Как приучить себя к молитвенному правилу

На вопросы отвечают святые отцы Церкви.

Надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит, – возврати ее; опять отбежит – опять возврати; так всякий раз. Но всякий раз же, что прочтено будет во время отбегания мысли, – и, следовательно, без внимания и чувства – снова прочитывать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе.

(Святитель Феофан Затворник)

Молиться нужно так, чтобы ум был всецело собран и напряжен… Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить о том, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву.

И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), то как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее?
(Святитель Иоанн Златоуст)

Надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: благослови, Господи! Кончаешь дело – говори: слава тебе, Господи, – и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымается – говори: спаси, Господи, погибаю…

Но чтоб душа так взывать стала, надобно наперед заставить ее все обращать во славу Божию – всякое свое дело, большое и малое… При каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасливостью, как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом.

Но чтоб и это, т.е. делание всего во славу Божию, душа исполняла как должно, надобно настроить ее к сему с раннего утра – с самого начала дня, прежде чем изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера.

(Святитель Феофан Затворник)

Рассуждает протоиерей Андрей Николаиди.

Прежде всего необходимо помнить, что молитвенный подвиг – это тяжелый труд, и для его успешного выполнения требуется то, что нужно при обычном осуществлении любого трудного задания – постоянство.

Но почему-то к человеку, поддавшемуся на подобную уловку древнего змия и человекозавистника диавола, умиление и духовные порывы приходят все реже и реже, а значит, все реже и реже он молится, а значит, все реже и реже просит Божественной помощи, а значит, все реже и реже получает эту помощь, все дальше и дальше отдаляется от Бога, от счастья, от любви.

Именно поэтому необходимо заставлять себя перебарывать леность и холодность сердца и вставать на молитву. Такое самопринуждение к молитвенному деланию в аскетике носит наименование понуждения и является одним из основных аспектов подвига. Необходимо понуждать себя к молитве, и это понуждение должно носить ежедневный характер.

В идеале человек должен молиться постоянно, непрерывно, каждый вздох своей жизни растворяя обращением к Богу и согревая памятью о Нем. Но достичь этого крайне сложно, и отправной точкой на нелегком пути к такому идеалу является понуждение себя к ежедневной молитве утром и вечером.

Во время чтения утренних молитв мы благодарим Бога за то, что Он сподобил нас, пройдя поприще темной ночи, увидеть солнечный день, за то, что Он сохранил нас от всяких напастей в темное время суток, и испрашиваем Его благословение на наступающий день.

Во время вечерних молитв мы благодарим Господа за Его Божественную помощь в наших дневных делах и заботах и просим защиты и заступления в часы приближающейся ночи. Ежедневное чтение этих молитв составляет своеобразный молитвенный ритм подлинной христианской жизни, учит нас некоторое время собственного досуга уделять Богу и во многом определяет наше отношение к реальности. Каждый, кто понуждает себя к ежедневному предстоянию перед Богом, знает, насколько важна регулярная молитва и какие плоды она приносит.

Кроме утренних и вечерних молитв, которые являются, так сказать, обязательным молитвенным минимумом, существует еще огромное число молитвословий, могущих стать молитвенной канвой нашего общения со Творцом. К ним относятся как отдельные краткие молитвы, так и достаточно обширные церковные произведения – такие как акафисты и каноны. Использование таких гимнографических творений на домашней келейной молитве определяется духовными силами и личными возможностями человека, а также благословением духовника.

По традиции, зафиксированной в богослужебных книгах, перед началом акафиста или канона читается пятидесятый псалом, псалом покаянный, рождающий в душе человека покаянные чувства, позволяющий преодолеть гордыню и избежать соблазнов духовной прелести.

Как заставить себя соблюдать молитвенные правила? Мне особенно тяжело соблюдать вечернее.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:


Добрый день! Давайте подойдем к вопросу с двух сторон. Чисто практически – Вы намечаете себе время, например, 9, 10 вечера – любое, какое Вам удобно – и читаете правило ежедневно именно в этот час, таким образом правило станет для Вас нормальной частью режима дня. Мне это один священник посоветовал в свое время, хороший способ.

С другой стороны, правило нужно нашей душе примерно как вода, еда, воздух. Читая правило, мы препоручаем себя Богу, вчитайтесь в слова молитв. Как здорово ведь, когда день не мимо куда-то проходит, а именно Богу в руки отдан. И вечером как правильно Господа поблагодарить за прожитый день и попросить защиты на ночь у Него, Божией Матери, Ангела-хранителя. Читая правило, мы и настраиваемся на правильный, хороший лад, чтобы все было по-божески. Может быть, это понимание молитв поможет Вам встроить правило в режим дня.

Исповедуйтесь в том, что не соблюдаете правило, Господь подаст Вам благодать на то, чтобы с этим справиться.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector