Находится икона на Афоне в Ватопедском монастыре. Название икона получила после того, как один из диаконов монастыря в припадке злобы замахнулся на образ Богородицы ножом и воткнул нож в правую щёку Божией Матери. Тотчас же из иконы полилась кровь, и диакон ослеп. Рука его, наносившая удар, онемела, а сам он лишился рассудка.
Через три года по молитвам монастырской братии Пресвятая Богородица помиловала безумца и возвратила ему рассудок и здоровье. Вскоре диакон умер. Когда, по обычаю Афонской горы, по истечении трёх лет открыли кости умершего инока, то увидели, что все кости его были светлы и носили на себе знамение милости Божией, дерзкая же рука его осталась нетленной и почерневшей.
Местночтимое празднование – 3 февраля (21 января по старому стилю.
* Заклать (церковно-славянское) — заколоть, пронзить.
Празднование: 21 января (3 февраля)
Когда-то в этой обители служил один диакон, в обязанности которого входила уборка церкви Святого преподобного Димитрия Солунского, что не позволяло ему приходит на трапезу вместе со всеми — вовремя. Опоздав в очередной раз и получив вместо обеда недовольное замечание келаря, которое буквально взбесило его, диакон был вынужден покинуть трапезную голодным.
В самом мрачном состоянии духа возвратился он в церковь и, подойдя к иконе Божией Матери, дерзнул произнести укоризненные слова:
— До которого времени я буду служить Тебе? Трудись, трудись… А за все это у меня не только ничего нет, но мне даже отказано и в куске хлеба…
Затем диакон (!) схватил нож, которым очищал воск от свечей, замахнулся и со всей силой вонзил его в правую щеку изображенной на иконе Божией Матери (икона была написана на холсте). Тотчас же из раны брызнула кровь, а лик Богородицы покрылся смертельной бледностью, как у истекающего кровью человека… Тут иконоубийца опомнился и упал ниц в ужасе от совершенного им святотатства. Почти сразу же он ослеп и лишился рассудка, а его правая рука онемела.
Игумен и братия пришли в неописуемый ужас, когда появились в церкви и увидели все своими глазами: истекающую кровью икону и потерявшего рассудок диакона. На следующий день набожный игумен, руководствуясь искренним чувством жалости к несчастному, совершил Всенощное бдение о его спасении и помиловании. Но целых три года болезни не отпускали диакона…
По истечении этого срока Пресвятая Богородица, Утешительница кающихся, явилась в сонном видении игумену и объявила, что за их общие молитвы и ходатайства прощает преступника и дарует ему исцеление. Но за это святотатство карает… его руку, которая будет осуждена на Страшном суде Господнем.
Наутро больной выздоровел и всю свою оставшуюся жизнь провел в покаянии, непрестанно упрекая себя за столь чудовищную дерзость. Пресвятая Матерь Божия явила ему Свою милость — за несколько часов до кончины Она явилась диакону и простила его, но в отношении его руки оставила Свой приговор без изменения.
По обычаю Святой Афонской Горы по истечению трех лет были открыты кости диакона. Присутствующая при этом братия ужаснулась вторично — в отличие от всех прочих частей тела, его правая рука, словно в назидание всем, была нерастленной черной…
В Ватопедский монастырь, в храм Святого преподобного Димитрия Солунского, где в юго-восточном углу внутренней галереи находится эта икона, пришел как-то помолиться один русский иерей. Прикладываясь к этой святыне, он — нечаянно, или из-за любопытства — дотронулся до раны. В то же мгновение на него с иконы осыпалась запекшаяся кровь, и едва он переступил церковный порог, то упал замертво…
Из воспоминаний архимандрита Иоакима Специериса из Нового скита (XIX век):
В Марселе в конце XIX века скончался председатель Греческой общины и «…многие выставили свои кандидатуры на этот пост, причем, под влиянием друзей, а также при поддержке тогдашнего президента, я тоже выставил свою. Мне не хватило одного голоса. Получив известие о своем поражении, я как человек стал скорбеть и, обращаясь в молитве к Своей всегдашней Заступнице, Владычице Богородице, сказал, что хотел эту должность не для себя, но ради двух моих осиротевших племянников, которых мне дали на попечение.
Говоря это, я заснул, и тут же в тонком сне вижу, что нахожусь один в келье на самом верху одной очень высокой башни. Мне показалось странным, что я был заперт в этой келье с четырьмя окошками, выходящими на все стороны света. Внизу башни раскинулось огромное море, волны которого с шумом и яростью ударялись об нее. Я не знал, что делать, как вдруг мне показалось, что я сейчас упаду из западного окна в это кипящее волнами море.
Я испугался, но почувствовал, что чья-то рука хватает меня за одежду и тянет назад. Оборачиваюсь посмотреть на того, кто меня ухватил, и вижу — о, чудеса Твоя, Владычица мира, — что меня держит Госпожа наша Богородица и говорит мне:
— Хочешь, чтоб Я тебя отпустила, и ты упал в море? Разве ты не видишь, какие волны? Возвращайся назад, в башню.
Один старец, оставаясь на Святой Горе для иноческих подвигов, наконец ослабел духом, увлекся помыслами в беспечность и недоверие к особенному заступлению Божией Матери и решительно положил — оставить свою строгую пустыню и удалиться в мир, обольщая себя тем, что не все ли равно благоугождать Богу что здесь, что Там?
Мысль светлая, по-видимости, и справедливая, но, разумеется, обманчивая, потому что кто живет в пустыни, того враг уверяет, что и в мире можно вести себя строго-пустыннически; но удались этот подвижник в мир — самые обстоятельства жизни, мир и собственные страсти, а тем более демон собьют его с пути и незаметным для него самого образом доведут до нерадения и беспечности. Примеров тому множество.
Тогда как решился отшельник оставить Святую Гору и уже последнюю ночь проводил на ней, по кратком келейном правиле он лег отдохнуть, чтоб с рассветом следующего дня удалиться из пустыни. После тревожных дум и тяжелых мыслей старец заснул, и что ж ему представилось?
Небо и земля с шумом готовились разлететься и исчезнуть; солнце не светило; луна и звезды ждали только мановения Творческой воли, чтоб с треском пасть с воздушных путей своих. Все было в движении. Старец смотрел на эту тревогу и трепетал от предчувствий; тайный голос говорил ему, что наступило последнее мгновение и — Страшный суд при дверях; он пал в испуге и молился о помиловании.
Между тем вдруг явилась в поразительном величии Богоматерь и, начиная от крайнего монастыря, кругом обошла Святую Гору. При Ее появлении тысячи почивших иноков восставали из своего тления и в стройных ликах шли за Нею к славе Царствия Божия. Она всех их становила одесную Престола Судии. Только вдруг при этом послышался с высоты голос:
— Многие из поставленных одесную недостойны того по своей жизни!
— Господи! — отвечала на это Богоматерь, молитвенно воздевши к небу Свои Божественные длани и взоры. — Поистине, недостойны некоторые Царствия Твоего, но ради Меня помилуй их, потому что Я обещала восполнить их недостатки Твоею благодатию и Моим ходатайством; Я обещала им во имя Твое Царство Твое и милость Твою. Итак, ради Меня помилуй их!
И старец видел, что все иноки остались одесную. Это так его поразило, что он в ту же минуту проснулся.
— Если так державно ходатайство о нас Богоматери, — сказал он сам себе, — и если так утешительны судьбы загробной жизни афонцев, не пойду ж отсюда!
Старец действительно окончил жизнь свою на Афоне.
Икона Божией Матери, именуемая «Закланная», находится в Ватопедском монастыре на Афоне, в храме в честь святого Димитрия Солунского, пристроенном к соборной церкви. Икона написана на холсте, свое же наименование Закланной получила она по следующему случаю. Один экклезиарх, диакон Ватопедской обители, по долгу служения занимался в церкви наведением порядка и, задержавшись, опоздал на трапезу. Недовольный трапезарь заметил ему, что надо приходить вовремя. Оскорбясь, диакон пришел в такую ярость, что ушел опять в церковь и, ставши перед иконой Божией Матери, сказал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородице? Трудись, трудись, и за всё нет ничего у меня, даже куска хлеба!». С этими словами он ножом ударил Ее в ланиту и пронзил холст насквозь. Из раны брызнула кровь, лик покрылся бледностью. Испуганный преступник упал перед иконой, ослеп, обезумел, члены его ослабели, он дрожал, как убийца Каин. Игумен, совершив всенощное бдение о спасении и помиловании несчастного, молился усердно о нем и чрез три года получил известие о прощении его. Действительно, диакон пришел в себя, прозрел и глубоко раскаялся в безумном поступке. Определив себе перед закланною им иконой место, он в покаянии провел перед ней всё остальное время своей жизни.
Перед смертью диакона Богородица явилась ему и обрадовала его прощением, но сказала, что дерзкая его рука должна испытать осуждение во второе пришествие Христово. Когда, по афонскому обычаю, по истечении трех лет открыли кости умершего, ужасное зрелище поразило всех: все кости покаявшегося виновника были светлы, дерзкая же рука осталась не истлевшей и почерневшей. Рука эта сохраняется в монастыре в память о непостижимой любви Пресвятой Владычицы, готовой всех прощать за наносимые Ей оскорбления, вольные и невольные.
Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть.
Житие сщмч. Философа Орнатского и сыновей его, мчч. Бориса и Николая