Можно ли молиться святому если в доме нет его иконы

Батюшка, можно ли читать акафисты дома святым, не имея их икон? Или обязательно нужны иконы и паломничества в те города, в которых расположены их мощи? Могут ли помочь святые, если молишься им дома? И ещё такой вопрос. Если дома есть икона Христу и Богородице, может быть им и молиться обо всём? Просто не совсем понятно, зачем молиться святым, если есть Господь. Или святые в данном случае выступают, как духовная семья и чем больше их, близких душе, тем лучше? Простите за невежество, вразумите! Благодарю!

Святые предстательствуют за нас перед Богом, помогают донести Ему наши молитвы, и Господь слышит их, поскольку они близко к Богу в святых обителях. Господь слышит и наши мольбы, но порой их заглушают наши грехи; и вопли наши все глуше и глуше — их почти не слышно. Но святые помогают разобрать несвязные слова и шёпот человека, падшего во грехе, помогают человеку подняться из грязи, помогают человеку восстановить человеческий облик, поскольку в основном люди пребывают в образе грязной свиньи (99, 9%). Вот святые нас и моют, отмывают. А где они? Там, где их мощи? Там читать акафисты? И там. Но главным образом нет. А там, где падший человек плачет. То есть в месте плача. Святые даны нам Богом как милость. Без них мы бы совсем пропали.

Об умеренности и хорошем вкусе, страсти к накопительству и святотатстве, щедрости и социальной работе – руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Немчинов.

Количество икон в доме православного христианина с годами увеличивается. Икона в церковной среде считается безошибочно правильным подарком. Причем дарят их порой даже людям, которые еще и перекреститься-то правильно не научились. Иконы привозят из паломнических поездок, покупают в связи с особыми событиями в жизни, но мало кто задумывается над тем, что жилплощадь наша не безразмерна. И хотя обычай дарить иконы существует издавна, ни крестьянские избы, ни богатые особняки наших боголюбивых предков никогда не были так переполнены святыми образами.

В дореволюционную эпоху иконы писали традиционно: красками по дереву. Понятно, что такая работа стоит дорого, и покупать такие иконы по любому поводу у большинства православного населения попросту не было возможности.

Производство литографических икон, даже в начале ХХ века, было еще довольно ограниченным, да и качество той продукции было совсем не высоким. В советское время иконопись была сведена к минимуму (о коллекционировании и спекуляции старинными иконами мы сейчас говорить не будем), иконная литография более-менее приличного качества тоже была редкостью.

Разумеется, такие иконы верующие люди не могли рассматривать как подарок.

Но вот ушли в прошлое годы воинствующего атеизма. Производство церковной утвари, православной литературы, богослужебных книг и, конечно же, икон стало индустрией. Будем откровенны: сегодня реализация церковного товара — это бизнес, которым часто руководят люди очень далёкие от Церкви. Иконные лавки размещаются в супермаркетах, на вокзалах и в подземных переходах. Как и в любом другом бизнесе, здесь действуют рыночные законы, конкуренция, а значит и реклама. Витрины и товар оформляются и упаковываются таким образом, чтобы у потенциального покупателя возникло подсознательное желание прикоснуться к товару, взять его в руки и, не задумываясь, купить.

Но православный христианин должен лучше других понимать, что желание накопительства без определенной цели — это страсть. И если эта страсть распространяется на святыню, в частности на иконы, то в этом уже присутствует некоторое кощунство. Хотя, в большинстве случаев, это, скорее всего, не страсть, а некая инерция. Например, побывал в паломнической поездке – привозишь икону.

Как определить, когда количество икон в доме или на месте работы уже является чрезмерным? Строгих канонических предписаний здесь не существует. Так что если возникли такие сомнения, то лучше всего посоветоваться с духовником. А также руководствоваться чувством меры и вкуса.

Впрочем, как бы мы ни старались держать этот вопрос под контролем, бывают ситуации, когда мы не можем выйти за рамки традиций. Например, каждый священник, совершая паломничество на Святую Землю, понимает, что когда он вернется к своей пастве, как-то неправильно, да и не прилично будет не раздать людям иконки, крестики, освященные на Гробе Господнем или в Пещере Рождества Христова.

Итак, вы побеседовали с духовником и пришли к выводу, что действительно, икон в вашей квартире стало многовато. Как уменьшить их число? Дарить иконы — это прекрасный православный обычай. В старину было даже заведено при переезде в другой дом оставлять новым хозяевам хотя бы одну икону. Дарить можно не только знакомым. Во многих храмах сегодня есть специальные столики для бесплатной раздачи духовной литературы, периодики, икон всем желающим. Можно также предложить иконы настоятелям строящихся храмов. Богослужения там, как правило, совершаются параллельно со строительством, между стройматериалами, или во временной постройке, порой в каком-нибудь строительном вагончике. Поэтому вряд ли настоятель откажется от такого подарка.

Сегодня у Церкви, слава Богу, есть возможность социальной и миссионерской работы. Это, прежде всего, служение в домах престарелых, инвалидов, детских домах и в местах заключения. На Светлой Седмице в этом году я был приглашен на соборное богослужение в нашем Днепропетровском СИЗО. После Литургии мы ходили по камерам, поздравляли с Пасхой, кропили Святой водой. И, без преувеличения, в каждой камере люди просили подарить им крестик или иконочку.

Во всех епархиях есть священники, которые занимаются окормлением пенитенциарной системы. Можно им предложить иконы для раздачи заключенным.

Резюмируя, хочется сказать, что большое количество икон отнюдь не является признаком благочестия. Древние монахи – пустынники, затворники, столпники — молились денно и нощно, чаще всего перед единственной иконой, да и то если таковая имелась.

Людям, не имеющим пока еще молитвенного опыта, перенасыщенность молитвенного уголка может мешать сосредоточиться. Кроме того, чрезмерное количество икон может быть свидетельством простой безвкусицы. Поэтому совершенно правильно поступают те настоятели, которые не перегружают храм множеством икон и соблюдают единый иконописный стиль.

Здравствуйте Батюшка! Дабы никто не мешал молиться ухожу и запираюсь в ванной комнате. Ответьте пожалуйста: 1) могу ли я повесить там иконы (в ванной окна отсутствуют). 2) как во время молитвы необходимо быть одетым (майка? шорты? рубашка?) 3) в жилых помещениях правильно иконы развешивать так, чтобы они «смотрели» строго на запад, или допустимо размещать их как удобно?
Храни Вас Господь.

Ответ отца Олега Моленко:

1) Иконы в ванной комнате вешать не должно. Это не уместно. Если ты там уединяешся для молитвы, то молись Иисусовой молитвой или другими молитвами по памяти, без освещения и с закрытыми глазами.

2) Во время общественной молитвы или при других людях надо быть одетым опрятно, скромно и целомудренно. Во время личной молитвы можно одеваться как угодно, в соответствии с условиями, ибо Бог смотрит на сердце человека, а не на его одежду.

3) В молитвенном углу и других местах моления (например, в столовой, где молятся перед вкушением пищи) иконы выставляются на восточной стороне, чтобы, молясь, смотрели на восток, который есть символ Божьего присутствия и Царства Небесного. В остальных случаях иконы можно размещать как удобно, желательно на всех сторонах света, ибо они выполняют охранную и напоминательную функции.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector