О чем молятся иконе спас древо жизни

Спас Древо Жизни или, как гораздо чаще называют эту икону, Спас Лоза Истинная – греческая икона, широко известная в греческой традиции, но крайне редко встречающаяся в России. Русские иконописные мастерские этот сюжет практически никогда не используют, хотя, конечно же, с ним знакомы. Это один из самых символически насыщенных образов иконографии Христа.

Изображения апостолов, учеников Христа, которых Он послал по свету проповедовать и распространять христианскую веру, традиционно символичны. Первоверховный апостол Петр всегда изображается со связкой ключей – это ключи от Царствия Небесного, то есть совокупность церковных Таинств (образ, символизируемый ключами). Евангелисты Марк, Лука, Матфей и Иоанн изображены с книгами Евангелий, причем апостола Иоанна всегда можно отличить от остальных по хотя бы намеченному за его спиной гористому фону – в память о его работе над Евангелием на скалистом острове Патмос.

Икона Лоза Истинная (Виноградная Лоза) известна в Греции с XV века, впервые появилась она в греческих монастырях. Однако первоначально вокруг Христа на ней изображали не только апостолов, но также Богоматерь и Иоанна Крестителя, выступающих защитниками людей перед лицом строгого Судьи. В этом виде икона немного напоминала деисусный чин, являющийся центральной частью православного иконостаса. В более позднее время, в XVII веке, появляется еще один вариант изображения Лозы Истинной – на иконе изображают также Гроб Господень, из которого и произрастает лоза, либо же варьируют образ Христа – Он держит лозу в руках, либо она произрастает из Его пробитого ребра, и Сам отжимает виноградную гроздь в потир – чашу, применяемую во время христианского богослужения для освящения вина. Таким образом, в поздних вариантах иконы усилено евхаристическое содержание сюжета в противовес более древнему аллегорическому. Тем не менее, более древний иконографический вариант и в наши дни остается гораздо более распространенным. Вообще символика виноградной лозы очень широко представлена и в Библии, и в убранстве христианских храмов, и, конечно же, во время богослужения.

Виноград – символ мудрости, бессмертия, и одновременно – крови, жертвенности. Ухоженный виноградник – символ мира и благополучия. Растительный орнамент повсеместно используется для украшения церквей, в окладах и резных венцах икон, на внутренних фресках и внешних росписях храмов, на резных основаниях иконостасов, наличниках и изразцах. Символом Страшного Суда в конце времен является сбор винограда. Пришедший на Русь из Византии образ Процветшего Креста также обуславливается символикой виноградной лозы – две цветущие ветки исходят из основания креста как знак Воскресения, отсюда и называется он – Животворящий Крест Господень.

И если в русском варианте Животворящего Креста используется растительный орнамент, то в греческом – виноградная лоза с листьями и гроздьями. Также известна легенда, связывающая Крест Господень с райским Древом Жизни. Согласно этому сказанию, для распятия Христа было использовано дерево, когда-то выросшее на могиле Адама из закопанного вместе с ним венка. Венок же этот Адам сплел из веток, принесенных его третьим сыном Сифом из рая, веток Древа Жизни. Во времена царя Соломона было предсказано, что на стволе этого дерева будет казнен Мессия, и Соломон велел ствол утопить. Однако для распятия Христа утопленный Соломоном ствол Древа достали из Силоамской купели (источника, у которого, согласно Евангелию от Иоанна, Христос исцелил слепого), и именно из него сделали Крест. Когда же стало известно о Воскресении Христа, крест, испугавшись, спрятали – закопали. В IV веке св. Елена – мать первого христианского императора, Константина Великого Равноапостольного – предприняла расследование и обнаружила место, где был закопан Крест. Однако оказалось, что вместе с Крестом Господним закопали и кресты распятых вместе с Ним разбойников. Тем не менее, Крест Господень сразу удалось отличить – по прорастающей из него живой виноградной лозе.

Икона Спас Лоза Истинная изображает не только самого Спасителя, но и всю Его Церковь. Согласно словам самого Иисуса, Он является стволом, люди же – Его ветками. Церковь – живой, изменяющийся и развивающийся организм, растущий подобно дереву или лозе, центром и основанием, стволом которого является Христос, но ветви, побеги и даже мельчайшие листочки – это отдельные люди, верующие, новый народ Божий, становящийся единой семьей. Говоря о Себе как о Лозе Истинной, Христос делает учеников, апостолов – а через них всю Церковь, каждого ее члена – участниками своей жизни. Церковь не просто собирается вокруг Христа – она объединяется с Ним. составляет Его Тело. И хотя каждый отдельный человек в этом организме сохраняет свою индивидуальность и свободу, он посредством любви включается в единство Мистического Тела. Через таинства верующие, члены Церкви, соединяются с Христом. Потому центральным, главным таинством Церкви является Евхаристия, причащение Телом и Кровью, хлебом и вином – основа литургии. И об этом также напоминает икона Спас Лоза Истинная.

Иконографический образ Спасителя, окружённого апостолами, кроме того, называют: Христос Лоза Истинная, Спас Виноградная Лоза, но чаще всего — Спас Лоза Истинная. Икона греческая. Несмотря на то, что иконография Христа представляет собой один из самых символически насыщенных образов, в России встречается редко.

Виноградная лоза и виноград — символ плодородия, бессмертия; виноград — символ мудрости, гроздь винограда в античном искусстве всегда была атрибутом божеств сельского хозяйства, плодородия.

Впервые икона под названием Лоза Истинная появилась в греческих монастырях в XV веке. Она напоминала деисусный (моление) чин, так как на ней апостолы предстательствуют за род человеческий перед Иисусом. Кроме того, в молитвенной позе справой стороны Христа изображена Богородица, слева — Иоанн Креститель.

В XVII веке появляются варианты, где изображен Гроб Господний, а Иисус то держит виноградную лозу, то она растёт из его раненного ребра, то он отжимает вино в потир (чаша для освящения вина и причащения). На этих иконах акцент ставится на евхаристическое (благодарение, Святое Причастие) содержание, в то время как на древних иконах большее значение придаётся аллегорическому содержанию.

Кроме апостолов — веток дерева, есть листочки, побеги. Это верующие люди. Аллегорически в икону заложен смысл, что Церковь, как дерево растёт, изменяется, развивается. Центром, стволом, является Иисус Христос, обучающий учеников, апостолов, через которых создаёт Церковь, объединяя каждого её члена в одну семью, делая их участниками своей жизни.

Смысл молитвы: Христос открыл ученикам, что пребывающие в Нём очищены через Его слово. Люди тоже его побеги, листья. Они благодарят Господа Иисуса за ежедневное спасение их из ада страстей. Просят помочь им возносить своё сердце и ум к Нему, наполнить их сердце благодарностью к Нему.

Мы можем написать на заказ нужный вам образ Спас Древо жизни, в том числе:

Среди предметов, которые паломники и туристы привозят со Святой Земли, наряду с нательными крестиками, благовониями и платками из дамасского шелка, традиционно много икон. Что совершенно понятно: нелепо, если на память от посещения главных святынь христианского мира останутся одни безделушки! Но какие именно иконы лучше всего привезти для себя и своих близких из духовного путешествия в Иерусалим, Вифлеем или Назарет? Давайте разберемся.

Если вы разыскиваете на Святой Земле какую-то конкретную икону, все, сказанное ниже, вряд ли вам пригодится; тут все просто — вы ее либо найдете, либо нет. Ну а если вы стоите перед выбором, и вам просто не хватает информации о том, что именно целесообразнее привезти из путешествия домой, тогда эта небольшая статья — для вас.

Итак, если говорить совсем коротко, лучше всего приобрести икону, связанную со Святой Землей, — либо такой образ, который у себя на родине найти трудно или вообще невозможно. Иногда, правда, два этих условия совпадают. Вариант третий — святой образ, который широко известен, но в необычном исполнении. А впрочем, давайте от обобщений перейдем к конкретике и рассмотрим несколько икон, соответствующих перечисленным признакам.

Икона Святое Семейство.

Святое семейство. Разговоры о том, что эта икона — исключительно католическая — не более, чем вымысел. Первоначально этот образ был создан византийскими иконописцами. И уже после распространился по всему крещеному миру — где-то больше, где-то меньше. Например, встретить его в России — большая редкость. С чем это связано — до конца не понятно; возможно, с тем, что фигура Иосифа Обручника в нашей стране не столь почитаема — Русской церковью это святой воспоминается лишь в первое воскресенье после Рождества, в один день с царем и пророком Давидом и апостолом Иаковом, братом Господним.

Существуют разные варианты написания иконы Святого Семейства. Наиболее известный из них — тот, на котором юный Спаситель поднимает руку в жесте благословения, а за его спиной благоговейно склоняются Божья Матерь и праведный Иосиф Обручник. Этот образ наполнен глубоким смыслом семейного единения, ощущение которого многие люди проносят через всю свою жизнь, черпая из него силы.

Перед образом Святого Семейства христиане молятся о мире и взаимопонимании в семье, о сохранении домашнего очага, безопасности и благополучии детей и всех родных.

Кстати, вариант этой иконы с изображением Приснодевы Марии, святого Иосифа и отрока Христа, простирающего в благословении обе руки, также распространен в Святой Земле и является точной копией первоначального византийского образа.

Поскольку икона Спас Вседержитель в церковной истории стала символом победы над ересью иконоборчества, верующие молятся перед ней об избавлении от расколов, духовных заблуждений и пустых споров на тему веры. Но, конечно же, не только об этом. Перед иконой Спаса Вседержителя молятся о том, чтобы избежать греховных помыслов, духовных и физических травм; просят у Него защиты от бед, разочарований и обмана. Дома этот святой образ способствует установлению гармонии и мира, сохранению семьи и взаимопонимания между домашними.

Спас Лоза истинная. Этот довольно редкий, и, вместе с тем, имеющий множество вариантов написания образ известен со сравнительно позднего времени — а именно с XV века. В том варианте, в котором эта икона наиболее часто встречается на Святой Земле, Спаситель изображен на фоне ствола дерева, а святые апостолы — на отходящих от него ветвях.

Набор с иконой Спас Лоза Истинная

молятся о благополучии в семье, о здоровье и душевном мире всех домашних.

Николай Чудотворец. Икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век

Святитель Николай Чудотворец. Этот один из наиболее почитаемых христианами угодников Божьих провел в Палестине три года: посещал святые места, проводил время в уединенной молитве и духовных размышлениях и, конечно же, помогал людям. В фондах Иерусалимского патриархата хранится бесценная реликвия: свиток с текстом, написанным рукой Николая Чудотворца; духовным сочинениям святой угодник также посвящал немало времени.

Святитель Николай известен как твердый защитник православного вероучения — и как тайный благотворитель, чьи поступки спасли от смерти, позора, голода и болезней многих людей. По смерти святителя чудеса, являемые Господом через своего подвижника, многократно умножились. С верой притекавшие к мощам угодника Божьего получали потребное: угнетенные — защиту, страждущие от недугов — выздоровление, путешествующие — мирный путь и благополучное прибытие. И сегодня примеров помощи, подаваемой Николаем Чудотворцем, ничуть не меньше, чем пятьсот, тысячу или полторы тысячи лет назад.

Угоднику Божьему Николаю современные христиане молятся, прося защиты в путешествиях, содействия в делах, избежания бедствий и голода — и по своей вере получают просимое.

Иерусалимская икона Божией Матери. Этот почитаемый христианами всего мира образ был написан апостолом и евангелистом Лукой через полтора десятка лет после Вознесения Господня. Всего кисти первого христианского иконописца принадлежит семьдесят икон Божьей Матери (три из них — написанные при Ее жизни), Иерусалимская среди них — одна из самых известных и высоко почитаемых.

Долгое врем этот образ был главной святыней иерусалимской общины христиан. За свою многовековую историю икона подолгу находилась в Константинополе, Новгороде Великом, Москве — и всюду ее пребывание было отмечено исцелениями болезней и другими чудесными событиями. Во время Отечественной войны 1812 года Иерусалимская икона бесследно исчезла — по некоторым данным, она до сего дня тайно хранится в Соборе Парижской Богоматери. Известно немало чтимых списков в этого образа, также обладающих особо благодатной силой.

Вифлеемская икона Божией Матери

Вифлеемская икона Божией Матери. Эта икона известна верующим как единственный образ, на котором Приснодева улыбается. Она также была написана святым апостолом Лукой — и, как считают, наиболее достоверно передает, как именно Божия Матерь выглядела при жизни.

Оригинал Вифлеемской иконы пребывает в базилике Рождества Христова в Вифлееме, на том самом месте, где был рожден Спаситель мира. Чтобы вернуться на Святую Землю, эта икона проделала долгий путь длиною в тысячи и тысячи километров и протяженностью во много столетий. Долгое время она находилась в Константинополе, где ее пребывание было отмечена множеством чудесных событий. Затем святой образ был морем перевезен в Корсунь и передан будущему креститель Руси, Киевскому князю Владимиру, который с величайшим почтением перевез ее в Софийский собор Новгорода. Благодаря множеству исцелений, связанных с иконой, почитание ее быстро распространилось по русским землям. Святой образ пребывал в России вплоть до революционных событий 1917 года, а затем с величайшими предосторожностями был возвращен в Вифлеем стараниями великомученицы Елизаветы Романовой, часть платья которой сегодня украшает ризу иконы.

Разумеется, все названные выше иконы — лишь наиболее известные из тех, которые привозят верующие из Святой Земли. Есть и другие — но мы не хотели бы лишать вас волнующего опыта: найти их самостоятельно и открыть для себя их благодатную силу. А вот о чем мы непременно должны здесь напомнить, так это о том, что каждая икона должна быть освящена. Ведь в том же Старом Городе Иерусалима иконы продаются не только при храмах и монастырях, где над ними совершается соответствующий церковный чин, но и в многочисленных магазинах и лавках. Их хозяева, само собой, будут уверять вас в том, что все, что они продают, освящено. Верить им или нет — ваш личный выбор. Однако лучше все же приобрести икону там, где предлагаются только освященные предметы — в храме, святой обители, церковной лавке или на специализированном портале, добросовестному подходу владельцев которого вы имеете все основания доверять.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector