Андрей смоленский святой за что молиться ему

Память 27 октября — обретение мощей в 1539 году, 8 июля (местн. в Переславль-Залесском Никольском женском монастыре) — второе обретение мощей в 2000 году [1], в Соборах Смоленских и Ростово-Ярославских святых

О начальной поре жизни святого благоверного князя Андрея ничего не известно, так как он скрывал своё происхождение. Около 1360 года святой Андрей как бедный странник пришел в Переяславль (современый Переславль-Залесский) и поселился при церкви в честь свт. Николая у городских ворот, через некоторое время стал пономарем и в течение 30 лет нёс это послушание. По кончине святого на теле его нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства, железные вериги — знак тайного подвижничества, а также небольшую записку, на которой его рукой было написано: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее». Исходя из текста записки, архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что Андрей был сыном смоленского князя Федора Слепого Фоминского, современника великого князя Симеона Гордого (+ 1353). Смоленское княжество было тогда раздроблено на мелкие части, раздел любого наследства между смоленскими князьями (их было в одно время 17) сопровождался завистью и ссорами. Предполагаемый отец князя Андрея — Федор ушел в Тверь, а сам Андрей избрал путь уничижения, нищеты, тайного подвижничества и молитвы.

Князя-пономаря похоронили при Никольской церкви, обернув его тело берестой. Впоследствии золотая цепь и перстень были взяты вел. кн. Иоанном III Васильевичем, давшим за них в церковь свт. Николая ругу. Вероятно, именно тогда была составлена служба благоверному князю Андрею, написана икона, т. е. совершено местное прославление; в церкви хранились вериги святого.

Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и посланных им сле­дователей и предсказал, что за неверие в святость угодника Божия всех троих постигнут скорби: митрополит скоро будет свержен с прес­тола, Ионе предсказал разные несчастья, Гурию — лишение любимого сына. Сначала они смутились, услышав грозные предсказания подвижника, потом сказали, что от ста­рости он лишился смысла (в то время преподобному было 80 лет) и говорит неподобное.

Мощи князя Андрея покрыли пеленами, положили в новый гроб и захоронили.

Впоследствии имя святого благоверного князя Андрея Смоленского было включено в святцы. Под 27 октября «обретение мощей святаго благовернаго князя Андрея Смоленскаго, иже в Переяславле Залесском» отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. [3]. Кроме того, память святого под 30 ноября отмечена в Кайдаловских святцах кон. XVII в. [4]. Указом Переяславской консистории от 14 августа 1749 г. было предписано поминать святого князя Андрея на литиях и отпустах по всей Переяславской епархии [5].

Можно предположить, что после обретения мощи благоверного князя Андрея были положены под спудом внутри возобновлённой деревянной церкви свт. Николая, которая с тех пор именовалась и церковью блгв. кн. Андрея.

Во время одного из пожаров церковь полностью сгорела, но надгробие благоверного князя, на котором находилась пелена и иконы Пресвятой Богородицы и святого, остались целы.

В 1714 году на месте деревянного храма был выстроен каменный и при нём учреждён девичий монастырь во имя блгв. кн. Андрея Смоленского, упразднённый в 1764 г. [6]. Храм стал приходским, разрушен в советское время.

Второе обретение мощей святого Андрея совершилось 21 июля 2000 года, на месте обретения установлен деревянный крест. В настоящее время мощи покоятся в Переславль-Залесском Никольском на Болоте женском монастыре.

В Минее (МП) под 27 октября, в день обретения мощей блгв. кн. Андрея, помещена бденная служба. В службе Собора Ростово-Ярославских святых св. Андрей упомянут в славнике стиховных стихир вечерни, а также в третьем тропаре восьмой песни канона утрени.

Житие благоверного князя Андрея Смоленского [7] представляет собой выписку из жития прп. Даниила Переяславского с небольшим вступлением. Житие прп. Даниила было составлено, по мнению одних исследователей, в 1562-1563 годах (Н. Н. Покровский), по мнению других — в 1556-1563 годах (С. И. Смирнов, О. А. Белоброва) духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного, будущим митрополитом Московским Афанасием, который родился в Переяславле, в 1530-1549 годах был настоятелем соборной церкви города, свидетелем жизни прп. Даниила и его учеником [8].

Одним из ранних изображений святого является фреска 1662-1668 гг., выполненная артелью Гурия Никитина, на южной грани юго-западного столпа Троицкого собора Переславль-Залесского Данилова монастыря. Святой представлен в рост, фронтально, в княжеских одеждах: тёмно-вишнёвом платье, украшенном растительным орнаментом и каймой, с поясом, в плаще сине-зелёного цвета, скрепленном на груди фибулой; правая рука с раскрытой ладонью, левая — опущена вниз; у него тёмно-русые волосы до плеч, на прямой пробор, и короткая округлая борода.

В иконописном подлиннике конца XVIII в. [9] об облике святого князя Андрея сказано: «Аки Никита мученик брадою, и власы по плещам, в руке крест, в левой меч, ризы княжески». Сохранилась прорись его поясного изображения на иконе XVII в. [10].

Блаже́нство Ева́нгельское возлюби́в,/ Богому́дре кня́же Андре́е,/ чистоту́ се́рдца де́вством почти́л еси́,/ и суету́ ми́ра сего́ презр’ев,/ устреми́лся еси́ зре́ти Бо́га,/ И́же тя́ просла́ви чудесы́ во врачева́нии разли́чне стра́ждущих./ Сего́ ра́ди мо́лим тя́:/ проси́ на́м у Христа́ Го́спода/ от вся́ких ско́рбей избавле́ния// и получе́ния Ца́рствия Небе́снаго.

Ин тропарь, глас 2

Гра́д тво́й Смоле́нск, я́ко чу́жд, име́я,/ водвори́лся еси́ во гра́де Переясла́вле,/ и в дому́ святи́теля Никола́я жесто́ким житие́м вре́менную жи́знь соверши́в,/ восте́кл еси́ в го́рняя предстоя́ти Христу́,/ Его́же моли́ о творя́щих па́мять твою́,/ да вси́ вопие́м ти́:/ ра́дуйся, свя́те кня́же Андре́е,// а́нгелом собесе́дниче и человеко́м помо́щниче.

Ин тропарь, глас 4

Возвы́сився на доброде́тель/ и, очи́стив у́м сво́й, к жела́нию прекра́сному дости́гл еси,/ безстра́стием украси́вся свои́м поще́нием изря́дно,/ в моли́твах безпло́тно вознесе́ся/ и возсия́ в ми́ре, я́ко со́лнце, во гра́де Переясла́вле,/ о́тче преблаже́нне, свя́те кня́же Андре́е Смоле́нский,// моли́ спасти́ся душа́м нашим.

Насажде́н во дво́рех Госпо́дних,/ свои́ми преподо́бными де́тельми/ в дому́ свята́го Чудотво́рца Никола́я/ кра́сно процве́л еси́,/ ми́ра красоту́ и сла́ву сего́ св’ета ни во что́ вмени́в,/ Еди́наго Христа́ возлюби́л еси́;/ сле́з твои́х тече́нием напая́ем,/ уязви́лся еси жела́нием бу́дущих даро́в./ Те́мже зове́м ти́:/ радуйся, свя́те кня́же Андре́е Смоле́нский,// гра́ду Переясла́влю похвало́// и все́й Росси́йстей земли вели́кое утверждение.

Ублажа́ем тя́,/ благове́рный вели́кий кня́же Андре́е,/ и чти́м святу́ю па́мять твою́;/ ты́ бо мо́лиши о на́с/ Христа́ Бо́га на́шего.

[1] «Второе обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца (2000)», страница Монастырского вестника, официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, http://monasterium.ru/monastyri/prazdniki/vtoroe-obretenie-m. 0-/ .

[2] РГБ. Троиц. № 696. Л. 228 об.- 229

[3] РГБ. МДА. № 201. Л. 306

[4] Сергий (Спасский). С. 332

[5] Голубинский. С. 557

[6] Зверинский. Т. 2. № 986. С. 228

[7] РГБ. Троиц. № 696. Л. 221-255, XVII в.

[8] Житие сохранилось в списках: ГИМ. Син. № 926, XVI в.; РГБ. Унд. № 301, 1663 г.

Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юные годы, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переяславль-Залесский. В смирении и кротости он тридцать лет прослужил пономарем в храме святителя Николая, около которого и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей». Обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского произошло в 1539 году по ходатайству преподобного Даниила Переяславского († 1540, память 7 апреля).

Бедного пономаря похоронили при Никольской церкви, при которой он проходил свое скромное служение, причем его тело обернули берестой.

Много лет прошло с тех пор, но жители Переяславля помнили о подвижнике-пономаре. Скоро после кончины начали почитать его святым и праздновать память в день преставления – 27 октября; написали его образ; составили службу – особые стихиры и канон. Но потом, около половины XVI столетия, празднование памяти святого Андрея почему-то прекратилось, и о подвижнике стали забывать. В то время в Переяславле-3алесском подвизался преподобный Даниил, уроженец этого города, который, вероятно, хорошо знал устные предания о святом Андрее и посещал храм, при котором угодник служил пономарем, и его могилу, видел его образ и вериги. Преподобный решил содействовать прославлению святого князя Андрея.

Преподобный был сильно огорчен укоризненными словами Ионы. Он заплакал и говорил, что поступил не самовольно, а с дозволения царя и митрополита, которые приказали ему освидетельствовать мощи святого Андрея; указал на его образ; сослался на службу святому. Наконец он представил трех человек, которые получили исцеление от недугов при открытии мощей: управитель царских сел Иоанн Оклячеев сказал, что он исцелился от долголетней головной болезни после прикосновения к мощам святого князя; одна женщина из Переяславля рассказала, что три года она страдала тяжелой болезнью горла, не могла выговорить слова, но когда при открытии мощей святого Андрея она взяла кусочек бересты и проглотила его, тотчас почувствовала облегчение и стала говорить; другая женщина также при помощи бересты от мощей святого исцелилась от продолжительной глазной болезни.

Это значило, что митрополит Иоасаф оставил дело на решение самих Ионы и Гурия, а они считали недостаточно ясными свидетельства о святости князя Андрея и отказывались прославить угодника Божия церковным празднованием. Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и посланных им следователей и предсказал, что за неверие в святость угодника Божия всех троих постигнут скорби: митрополит скоро будет свержен с престола, Ионе предсказал разные несчастья, Гурию – лишение любимого сына. Сначала они смутились, услышав грозные предсказания подвижника, потом сказали, что от старости он лишился смысла (в то время преподобному было 80 лет) и говорит неподобное. Однако пророчество преподобного Данииила точно сбылось.

Заботы подвижника о прославлении святого князя Андрея не пропали напрасно. С того времени воспоминание о святом князе снова ожило в Переяславле-Залесском, и память его начали праздновать местно. Указом Святейшего Синода 1749 года местное празднование благоверному князю Андрею было утверждено; указом предписывалось: на всех службах в церквях города Переяславля поминать святого князя Андрея рядом с именами других угодников Переяславских.

Чудеса при его гробе продолжили совершаться. Так, во время одного пожара деревянная церковь святителя Николая сгорела дотла, но гроб святого князя, его образ, стоявший над гробом, пелена и икона Богоматери на гробе остались целы и невредимы.

В настоящее время святые мощи благоверного князя Андрея почивают под спудом в церкви святителя Николая.




Блаженство Евангельское возлюбив, Богомудре княже Андрее, чистоту сердца девством почтил еси, и суету мира сего презрев, устремился еси зрети Бога, Иже тя прослави чудесы во врачевании различне страждущих. Сего ради молим тя: проси нам у Христа Господа от всяких скорбей избавления и получения Царствия Небеснаго.

Град твой Смоленск, яко чужд, имея, водворился еси во град Переяславль, и в дому святителя Николая жестоким житием временную жизнь совершив, востекл еси в горняя предстояти Христу; Егоже моли о творящих память твою, да вси вопием ти: радуйся, святе княже Андрее, ангелом собеседниче и человеком помощниче.

Возвысився на добродетель и, очистив ум свой, к желанию прекрасному достигл еси, безстрастием украсився своим пощением изрядно, в молитвах безплотно вознесеся и возсия в мире, яко солнце, во граде Переяславле, отче преблаженне, святе княже Андрее Смоленский, моли спастися душам нашим.

Насажден во дворех Господних своими преподобными детельми, в дому святаго чудотворца Николая красно процвел еси, мира красоту и славу сего света нивочто вменив, единаго Христа возлюбил еси; слез твоих течением напаяем, уязвился еси желанием будущих даров. Темже зовем ти: радуйся, святе княже Андрее Смоленский, граду Переяславлю похвало и всей Российстей земли великое утверждение.

О, святы́й благове́рный кня́же Андре́е, пода́ждь нам, раба́м Бо́жиим (имена), ру́ку по́мощи и изба́ви нас от вся́каго наве́та вра́жия: бу́ди нам ми́лостивый защи́титель и от боле́зней на́ших ско́рый цели́тель: свободи́ нас от руки́ чужда́го, и от вся́каго прило́га зла́го. Се бо мно́гими бедами есмы́ обстои́ми, все́ми злы́ми скорбьми́ сокруше́ннии, ко две́рем сме́ртным, от ско́рби снидо́хом и Бо́га грехми́ прогне́вахом и от себе́ Его́ удали́хом. Те́мже бу́ди нам вождь и засту́пник пред Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки. Ами́нь.

Молитва первая
О преизрядный и дивный в чудесех, прославляемый от Бога в небеси, делателю Христова винограда, жителю вышняго Сиона, предустроеннаго града Иерусалима! Святых Ангел присная радость и человеком дивная благость, пречудных и дивных небесных селений быв желатель, а ныне со всеми святыми тех еси совосприятель. Аще естеством ты, святе княже Андрее, и был еси человек, но усердно в подвизех потщався и получил нескончаемый будущий век. Странен и пришелец на земли был еси, того ради получил житие в небеси. Оставив отечество земное и тленное, восприял еси нетленное и вечное. Сугубо тя Господь Бог увенча и чудес тебе дар дарова, еже на земли недуги исцеляти и приходящим к тебе с верою милостивно присещати; прояви бо тя нам Господь Бог милосердый, яко отец к болящим чадом благосердый. Сего ради милися деем, предстояще пред твоим многоцелебным гробом, просити и молити тя недоумем, да покрыеши нас грешных твоим предивным покровом, не от злата и серебра истканным, но от Бога ти в благодати поданным. Предстоим умильно пред твоим гробом со страхом, осквернившиися во гресе всяком; сего ради слезы проливаем и умильно к тебе взываем: помилуй нас, о святый и дивный благоверный великий княже Андрее, подаждь нам руку помощи и Божия милости. Ходатая тя к Богу предлагаем, от Негоже нам помощи желаем; вемы бо тя неложна раба Божия, избави нас от всякаго навета вражия. Буди о нас милостивый защититель и от болезней наших скор исцелитель. Свободи от руки чуждаго и от всякаго прилога злаго. Многими бедами есмы обстоими, всеми злыми скорбьми сокрушенши, к дверем смертным от скорби снидохом, и Бога грехами прогневахом, и от себе Его удалихом. Сего ради буди нам вождь и заступник, ходатай и защитниче, ко Господу нашему Иисусу Христу и к Его милосердому Отцу и Святому Духу, в триех ипостасех единому Богу, да получим мы грешнии грехов прощение и от Него милость многу. Буди, о святче Божий, споборник и заступник всему Христолюбивому воинству на вся неправославныя и крестоненавистныя злочестивыя и иноплеменныя враги и супостаты, память их злочестивыя веры да потребится, храбрость же и сила и грады да разрушатся, Русскую же нашу страну не забуди, но присно на ню призирай, и всякаго изобилие плодов земных подати Бога умоляй, и всем призывающим тя с верою во всяких скорбех, болезнех и напастех буди вспомогатель и скор исцелитель. Даруй же нам здравие неоскудно и молящимся тебе помощь неослабну, благодатию и щедротами и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже от нас буди слава и держава, ныне и во вся веки нескончаемых веков. Аминь.

Молитва вторая
О святый благоверный княже Андрее, подаждь нам, рабам Божиим (имена), руку помощи и избави нас от всякаго навета вражия: буди нам милостивый защититель и от болезней наших скорый целитель: свободи нас от руки чуждаго, и от всякаго прилога злаго. Се бо многими бедами есмы обстоими, всеми злыми скорбьми сокрушеннии, ко дверем смертным, от скорби снидохом и Бога грехми прогневахом и от себе Его удалихом. Темже буди нам вождь и заступник пред Господем нашим Иисусом Христом, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector