Эфесская икона божией матери о чем молятся

Корсунская икона Божией Матери

Эфесская (Ефесская) икона Божией Матери, именуемая также Корсунской.

Длина образа 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков. Хотя живопись от времени потемнела, но в начале XX века цвета красок различались легко. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Предвечного Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца.

В Эфесе хранилась икона Божией Матери, по преданию написанная святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где обреталась за престолом.

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского, увезла Корсунскую икону из Полоцка в город Торопец Псковской епархии. Специально для иконы был выстроен каменный Корсунско-Богородицкий собор.

Икона несколько раз спасала город от набегов литовцев и от эпидемий. В 1812 году, когда к Торопцу приближались французы, горожане вынесли образ на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной. Корсунская икона пробыла в Псковской губернии вплоть до начала XX века, помещаясь в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте.

После революции 1917 года, торопецкие церкви подвергли уничтожению: одни взрывали, другие переоборудовали под склады. Духовенство Корсунского собора успело передать Эфесскую икону в новообразованный музей, который тоже разместили в церкви. Однако работники музея опасались за судьбу святыни и обратились в Русский музей Ленинграда с просьбой забрать ее, что и было исполнено в 1936 году.

После падения советского строя в музей стали неоднократно обращаться представители Церкви из Полоцка и из Торопца, надеясь вернуть святыню. Но музей отказался возвращать икону, говоря что она является «национальным достоянием и не может быть отчуждена». Вместо этого верующим предлагали сделать с нее список. Святыня и поныне остается в фонде Санкт-Петербургского Русского музея.

Есть несколько чудотворных списков с Корсунской иконы: в Нижегородском Благовещенском соборе, писанная в 995 году, в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Сергиевой Лавры. Чтимый Шпилёвский список иконы, хранившийся в Преображенском соборе г. Сумы, в 2009 году был похищен неизвестными.

Празднование 9 / 22 октября

Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, — была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом.

Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143—1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156—1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями.

В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора.

«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году…

И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны — супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата.

В Шаранской обители Корсунская сохранялась без малого двести лет. В первые же годы пребывания чудотворной в обители здесь на средства боярыни Феодосии были выстроены странноприимный дом и огромный храм, вмещавший до тысячи молящихся. Сотни православных получали исцеление от сей святыни.

Так продолжалось до 1853 года, когда скрылась икона и следы ее затерялись в истории. А это был как минимум третий список с подлинной Ефесской святыни, созданной в Византии местными мастерами.

Помимо того в России имелось без малого полтора десятка местночтимых списков с Корсунской иконы позднейшего происхождения: в псковском Изборске, в кафедральном Исаакиевском соборе северной столицы, в Нежине Черниговской губернии, в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии, в монастырях Спасо-Евфимиевом в Суздале, Соловецком и Павло-Обнорском под Вологдой и во многих иных городах, весях и обителях. Еще большим было количество храмов во имя Корсунской Богоматери.

Молитва

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Есть два предания о происхождении этой иконы. Начнем с самого древнего. Считается, что образ написал святой евангелист Лука, и хранился он в Эфесе. Список с иконы в 988 году перенесли из Корсуни в Киев после крещения святого равноапостольного князя Владимира.

Эфе́с — древний город на западном побережье Малой Азии. Это территория современной Турции. Под Корсунью подразумевают полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Это нынешний Херсонес. Византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунью.

Позже икону принесли в Новгород, спустя несколько веков, уже при Иоанне Грозном, она оказалась в Москве. И до сего часа она пребывает в Кремлевском Успенском соборе, сразу за престолом. Эта одна из ценнейших алтарных святынь находится в храме уже более шести веков.

По истечении этого времени икона покинула город вместе с дочерью полоцкого князя Брачислава. Параскева выходила замуж за святого благоверного князя Александра Невского, уезжая в город Торопец.

Торо́пец — с 1074 года город в России в Тверской области.

В этом небольшом городе долгое время, вплоть до 1917 года и находилась чудотворная икона. Нынешний Корсунско-Богородицкий собор на долгое время стал местом многочисленных молитв и чудотворений, происходящих возле Корсунской Божией Матери. В 1611 году в местные земли направился неприятель – польские войска пытались одолеть Москву и соседние земли. И здесь славянам пришла на помощь Божия Матерь. После октябрьской революции 1917 года образ отвезли в Ленинград, где его хранили в Русском музее. В Торопце же остался список с чудотворной иконы, он пребывает во Всехсвятском храме.

Копии Корсунской иконы разошлись по всей Руси. Чудотворные лики оказались и в самом сердце страны, и даже на далеком Севере. Преображенский собор Соловецкого монастыря, подмосковная усадьба Мураново, село Глинково Владимирской епархии, украинские села Горбаневка под Полтавой и Шпилевка Сумской области…Список мест, где хранятся чудотворные копии, можно продолжать. Воистину, лучами чудотворных икон землю Русскую озаряющая.

Например, в 1771 году в городе Романове (так называют нынешний город Тутаев в Ярославской области) разразилась эпидемия чумы. Местные жители слезно обратились к обитателям села Пилатики, где хранился чудотворный список Корсунской иконы. Она прославилась чудесами еще с 1642 года. Крестный ход с принесенной иконой остановил болезнь.

А в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе хранится список иконы, написанный в начале царствования императора Николая I. В день своего торжественного перенесения в главный храм города 18 февраля 1894 года исцелилась жена певчего из местного хора. Среди огромного количества молящихся была и Анна Ераксина, которая встретила икону и помолилась перед ней с горячим прошением Богородице об исцелении. Дело в том, что еще в детстве лошадь лягнула ее копытом в правое плечо. Рука едва двигалась, недавно прошла операция. Надежда не оставляла женщину. И вера ее была вознаграждена по приходу из церкви домой. Желая совершить крестное знамение, Анна осознала, что рука движется: лоб, грудь, плечо, плечо…. Хотя раньше эти простые движения были невозможны. На следующий день врачи подтвердили: под повязкой мгновенно затянувшийся послеоперационный шрам. Доктора констатировали, что помощь женщине больше не нужна. И обрадованная Анна тут же поняла, что быстрое исцеление ей даровал Господь по молитвам Богородицы.

Так каждый молится о своем, а Богородица слышит всех. И находится рядом с каждым из нас незримо…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector