Панагия сумела икона о чем ей молятся

Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы.

Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья.

Лик, написанный святым Лукой, стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство?

Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.

Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.

Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.

Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.

15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.

Впервые с 1922 года состоялась православная литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю) в древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.

Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.

Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.

По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.

Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.

Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.

После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.

8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.

2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.

Текст: Благовест-инфо, фотографии Reuters, AP





Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Панагия Сумела


Η εικόνα της Παναγίας Παναγιά Σουμελά / Сумельская икона Божией Матери

В двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья находится знаменитый образ Богородицы Сумельской. Сюда он попал из Турции в связи с Малоазийской Катастрофой, после обмена населением в 1920 году. С этой иконой, считающейся творением рук апостола Луки, связано основание Сумельского монастыря в горах Турции. История этой иконы удивительна, а развалины Сумельского монастыря в Турции считаются национальным памятником.

После смерти апостола Луки (в возрасте 84 лет он принял мученический венец на севере Пелопонеса, в провинции Ахайя, и был погребен в городе Фивы) икона оказалась у его ученика Анании. Со временем она была перевезена в Афины — в храм, возведенный в честь Богородицы, где оставалась до конца IV века.

Афинскому священнику по имени Василий однажды явила

сь Богородица и сказала, что ему и его племяннику дьякону Сотирихию нужно принять монашество. После пострига с именами Варнава и Софроний они пришли поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, написанному святым апостолом Лукой. Преклонив колена перед иконой, они опять услышали голос Матери Божией, которая велела им следовать на восток, к горе Мела. И тут на их глазах два ангела подняли в воздух икону и исчезли в восточном направлении.

Иноки Варнава и Софроний обошли все крупные монастырские центры, побывали на Святой Горе Афон и отплыли в Малую Азию. Посетив Трапезунд, они отправились на поиски указанной Богородицей горы, на Понт. Добравшись, наконец, до горы Мела, они исполнились радости. После ночевки в лесу, проснувшись на рассвете, Варнава и Софроний заметили в скале расщелину, над которой кружились ласточки. Войдя в пещеру, монахи увидели в сиянии света икону Божьей Матери — ту самую, которую в последний раз видели в Афинах. Так они поняли, что это место было предназначено им.

Проблема была лишь в том, что здесь совсем не было воды. Иноки стали взывать к Богородице, и она ответила им. Они услышали голос, который говорил, что Она даст им воды не только для телесных нужд, но и для духовного исцеления. И тут же раскололась скала: из расщелины полилась вода. Так возник чудотворный источник, существующий и поныне.

Монастырь Панагии Сумельской, основанный иноками Варнавой и Софронием, пережи

л много бед, но знал времена расцвета и

благоденствия. Монастырь был покинут в 1922 году во время обмена населением между Грецией и Турцией. Разрешение на вывоз ценностей монастыря поступило в 1931 году. Тогда и попал в Грецию чудотворный образ Богородицы. До 1952 года икона хранилась в Афинском музее. Позже её перенесли в храм, построенный в Кастанье на средства, собранные понтийцами, обосновавшимися в Греции.

Недалеко от Верии, в ущелье, на берегу реки Алякмонас находится мужской скит святого Иоанна Предтечи, построенный на месте пещеры, в которой ок

оло десяти лет жил святитель Григорий Палама. Насельниками этого скита были: св.Дионисий Олимпийский, св.Афанасий Метеорский, св.Феона, архиепископ Салоникийский, св. Антоний Верийский

и многие другие подвижники. Сегодня здесь хранятся: часть руки св. Иоанна Крестителя и глава св. Климента Охридского, ученика свв. Кирилла и Мефодия. Сейчас скит святого Иоанна Предтечи является подворьем Афонского монастыря Симо

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector