках, в старину иконы не освящались, — пишет Архимандрит Зинон. Называется он чином благословения, а не освящения, и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа, а не как некий сакраментальный акт. Ведь никому не придет в голову, купив новое Евангелие, перед началом чтения освящать его. В иконе почитается не вещество, а изображенное лицо. Надпись необходима, как раньше выражались, для того, чтобы утвердился дух молящегося, то есть, чтобы молящийся точно знал, к кому обращается, потому что иконография многих святых сходна.» Источник

Надпись имени святого – подобна наречению имени младенца. В древности её делал не иконописец, а архиерей, удостоверяя таким образом, что икона выполнена канонически верно. Сейчас это действие заменил чин освещения иконы, после которого мы не сомневаемся, что на нас смотрит лик конкретного святого, которому можно молиться, а значит, работа становится иконой. Источник

Таким образом, в наше время иконы стали освящать для подтверждения святости изображаемого. Собственно данное действие можно понимать как свидетельство Церкви о том, что канонически верно изображен именно тот, кто надписан, а значит икона подлинна. Важно помнить, что к иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после. Освящая любой другой предмет, мы призываем благодать Духа Святого. Икона же свята уже только потому, что на ней изображены Господь, Богородица или святые. Источник

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector