Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.
Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.
Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.
Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?
Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.
Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.
Читайте о канонах:
Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.
Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.
В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского. Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.
Кондаки не многословны, икосы — обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак — молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.
В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.
Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.
Читайте об акафистах:
После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.
Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.
Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.
Каноны исполняют на протяжении всего года.
Акафисты неуместно читать во время Великого поста, ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его — лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.
Важно: лучше читать канон, когда хотят попросить о чем-то или покаяться, когда тяжело на душе. Это церковный покаянный жанр.
Акафист — благодарственная, хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.
Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.
Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.
Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:
Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.
Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.
Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.
Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.
Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.
Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.
Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.
Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.
Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.
Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.
Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.
Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.
День всех святых исторически связан с праздником почитания душ умерших, которые в этот день бродили по земле среди живых людей. Вместе с ними активизировались и темные силы, поэтому люди издавна совершали защитные обряды с целью оградить себя от губительного воздействия. Молитва — один из самых действенных способов защитить свою энергетику.
Канун дня всех святых всегда связывали с разгулом нечисти. Христианство отвергает подобную возможность, однако даже если не связывать это время с мистикой, энергетика в этот период очень нестабильна. За все время существования праздника неоднократно отмечалось увеличение количества травмоопасных ситуаций, перебои с подачей электричества и внезапные поломки бытовой техники, а также было замечено, что люди начинают вести себя не так, как обычно. Поэтому накануне Дня всех святых стоит укрепить свою энергетику и защитить себя от губительных воздействий. Можно сделать это способом, который не противоречит христианским догматам — при помощи молитвы, ведь и христианские святые молились небу для того, чтобы защитить себя от бесовских напастей.
Молиться лучше перед зажженной церковной свечой в темноте. Отгоните страхи прочь, сосредоточьтесь на обращении к небесным силам и произнесите молитву:
Всемилостивый и всемогущий Боже, огради меня святыми Ангелами Твоими и молитвами пречистой Богородицы, Силой Животворящего Креста, святого Архистратига Михаила и прочих бесплотных небесных сил. Помоги мне, грешному рабу твоему (имя), и избавь меня от вторжений вражеских, от ворожбы, чародейства да недобрых людей, дабы зло их не коснулось меня. Светом своим Божественным дай мне защиту на утро, день и вечер, оберегай меня во время сна. Силой Благодати Своей отврати от меня силы, по наущению дьявола действующие. На бесконечную милость Твою полагаюсь, да будет Воля и Царствие твое во веки веков. Аминь.
После произнесения молитвы не гасите свечу, а обнесите ей дом, особое внимание уделяя порогу и углам — это поможет не только защитить свое жилище от негативных воздействий, но и избавиться от отрицательной энергетики.
Молитва поможет вам заручиться помощью и поддержкой небесных сил. Будьте осторожны, веруйте в добрые силы, и не забывайте нажимать на кнопки и
КАНОН ВСЕМ СВЯТЫМ
Читается в субботу
Тропарь, глас 2-й
Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.
Ирмос: Песнь возслем людие чудному Богу нашему, свободившему Израиля от работы, песнь победную поюще и вопиюще: поем Тебе Единому Владыце.
Припев: Вси святии, молите Бога о нас.
Пророческий соборе, апостольское сословие, мученик воинства, Владыку всех молите спастися мне, прегрешении многими обдержимому.
Вси святии, молите Бога о нас.
Иераршеский соборе, преподобнии и праведнии вси, благ вечных улучити молитеся, верою вас блажащим.
Слава: Всех святых Твоих, Господи, воспеваем чины, яко молитвами их озаряеши души наша: Ты бо еси Свет неприступный, неведения мрак отгоняяй, присносущными Твоими светлостьми.
И ныне: Пресвятая Дево Мати, яже Бога, Пресвятое Слово, родила еси, освяти всех верою Тя со всеми святыми славящих, молимтися.
Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси Свет омраченных, и поет Тя дух мой.
Вси святии, молите Бога о нас.
Священнейший лик вас Божественных пророк величаем, и мученик множество, пострадавших крепко, почитаем молящеся: да юже славу получисте, сея и мы причастницы быти сподобимся вашими молитвами.
Вси святии, молите Бога о нас.
Святейшии Христовы иерарси, и честнии преподобных собори, со всеми святыми о всех нас Человеколюбца Бога молите, молим вы.
Слава: Закону повинующеся Твоему, угодников Твоих собори, многообразными добродетельми осветишася: сего ради наследницы быша обителей Твоих Небесных, Владыко Царю: ихже молитвами, да и нас таможде вселиши, Премилостиве.
И ныне: Богорадованная Чистая, со всеми пророки, мудрыми, апостолы, священномученики и со всеми праведными, моли Господа, яко да совершенное разрешение прегрешений приимем.
Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.
Вси святии, молите Бога о нас.
Восхваляем вас, благоглаголивии пророцы, и воспеваем боговидцы апостоли, со всеми добре о Господе течение совершавшими: яко да молитвами вашими и мы настоящаго жития течение богоугодно совершити возможем.
Вси святии, молите Бога о нас.
Яко многосветлыя звезды, добродетелей светлостию озаряете верных исполнения, преподобнии отцы наши, и вся Божии угодницы: сего ради вас ублажаем.
Слава: Совокуплься собор святых Твоих, Господи, ради любве, и тоя наслаждающеся, со Ангелы ликует о Тебе, Всевидче Господи всех: егоже ликовствования да и нас сподобиши, молитвами угодников Твоих, Всесильне.
И ныне: Едина Бога Воплощеннаго рождши, Всесвятая, Того умоли в день страшный всех нас спасти, и жизни вечныя, и света сподобити, егоже зрят вси добре угодившии.
Ирмос: Утренююще вопием Ти, Господи, спаси ны: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы.
Вси святии, молите Бога о нас.
Святителие, пророцы, преподобнейшии отцы и богоносцы, лучами Духа просвещающе всю тварь, тму разоряйте страстей наших, молим вы.
Вси святии, молите Бога о нас.
Раны ваша и язвы, врагу явишася язвы неисцельныя: язвы же ныне исцеляют всем верным, страдальцы Господни.
Слава: Иерархи Твоя, и священномученики, и вся святыя просветивый, Господи, тех молитвами ущедри мя, ведый безмерная моя прегрешения.
И ныне: Пречистая Дево, похвало мучеников, преподобных и праведных, и всех святых, от всякаго мучительства лукаваго изми мя, молюся.
Ирмос: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш.
Вси святии, молите Бога о нас.
Денница светозарная познани бысте на земли, благочестия светом озаривше верныя, преславнии Христовы оружницы и святителие праведнии.
Вси святии, молите Бога о нас.
Умерщвлени бывше ран многих наведеньми, жизнь истинную наследовасте: вкупе молите Христа спасти вся верныя, святии мученицы.
Слава: Слава премудрым святителем, и преподобным, и всем святым, Ты еси, Христе: молитвами их люди Твоя ущедри, ихже Своею кровию, яко Человеколюбец, стяжал еси.
И ныне: Воспеваем Тя вернии, Богорадованная Владычице: Препетаго бо Бога родила еси. Егоже моли, Пречистая, граду и людем Твоим в мире спастися.
Яко начатки естества Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики: тех молитвами в мире глубоце, Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Икос: Иже по всей земли мучившиися, и на Небеса преселившиися, иже страсти Христовы подражавшии, и страсти наша отьемлющии, зде днесь собираются, перворожденных показующе Церковь, яко горния образ содержащу, и Христу вопиющу: Бог мой еси Ты, Богородицею соблюди мя, Многомилостиве.
Ирмос: Отроцы благочестивии в Вавилоне образу златому не поклонишася, но посреде огненныя пещи орошаеми, песнь воспеваху, глаголюще: превозносимый отцев и нас, Боже, благословен еси.
Вси святии, молите Бога о нас.
Святых чини, во святых почивающаго немолчно восхваляюще, пищи небесныя наслаждаетеся, и радующеся ликуете поюще: отцев наших Боже, благословен еси.
Вси святии, молите Бога о нас.
Светозрачнии святителие, и преподобнии, и пророцы, и священномученик досточудное множество, и в постничестве просиявшии светло, присно о нас молитеся, да помиловани будем, поющии с вами: отцев наших Боже, благословен еси.
Слава: Радующеся поем Твоих, Господи, всех святых собор отвсюду собравшихся, и роды вкупе, и достоинства, и жительства, и с ними поем зовуще: отцев наших Боже, благословен еси.
И ныне: С мученики, Пречистая, с преподобными отцы, с пророки и всеми святыми, во святых Единаго Почивающаго умоли всех освятити нас, славословящих Тя во вся веки.
Ирмос: Богоглаголивии отроцы в пещи, со огнем пламень попирающе пояху: благословите дела Господня, Господа.
Вси святии, молите Бога о нас.
Святителие, пророцы, апостоли, мученицы и вси святии, подвиг скончавше, священное улучисте водворение со Ангелы: с ними же просите очищения всем нам и велия милости.
Вси святии, молите Бога о нас.
Умертвивше плоть болезньми многими, жизни сподобистеся будущия, преподобнии: юже получити и нам молитеся, угодницы Божии, молим вы.
Слава: Священницы Твои, Христе, правдою облечени преподобне и вси святии от века, ныне купно радуются, Твою доброту зряще Божественную яснейше: юже зрети и нас, ради святых Твоих предстательства сподоби, Человеколюбче.
И ныне: Богородительнице Чистая, со всеми пророки, и мученики, и преподобными, священномученики и со всеми святыми, ущедрити нас Всемилостиваго Спаса моли, молимтися.
Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.
Вси святии, молите Бога о нас.
Вас, священнодейственнии пастырие, пророк святых лик, праведных безчисленное множество, мученик собор, постников, девственников и всех святых, священными песньми ублажаем, да молите всех Владыку о спасении душ наших.
Вси святии, молите Бога о нас.
Яко служителие Владыце, священнотаинницы явльшеся, совокупистеся служителем небесным: с нимиже о нас моления приносите, молим вас.
Слава: Со священномученики купно, и со всеми пророки, ублажаем вся преподобныя и праведныя, девы и жены светло доблествовавшия: тех мольбами, Христе, избави геенны души наша.
И ныне: Щедролюбиваго Бога рождшая плотию, со святыми всеми моли Того присно от бед спасти нас, всегда Тя величающих, Мати Дево Чистая.