Вход господень в иерусалим икона о чем молятся

Вход Господень в Иерусалим в 2019 году празднуем 21 апреля. Давайте подробнее разберемся с символикой праздника, которая наглядно продемонстрирована в иконе.

Икона Вход Господень в Иерусалим демонстрирует один из самых торжественных моментов в жизни Иисуса Христа. Десятки тысяч людей, которые пришли на празднование иудейской Пасхи в Иерусалим, узнали о том, что в святой город пришел тот, о ком говорил пророк.

На иконе изображается Спаситель мира, который следует в Иерусалим как истинный Царь Израиля. Именно так и воспринимают его местные жители и все присутствующие на празднике. Путь его следования люди выстилают своей одеждой.

Обычай постилать под ноги царя одежды также известен из книг Ветхого Завета: когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, слуги поспешили, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях.

Обратите внимание на символику иконы. С одной стороны на ней присутствуют все признаки божественного происхождения Христа и окружающие именно в таком статусе его и приветствуют.

С другой стороны в изображении явно продемонстрирован символ кротости — Христос въезжает в Иерусалим вовсе не на коне, а на молодом осле. А затем следует добровольное подчинение несправедливому суду синедриона и смерть на кресте.

В стихирах, которые используются во время праздника, подчеркивается еще одно значение осла, на котором восседал Спаситель. Христос, восседая на ослице, следует в Иерусалим, чтобы освободить от неразумия язычников.

Известный иконописец Григорий (Круг) поясняет: символизм того, что изображается на иконе, никак не попытка просто украсить толкование определенного события, в данном случае триумфальное шествие Христа, сложными иносказаниями. Именно глубокое понимание символизма позволяет осмыслить священные события.

В символике входа Господня в Иерусалим особое место занимают пальмовые ветви, вайя. В древности пальма выступала символом веселья, торжественных событий. С пальмовыми ветвями встречали знатных лиц. Пальма также служила символом мужества и вручалась в знак победы.

Позднее во время празднования стали использовать не только пальмовые ветви, но и ветви широколиственных деревьев, а также речных верб. Поэтому Вход господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) сопровождается именно такой атрибутикой.

История праздника Входа Господня в Иерусалим тесно связана и последующими событиями в жизни Христа. Речь идет о Страстной седмице, которую Спасителю предстоит пережить перед распятием на кресте.
Непосредственная близость Вербного воскресенья налагает на празднование своего рода страстную печать. Это особенно подчеркивается в стихирах во время празднования.

Подробнее о православных праздниках в разделе Календарь поста.

Вход Господень в Иерусалим — один из двунадесятых христианских праздников, ежегодно отмечаемый в шестое воскресенье Великого Поста. Он сопровождается освящением веточек вербы и чтением особых праздничных молитв.

Праздник является переходящим. Формально не имеет как предпразднства, следуя за Лазаревой субботой, так и попразднства, так как сразу за ним следует Страстная седмица. Включается в состав Постной триоди, однако, сам пост в этот день менее строг чем обычно: к разрешённым продуктам добавляется рыба.

Значение Входа Господня в Иерусалим для всех верующих людей очень велико: с одной стороны он символизирует признание Иисуса Христа Мессией, с другой — служит прообразом входа Сына Человеческого в Рай. Именно поэтому уже на протяжении многих веков Вербное Воскресенье (народное название праздника Входа Господня в Иерусалим) — один из самых почитаемых и радостных дней для всего христианского мира.

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Ин тропарь, глас 4-й

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак, глас 4-й

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

Молитва

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вход Господень в Иерусалим — одно из важнейших событий земной жизни Иисуса Христа, описываемое во всех четырёх Евангелиях. Оно случилось в 30 г. н.э., незадолго до празднования еврейской Пасхи и, являясь осуществлением ветхозаветных пророчеств, предшествовало страстям Христовым (Страстной недели).

Праздник Входа Господня в Иерусалим достаточно древний. Упоминания о нём имеются уже в трудах Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, живших в IV веке. Но установился праздник несколько позже: не ранее VI века, сперва в Иерусалиме, а затем на латинском западе. К X веку традиция совершать в этот день торжественную процессию в память о прибытии Иисуса в Святой град была уже повсеместна распространена. И сегодня мы, как и две тысячи лет назад, встречаем Его с зелеными ветвями в руках — символом победы Христа над смертью. ***

Вход Господень в Иерусалим

Иконы Входа Господня в Иерусалим обычно отличаются большой торжественностью и праздничностью, что вполне соответствует характеру самого праздника, который, преодолевая сосредоточенно-строгое настроение Великого поста, является предварением пасхальной радости. Праздничный вид иконе придают и нарядный Иерусалим (зачастую красный или белый), и яркие пятна постилаемых на пути шествия одежд. Группа апостолов и встречающая толпа, слитые каждая в одну многоликую фигуру с величественным Спасителем между ними, придают композиции строгую уравновешенность. Подчеркнутая отвесной стеной города статичность толпы, текучая линия очертаний горы и дерева, повторяющих и как бы сливающихся с движением Спасителя и апостолов, придают композиции большую живость.

Ближайшим поводом к народному торжеству, которым сопровождался вход Господень в Иерусалим, было, по Евангелию от Иоанна, воскрешение Лазаря, когда множество народа услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему (Ин. 12:12–13). Пальмовая ветвь – символ веселия и торжества. С ней евреи встречали знатных людей; она же, как символ мужества, давалась в награду победителям. Поэтому как Победителя смерти и встречает у ворот города шествующего на осле Спасителя толпа с пальмовыми ветвями в руках[314]. Спаситель сидит боком, слегка повернув голову либо в сторону идущих за Ним апостолов, либо в сторону Иерусалима, движением правой руки благословляя или указывая на толпу и город. Как правило, на иконах Входа в Иерусалим большую роль играют дети. Обычно они режут ветви, сидя на дереве, постилают одежды на пути Спасителя и, так же как и взрослые, встречают Его с пальмовыми ветвями в руках. Хотя трудно представить себе толпу, особенно праздничную, без детей, евангелисты не упоминают об их присутствии. Описывая вход в Иерусалим, они говорят, что множество же народа (Мф. 21: 8) постилало одежды свои по дороге, но не говорят, что это были дети. Однако на иконах мы видим, что одежды постилают не взрослые[315], а именно дети[316]. Евангелист Матфей, упоминая о детях, приветствовавших Спасителя уже после входа Его в Иерусалим, когда Он изгнал торговцев из храма и исцелил больных, словами Самого Спасителя поясняет их роль: Из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу (Пс. 8:3). Ту же роль Церковь на основании предания приписывает им и при самом входе[317]. Роль эта подчеркивается как иконами, так и богослужением праздника, которое придает ей глубочайший смысл и значение.

Вход Господень в Иерусалим. Рисунок Л. А. Успенского

Вход Господень в Иерусалим. Россия. XVI в.

Таким образом, торжественный вход в Иерусалим, который в то же время есть шествие Спасителя на вольные страдания и смерть, – это образ водворения Царя Славы в Царствии Его. Сам же Иерусалим – образ благодатного Царствия Божия, Иерусалима горнего. Поэтому на иконе он и изображается таким праздничным и нарядным.

Распятие. Россия. XVI в. Национальный музей. Париж

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector