Чему молиться у святых мощей

— Владыка, в своих публикациях некоторые священники упрекают прихожан за то, что те ленивы и не стремятся посетить святые места, поклониться мощам или приложиться к чудотворным иконам. Если совсем не тянет куда-либо ехать в паломничество, говорит ли это о том, что в духовной жизни человека что-то не так?

— В ответ на этот вопрос у меня сразу возникает аналогия с посещением родственников. Все-таки святые — это наши родные, близкие нам люди, правда, не по плоти, а по общей большой семье — Церкви Христовой.

Ну а с родственниками у всех по-разному складываются отношения. Для кого-то жизненно важно регулярно встречаться, общаться, переписываться, созваниваться, то есть поддерживать постоянный контакт. Другим же всего этого не нужно; достаточно знать, что где-то есть родные люди, может быть, поздравлять друг друга с праздниками, не испытывая при этом необходимости в частых встречах. И не потому, что они не любят своих близких, просто всем и так хорошо, если, конечно, родственники не требуют особенного ухода или помощи. На мой взгляд, это совершенно нормально, поскольку у каждого человека своя мера необходимости общения с родными.

Так же и у христианина — своя мера обращения к святым. Одни люди чувствуют, что для них это крайне важно и необходимо; они радуются, что, проехав буквально час на общественном транспорте, могут помолиться у таких святынь, к которым раньше, во времена, когда не было скоростных средств передвижения, наши предки по полгода добирались пешком из разных уголков страны. Как, например, к преподобным Печерским отцам в Киево-Печерскую лавру.

Иным людям достаточно просто знать про святых, прибегать к ним в молитвах, просить их молитвенного заступления по мере того, как в этом чувствуется необходимость. Все зависит от потребности человека и Церковью никак не регламентируется.

Я много раз говорил: причащаемся мы не потому, что достойны, а именно потому, что НЕдостойны и нуждаемся в помощи Божией, чтобы Господь изменил нас, сделал нас лучше. Самым страшным днем в нашей жизни будет тот, когда мы посчитаем, что как следует подготовились и готовы принять Святые Христовы Тайны. Что причащаемся достойно. Это будет значить, что мы больше не ощущаем необходимости в том, чтобы Господь менял нас. Что утратили чувство, о котором Христос в Евангелии говорил: блаженны нищие духом.

Если люди чувствуют, что им надо к святым местам, стремятся как можно больше там бывать, Господь через святыни будет посылать Свою благодатную помощь. Если нет у человека такой необходимости, Господь его и таким любит и принимает.

Так и мы, зная о том, как святые действуют в нашей жизни, какую помощь они оказывают и нам, и нашим прихожанам, при всяком удобном случае зовем людей как можно чаще бывать у святых и просить их молитв.

Так, об избавлении от блудной страсти нужно молиться преподобному Моисею Угрину; если одолевают стяжательство и привязанность к вещам — преподобному Арефе; если немирность и вражда с ближними — преподобному Титу Иеромонаху, и так далее.

Читая Киево-Печерский патерик и другую житийную литературу, мы видим, что враг не изобретателен: во все времена расставляет одни и те же ловушки, и количество приемов у него — как в самбо или карате, ограничено. И то, чем искушаемся мы, одолевало и святых. Но они вышли победителями, а мы читаем теперь, как они одерживали победу, и, назидаясь их примером, с Божией помощью тоже сможем победить.

Конечно же, для этого нужна и важна их молитвенная поддержка. Поэтому мы и призываем: дорогие, пользуйтесь тем, что у нас есть такая святыня! Обращайтесь за помощью к святым, они обязательно помогут.

— Бывает, только соберешься к святыне, как сразу наваливается или усталость, или сомнения, или какое-то упорное нежелание, или чрезмерная занятость не дает поклониться святому месту. Отчего так происходит?

Так же и с посещением святынь: понятно, кому это не нравится. Даже если головой понимаем, что пора бы уже сходить помолиться у святыни, сердце говорит совсем другое: ой, я устал; у меня важные дела; или погода плохая, или там сегодня людей много… То есть находятся самые разные оправдания.

— Это больше свойственно неофитам. Наверное, все мы на пути своего воцерковления прошли период, когда в домашнем иконостасе — десятки дорогих сердцу икон, на стенах — календари с храмами и монастырями, а все свободное время хотелось тратить лишь на поездки к святыням. Думаю, ничего плохого в этом нет. Как в период влюбленности человек ведет себя эмоционально, зачастую совершая ради предмета своей любви даже сумасбродные поступки, так и в период влюбленности в Церковь все, что с Церковью связано, вызывает у верующего особое рвение.

Однако если этап нонстоп-паломничества затягивается, это повод насторожиться. Как правило, так поступают люди, которые не читают святоотеческую литературу, не имеют духовника, но строят свою духовную жизнь по своему разумению — как им хочется и как они ее видят. Иногда это может перерасти в настоящую духовную проблему. Но в христианстве, в отличие от советской психиатрии, нет принудительного лечения, поэтому мы можем только молиться о том, чтобы Господь Сам привел таких людей к познанию Истины.

И самое интересное, что до поездки у меня на руке была бородавка, борьба с которой различными медикаментозными средствами не дала результата. После возвращения, буквально через день-два, смотрю: на ее месте — абсолютно гладкая здоровая кожа! В какой момент и как это произошло, я не зафиксировал, но все прошло полностью бесследно, даже шрама не осталось. Вот таким маленьким утешением захотел Господь утешить и утешил. До сих пор тепло вспоминаю этот случай.

— Что лично вам ближе: посетить как можно больше святых мест или все-таки оставаться дома и молиться в своем монастыре?

Но стремления помолиться именно возле иерусалимских святынь я не испытывал (каждый побывавший там знает, насколько обстановка вокруг них не способствует благоговению). Для православного человека Гроб Господень — это престол в храме, жертвенник — это Вифлеем, и Евхаристия везде совершается абсолютно одинаковая. В духовном отношении в любом храме человек получает такую же благодать, как в Иерусалиме.

Ведь зачастую, если мы не имеем общения с теми, кто значительно выше нас в духовной жизни, то впадаем в некоторое духовное самоуспокоение. Начинаем мыслить о себе: вроде все неплохо, я не хуже других, все у меня нормально. Происходит застой в духовной жизни, а это всегда подразумевает последующую деградацию.

Но когда общаешься со святыми, живущими так, как положено монахам, понимаешь, что твой образ жизни весьма и весьма далек от идеалов монашества, что надо больше над собой работать, сильнее себя контролировать, стяжать добродетели, которых тебе не хватает. Вот эта нехватка добродетелей становится явной, ощутимой. Увидеть пример живых святых — для меня цель паломничества именно такая.

Итак, мощи – это останки христианских святых, которые особо почитаются верующими. Церковь видит в них храмы Духа святого, в которых Божья благодать пребывает даже после смерти. В качестве мощей могут использоваться нетленные тела святых, череп, кости, а также небольшие частицы тела (из истории известно, что многих христианских мучеников растерзали звери, во время пыток им дробили кости и отрубали различные части тела).

Проставлять тела христианских мучеников начали еще на заре христианства, когда мученичество воспринималось как свидетельство воскрешения Христа и победы над смертью. На могилах первых мучеников обязательно проводилась божественная литургия, а верующие всеми способами и средствами стремились завладеть мощами, чаще всего просто выкупая их.

Несколько слов необходимо сказать и о таком понятии, как мироточение. Многие останки святых угодников источают благоухающее масло, называемое миром. Помазанием миром также исцеляет от недугов.

Именно к тому раннему времени и относятся первые свидетельства о чудесных исцелениях, которые происходили у мощей святых. Летописцы вели описание различных случаев исцеления и помощи святых. Многие из этих историй дошли до нашего времени и издаются вместе с жизнеописаниями того или иного угодника.

На протяжении многих веков скептики пытались доказать всем, что останки святых — это не более чем трупы, а миро – самая обычная фальсификация. Особый размах это прибрело в советские времена.

Впрочем, современные научно-исследовательские технологии дают возможность изучить даже такие необъяснимые с логической точки зрения вещи, как мощи святых. Так, в частности, в Киево-Печерской лаве проводились исследования, которые доказали, что воздух вокруг мощей святых угодников обладает целебной аурой, в которой совершенно непостижимым образом растворяются болезнетворные микробы и бактерии. В ходе проведения научной экспертизы мира было установлено, что в его составе присутствуют белки, причем это не продукт распада мертвых тканей, а органический продукт. Примечательно, что даже при помощи самых современных технологий синтезировать этот белок невозможно.

В каждом храме, где хранятся мощи, тщательнейшим образом записываются все случаи исцеления и прочих чудес. В этом плане самой большой популярностью пользуется Киев-Печерская лавра, куда ежегодно едут люди со всего мира за исцелением от болезней, депрессий и прочих недугов. Такого числа мощей святых, сколько собрано в лаврских пещерах, больше в мире нет нигде. Их здесь 122. Большая часть этих мощей – нетленны. Начиная с 17 столетия, ученые пытались найти объяснение этому феномену и разобраться, в чем заключается волшебная сила мощей. Для того, чтобы найти ключ к разгадке, чего только не было сделано: вода заражалась микробами, зерна пшеницы облучались радиацией. Однако всякий раз после терапии святыми мощами ни микробов, ни радиации не оставалось.

Каждый святой отвечал за определенную часть жизни, то есть, грубо говоря, у каждого из них была своя специализация. Так, к примеру, преподобный Эразм избавляет от депрессий. По словам монахов лавры, святой сам пережил уныние, однако монахи его вымолили. Конечно, на первый взгляд может показаться, что уныние нельзя назвать грехов в традиционном смысле этого слова. Но с другой стороны – уныние – это путь к отчаянию, а отчаяние приводит к самоубийству.

Святой Эразм при жизни был довольно богатым человеком, но все свои богатства он пожертвовал на украшение храма Успения Божьей Матери. Но поле этого злой дух внушил ему, что он это пожертвование сделал напрасно, а мог использовать их с гораздо большей пользой (как вариант, раздать милостыню).

После всего этого Эразм впал в настоящее уныние. Но как-то раз ему приснился сон, в котором Божья Матерь сказала ему, что в знак благодарности за украшение храма она украсит его жизнь. На следующий день Эразм постригся в монахи, а спустя несколько дней – умер.

Те, кто хочет исцелиться от греха блуда, обращаются с молитвой к Моисею Угрину. Святой сам прошел подобное испытание. По происхождению он был венгром, дружинником князя Бориса. В 1019 году он попал в плен и стал узником польской вдовы. Женщина была настолько поражена его красотой, что захотела, чтобы Моисей стал ей мужем, поэтому принялась склонять его к браку. Однако юноша в сердце был монахом, поэтому от предложения вдовы отказался и тайно постригся в монахи. Женщина в гневе приказала изуродовать и изувечить Моисея. В 1025 году ему все же удалось освободиться из неволи, после чего Моисей пришел в лавру и прожил здесь еще около 10 лет.

Есть в лавре и мощи Ильи Муромца. Несмотря на это, многие историки до настоящего времени поддают сомнениям само существование известного былинного богатыря. Впрочем, еще в 1988 году после проведенных исследований ученые подтвердили, что это был вполне реальный человек. По меркам тех древних времен Илья был богатырского роста – 177 сантиметров. Ученые утверждают, что у него была очень хорошо развита мышечная система, что является доказательством того, что в жизни он часто применял физическую силу. Кроме того, исследователи смогли установить и то, что у Ильи Муромца были большие проблемы с позвоночником. Эти данные полностью совпадают с былинами, в которых говорится о том, что до 30 лет он вообще не мог ходить. А еще ученые увидели следы от многочисленных сражений – переломы ключицы и ребер. Судмедэксперты попытались реконструировать облик богатыря – мужчины лет 50 (примерно в этом возрасте он и умер) с большой бородой и лысиной.

Что касается исследований других мощей, то ученые пришли к выводу о том, что при жизни большинство из них были слишком истощены тяжелой работой и постами. У части угодников были обнаружены проблемы опорно-двигательного аппарата.

Еще одним местом хранения мощей святых, куда едут люди не только со всей Украины, но и всего мира, — это Почаевский монастырь. Там хранится, в частности, икона Почаевской Божьей Матери.

К мощам святых относятся очень трепетно. Так, в частности, в Киево-Печерской лавре есть специальные пещерные смотрители, которые внимательно следят за влажностью и температурой в помещениях. Кроме того, в этих же помещениях работает специальная аппаратура, которая позволяет контролировать климат. Кроме того, есть монахи, которые ухаживают непосредственно за мощами.

Специалисты уверяют, что для того, чтобы стать святым, вовсе необязательно принимать монашеский постриг. Самое главное – чистые помыслы и подтверждение чудес, совершенных при жизни после нее. В Церкви даже на протяжении веков выработалась определенная процедура возведения в лик святых праведного человека. Изначально создается специальная комиссия, стоящая из епископов, священников, богословов, историков, медиков. Все эти люди детально изучают жизнь праведника, устанавливают, насколько он был чист в своей вере и духовной жизни. После этого сбираются факты чудес претендента на канонизацию. В том случае, если доказательств достаточно, все собранные документы направляют на рассмотрение Синода, который и принимает решение, достоит ли праведник стать святым или нет. Впрочем, бывают и исключения, к примеру. Ксения Петербуржская. Люди стали почитать ее и просить помощи еще при жизни, задолго до канонизации. А в большинстве случаев праведники проходят испытание временем – до ста лет.

Но людям, как правило, все эти подробности совершенно не важны. Для них главное получить необходимую помощь, избавиться от болезней и проблем. Примечательно, что к мощам святых обращаются и люди, которые считают себя атеистами. В частности, они говорят о том, что рядом в мощами святых и них проходят головные боли. А про верующих людей и говорить нечего: они уверены в том, что святые угодники обязательно им помогут. И чудеса действительно случаются.

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что чудесные исцеления от мощей святых – это реальность. И подтверждает это не только многовековой опыт церкви, но и научные исследования последних лет.

О мощах истинно праведных христиан каждый православный слышал с детства, но что это такое, для чего и нужно ли для верующих знает далеко не каждый. Далее возникают вопросы, как к ним обращаться за помощью, и где хранятся мощи святых.

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.

Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.

Святые мощи — это разные части тела, кости или пепел.

К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.

Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.

Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.

При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.

Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:

Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.

Молитвы святой Матроне Московской:

Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.

Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.

Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.

Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника, который первоначально был похоронен в Мир Ликии.

Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:

Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.

Еще о святых мощах:

Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.

Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность — мощи преподобного Серафима Саровского.

Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.

Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector