Что чувствовали святые при молитве

ПАРЯЩИЕ СИЛОЮ МОЛИТВЫ

Однажды, повествуют Четьи-Минеи (сборник житий святых), Иоанн Новгородский, архиепископ Новгорода и Пскова, досадуя за что-то на свою паству, решил покинуть город. Утром новгородцы увидели своего пастыря на плоту, который, к изумлению и ужасу всех, медленно двигался против течения. Весь причт и народ поспешили «по берегу реки Волхова ко святого Георгиа монастырю, умилне глас испущающе, глаголаху: возвратися, честный отче, великый святителю Иоанне, на престол свой, и не остави чад своих сирых, и не помяни еже согрешихом к тебе». Сжалившись над ними, «святый же послуша молениа их, тако по воздуху носим к брегу приплаве».

Если новгородцы видели своего архиепископа летящим по воздуху над Волховом, то москвичи, утверждает предание, не раз видели Василия Блаженного перебегавшим Москву-реку прямо по воде. Другой случай левитации, как назвали бы это сегодня, связан с именем игуменьи Старо-Ладожского Успенского монастыря Епраксии (начало XIX в.). Послушницы и посетители монастыря свидетельствовали, что не раз замечали: когда она шла на лыжах, на снегу не оставалось следа. Игуменья двигалась над снегом, не касаясь его, подобно тому, как Василий Блаженный, левитируя, «бежал над водой» Москвы-реки.

Но Василий Блаженный был не единственный, кто делал это. Другим, о ком известно это, был блаженный Федор, юродивый новгородский. Старинная надпись на раке над его мощами, среди прочего, гласит: «…с Софийской на торговую сторону прехождаше по воде реки Волхова аки по суху».

Еще одно упоминание о феномене тоже связано с именем юродивого, блаженного Симона из городка Юрьевец-Повольска. Некоторые жители несколько раз случайно видели его ночью переходящим Волгу прямо по воде. Когда же один из них, некий Петр Сутырев, встретил его выходящим на берег, юродивый просил его никому не говорить о виденном, пока он жив.

Многочисленны сообщения и свидетельства о святых, которые во время горячей молитвы также теряли вес тела и, поднявшись вверх, парили в воздухе. Как-то к Серафиму Саровскому привезли больного юношу. Петербургские врачи не могли помочь ему, и его прямо на кровати внесли за монастырскую ограду. Старец велел перенести больного в свою келью. Когда же они остались одни, сказал ему:

– Ты, радость моя, молись, и я буду за тебя молиться. Только, смотри, лежи, как лежишь, и в другую сторону не оборачивайся.

Больной, послушный слову старца, долгое время лежал, не оборачиваясь, когда же любопытство взяло верх и он оглянулся, то увидел отца Серафима стоящего в воздухе в молитвенной позе. От неожиданности он вскрикнул, старец же не прервал молитвы, а когда кончил молиться, подошел к нему и сказал:

– Вот теперь будешь всем толковать, что Серафим святой, молился в воздухе. Господь тебя помилует. А ты смотри, огради себя молчанием и не открывай того до дня преставления моего. Иначе болезнь к тебе опять вернется.

Больной вышел из кельи сам, без чьей-либо помощи, опираясь лишь на костыль, а вскоре бросил и его – стал совершенно здоров. Слово же свое он сдержал и о том, что видел в келье, рассказал, только узнав о кончине старца.

Если верить авторитетным историческим свидетельствам (а не верить им нет причин), во время молитвенного экстаза поднимались в воздух и многие католические святые. Один испанский святой в присутствии толпы паломников по воздуху перелетел через реку. Другой, епископ Валенсии, вообще парил в воздухе целых двенадцать часов. Множество монахов и мирян сбежалось и съехалось с окрестных мест, чтобы наблюдать это чудо.

Общее число святых, которых католическая традиция связывает с феноменом левитации, приближается к 230, но два имени стоят в этом перечне обособленно, отдельно от других. Это святая Тереза из Авила (1515 – 1582) и святой Иосиф из Копертино (1603 – 1663). Главным поводом для канонизации явилась очевидность благодати, в которой пребывали они. Проявилось же это в них поднятием в воздух и парением во время молитвы.

В подробной биографии св. Иосифа, составленной волей Святого престола еще при его жизни, упоминается около шестидесяти случаев, когда он поднимался и парил какое-то время в воздухе в присутствии множества свидетелей. В их числе, кроме многочисленных прихожан, монахов и иерархов церкви, влиятельные и авторитетные люди того времени. Среди них был и Лейбниц.

Будучи привезен в Ватикан и представлен папе Урбану VIII, Иосиф тут же, в приемном зале, в молитвенном экстазе поднялся в воздух. Это произвело такое впечатление на самого папу, что он, благословив Иосифа, сказал, что готов лично подтвердить то, что произошло в его присутствии.

Входя в транс, св. Иосиф полностью терял контакт с внешним миром и не помнил ни себя, ни того, что происходило с ним. Иногда, поднявшись в воздух, он пролетал по нему какое-то расстояние. Несколько раз экстаз охватывал его, когда он находился под открытым небом, и тогда он взлетал до вершин деревьев. В одном случае он так и остался на верхушке –дерева, причем очень тонкая ветка, на которой он оказался, не только не сломалась, но даже не согнулась под ним. Послушникам пришлось нести длинную лестницу, чтобы снять его оттуда.

В отличие от Иосифа, св. Тереза сохраняла полное сознание, когда во время молитвы она чувствовала вдруг, что ноги ее отрываются от пола и какая-то сила поднимает ее к потолку кельи. Вот как описала она сама, что испытывала при том:

«Когда я пыталась сопротивляться, я, казалось, чувствовала, будто какая-то сила под моими ногами поднимает меня вверх… Ощущение это, должна признаться, повергало меня в великий страх, особенно первое время.

Осознавая, что тело мое поднимается подобным образом вверх, а дух, следуя за ним, ликует (если я не сопротивляюсь происходящему), я понимала, что сознание не покидает меня. Во всяком случае, я пребываю достаточно в своих чувствах, чтобы осознать, что тело мое поднимается в воздух… Когда это восторженное состояние проходит, тело часто продолжает оставаться как бы плавающим и словно полностью утратившим вес, так что когда ноги мои касаются пола, я едва осознаю это».

Упоминания о левитации можно найти и в практике других вер. Достаточно много таких сообщений, исходивших от европейцев, относится, в частности, к Индии.

Известный французский путешественник и исследователь Жаколио в своей книге, вышедшей в прошлом веке, описывает эпизод, свидетелем которого был он сам. По просьбе ученого некий йог, которого Жаколио называл «факир», как принято было в то время, продемонстрировал ему сеанс левитации. «Я мог, – пишет Жаколио, – с точностью определить высоту, на которую он поднялся, благодаря тому, что позади факира находилось шелковое драпри, окруженное цветными полосами, и я заметил, что, достигнув наибольшей высоты, ноги его находились в уровень с шестою полосою. Видя его поднимающимся, я тотчас же вынул свой хронометр и мог определить, что с того момента, как он стал подниматься, до момента, когда ноги его снова коснулись земли, прошло немного более восьми минут. Он оставался около пяти минут совершенно неподвижным, достигнув наибольшей высоты».

В 1862 году принцу Уэлльскому во время его визита в Индию был продемонстрирован сеанс левитации. В 1936 году в Индии же был снят документальный фильм, запечатлевший этот феномен. Такой же фильм о левитации колдуна был отснят в 1975 году в Того (Африка).

Как подтверждение того, что феномен левитации не оказывает предпочтение ни одной из религий, ни одной из вер, приведем свидетельство, относящееся к мусульманской практике. Знаменитый дервиш Туркмен-суфиев Кебалек (Бабочка) во время радения («закра») сначала впадал в беспамятство (очевидно, глубокий транс), а затем, рассказывали очевидцы, принимался бегать по стенкам кибитки, «как муха», т. е. потеряв свой вес.

(А. А. Горбовский. Тайная власть, незримая сила. М., Общество по изучению тайн и загадок Земли, 1991)


— Батюшка, что значит для вас молитва?

— Посылаю сигнал, прошу помощи. Постоянно прошу помощи у Христа, у Божией Матери, у святых для себя самого и для других. Если не буду просить, то и не получу.

Даже если мы установим связь со всеми радиостанциями мира, не будет нам от этого никакой пользы, если не будем иметь небесного общения с Богом, просить и получать от Него помощь. Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом.

— Моя боль и печаль — это молитва. Я сильно в ней отстаю. Что мне делать?

— Я не молюсь со вниманием.

— Когда молишься, думай, с кем говоришь. Ты говоришь с Богом! Неужели это неважно? Когда кто-то говорит с каким-нибудь высокопоставленным чином, то с каким вниманием произносит каждое слово! Следит, чтобы не сказать какой глупости, порой даже дар речи теряет от смущения. Если с человеком мы с таким вниманием говорим, то с каким вниманием надо говорить с Богом? Малое дитя, когда идёт говорить с отцом или каким-либо взрослым человеком, испытывает смущение. А когда собирается сказать что-то учителю, которого к тому же немного побаивается, то смущается ещё больше. А мы говорим с Самим Богом, Божией Матерью, святыми и этого не понимаем?

— До прихода в монастырь, я монашество связывала с молитвой. А теперь мне трудно молиться и я считаю, что молитва — это самое тяжёлое и утомительное дело.

— Я часто впадаю в пустословие, а потом огорчаюсь.

— Разве не лучше разговаривать со Христом? Кто говорит со Христом, никогда не раскаивается. Конечно, пустословие — страсть, но если пользоваться им в духовных целях, то оно может стать началом молитвы. Другим даже лень говорить. А в тебе есть сила и порыв к разговору. Если будешь использовать это в духовных целях, то твоя душа освятится. Постарайся с людьми говорить только о необходимом, и всё время говорить со Христом. Стоит тебе завести с Ним смиренную беседу, как перестанешь замечать, что происходит вокруг: таким сладким и интересным будет это общение. Меня разговоры даже и на духовные темы утомляют, а в молитве я по-настоящему отдыхаю.

Молитва — это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа, ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении, потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом.

— Как нужно молиться?

— Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью.

— Может ли желание молитвы родиться от некоей эмоциональной потребности в общении, в утешении?

— Даже если оно родится от какой-нибудь доброй эмоциональной потребности в Боге, разве это плохо? Однако, похоже, что ты всё пребываешь в забывчивости и только в нужде обращаешься к молитве. Ясно, что Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу?

Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.

— У меня нет крепкой веры и я чувствую себя слабой.

— Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надёжность и силу.

— Я чувствую потребность опереться на Бога, но затрудняюсь.

— Тяни руки вверх, так они у тебя постепенно вырастут, и ухватишься за Бога.

— Когда мало времени, и я молюсь торопливо, может, ворую время, которое должна посвятить Христу?

— Как мне полюбить молитву?

— Почувствуй потребность в молитве. Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться. Если она не будет питаться, то ослабеет, а потом наступит духовная смерть.

— Что нам мешает в молитве?

— Нам трудно молиться только тогда, когда мы не чувствуем в молитве потребности. Кто не понимает смысла молитвы, не ощущает потребности в ней, тот считает её повинностью, уподобляется неразумному дитю, которое отворачивается от материнской груди, материнской нежности и потому растёт слабое и болезненное.

— Как почувствовать необходимость в молитве?

— Нужно было бы вам побывать на войне, чтобы мы могли понять друг друга! На фронте во время войны, если мы постоянно находились на связи с центром, то чувствовали себя в большей безопасности. Когда выходили на связь каждые два часа, чувствовали себя в безопасности. Если связывались всего два раза в день, утром и вечером, то чувствовали себя покинутыми. То же и с молитвой. Чем больше человек молится, тем больше чувствует духовной уверенности. Молитва — это защита.

— Часто миряне спрашивают, как приобрести навык постоянной молитвы.

И я рассказал ему один случай. Я знал одного человека, служащего, который достиг большой меры добродетели. Он молился постоянно — и на работе, и в дороге, везде. Молитва у него стала самодвижущаяся, и вслед за славословиями у него лились слезы радости.

При цитировании материалов обязательна ссылка на сайт Свято-Успенского мужского монастыря. Воспроизведение фотоиллюстраций и отдельных статей допускается с письменного разрешения редакции сайта Свято-Успенского мужского монастыря. Copyright© 2012-2016

Преподобный авва Исаия:

Не оставляй молитвенного правила, чтобы не впасть в руки врагов твоих.
Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа.

Лучше правило легкое, но постоянно совершаемое, чем правило трудное вначале, но скоро оставляемое.

Преп. Иоанн Лествичник:

Преподобный Антоний Великий:

Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтобы не подвергнуться за это суду.

Преподобный авва Исаия:

Прежде чем ляжешь спать, проведи два часа в молитве и псалмопении, потом усни. Когда же Господь возбудит тебя, встань и исполни молитвенное правило твое с тщанием. Если ощутишь леность в теле, скажи ему: «Неужели ты хочешь покоиться во время этой краткой жизни и потом навсегда быть ввергнутым во тьму кромешную?», понудь себя немного и вскоре придут и бодрость, и сила.

Преподобный Исаак Сирин:

Не сочти праздностью умножение занятия молитвой непарительной (чуждой развлечения), сосредоточенной (внимательной) и продолжительной по той причине, что при этом уменьшил твое псалмопение. Возлюби более поклоны в молитве, нежели псалмопение. Если оживет в тебе молитва, то она заменяет собою правило, состоящее из молитвословий. Если во время совершения твоего молитвенного правила тебе будет дано дарование слез, то не признай наслаждение ими праздностью в отношении к твоему правилу, ибо благодать слез есть последствие полноты молитвенной.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных. они — произведение падшего разума и . не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий.
Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу духом и истиной, между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении смирения и покаяния, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя надеждой на Всеблагого и Всемилосердного Бога.

Продолжительность молитвы определяется для каждого образом жизни его и мерой сил — душевных и телесных.

От сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и не истинной.

Продолжительность молитв угодников Божиих — не от многоглаголания, но от обильных духовных ощущений.

Необходимо научиться правильной молитве, чтобы преуспеть в ней и посредством ее изработать свое спасение.

К молитве нужно понуждение в течение всей жизни.

Проснувшись. направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений.

Святитель Иоанн Златоуст:

Преклони колени, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе. Он особенно преклоняется на милость ночными молитвами, когда ты время отдыха делаешь временем плача.

Научимся неотступно и постоянно прилежать к молитве — и днем, и ночью; особенно ночью, когда никто не смущает, когда ум спокоен, когда великая тишина, и нет никакого волнения в доме, никто не препятствует нам заняться молитвою и не отвлекает от нее; когда пробужденная душа может обстоятельно высказать все Врачу душ.

Святитель Феофан Затворник:

«И пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6, 12). Тут основание и начало христианских всенощных бдений. Жар молитвенный гонит сон, и восхищения духа не дают заметить течения времени. Настоящие молитвенники и не замечают того; им кажется, будто они только что встали на молитву, а между тем уж и день показался. Но пока дойдет кто до такого совершенства, надо поднимать труд бдения. Несли его и несут уединенники; несли его и несут общежительные; несли его и несут благоговейные и богобоязненные миряне. Но хоть с трудом проходит бдение, плод его остается в душе прямой, всегдашний — умиротворение души и умиление при расслаблении и изнеможении тела. Состояние очень ценное в ревнующих о преуспеянии в духе! Оттого, где заведены бдения (на Афоне), от них отстать не хотят. Все сознают, как это трудно, но отменить этот чин никому нет желания ради той пользы, какую принимает душа от бдений. Сон больше всего упокоевает и питает плоть; бдение же больше всего смиряет ее. Выспавшийся вдоволь тяжел бывает на дела духовные и холоден к ним; бдящий — быстродвижен, как серна, и горит духом. Если должно обучать плоть добру, как рабу, то ничем нельзя так успеть в этом, как частым бдением. Тут она испытывает вполне власть духа над собою и приучается покорствовать ему, а дух приобретает навык властвовать над нею.

«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1, 35). Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать молитве в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтобы пустили ее туда, где вся ее отрада, пред лицо Отца Небесного, в сообщество ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, нежели после, когда уж налягут на нее заботы дня. Все Господь устраивает; надо от Него принять благословение на дела, нужное вразумление и необходимое подкрепление. И спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине, вознестись к Господу умом и сердцем, и исповедать Ему нужды свои, намерения свои и испросить Его помощь. Настроившись молитвой и богомыслием с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговении и страхе Божием, с собранными мыслями. Отсюда — осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector