Давид серпуховский чудотворец о чем молятся

ПАМЯТЬ ПРАЗДНУЕТСЯ 18/31 ОКТЯБРЯ;
ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 19 СЕНТЯБРЯ / 2 ОКТЯБРЯ;
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ 24 МАЯ / 6 ИЮНЯ;
СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Преподобный Давид, основатель и игумен Вознесенской пустыни, что на реке Лопасне, Серпуховской чудотворец, происходил из именитого и богатого рода. Время и место его рождения остались неизвестными, но народные сказания передают, что преподобный происходил из рода князей Вяземских и в миру носил имя Даниил. Однако по своему крайнему смирению он не открывал посторонним своего происхождения и проходил сокровенный путь иноческих подвигов.

Будучи двадцатилетним юношей, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Боровскую обитель к преподобному Пафнутию. Его монастырь был плодоносным духовным рассадником иночества и христианского просвещения, связанный с воспитанниками преподобного Сергия Радонежского; из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы. Особенностью того направления монашества, которое возрождал и обильно насаждал преподобный авва Сергий, является учение о внутреннем духовном делании. Оно ярко раскрыто в творениях христианских подвижников, и последователи Сергиевы не только изучали его, но самое главное — руководствовались им в трудах и монашеских подвигах.

После преставления преподобного Пафнутия Давид нашел духовное руководство в лице другого великого светильника русского монашества — преподобного Иосифа Волоцкого.

По переселении преподобного Иосифа в Волоколамскую землю для устроения там своего монастыря, духовная связь между ним и преподобным Давидом не прерывалась до самой кончины святого Волоцкой земли.

Преподобный Давид более сорока лет подвизался в Боровской обители, некоторое время пребывал в безмолвном уединении, где созрела у него мысль основать свой пустынный монастырь. В 1515 году он оставил эту святую обитель и пришел в пустынную местность, принадлежавшую князю Василию Семеновичу Стародубскому, на правом берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, которая располагалась в 23 верстах от Серпухова и 80 верстах от Москвы. Святой пришел сюда с иконою Знамения Богоматери, с двумя монахами и двумя послушниками. 31 мая 1515 года преподобный Давид положил начало существующей и доныне, носящей теперь его имя пустыни.

Поселившись здесь, он поставил келии, возвел первые деревянные храмы в честь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Преподобный Иосиф Волоцкий незадолго до своей кончины посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в слове Божием.

Более полстолетия подвизался преподобный Давид в монашестве, принося усердные моления о мире всего мира, был духовным отцом и наставником всего окрестного населения, а также и его кормильцем. Много потрудился он при строительстве монастыря. Братия никогда не видела его праздным. Его собственными руками была посажена густая липовая роща возле обители.

19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного Давида.

Почитание преподобного Давида началось сразу же после его кончины. Господь творил обильные чудеса и помогал тем, за кого молился преподобный Давид, предстоя Престолу Божию. Уже в синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года еще и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными и болезненными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном явлении ей преподобного.

Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.

Имя преподобного Давида было окружено большим почитанием. К его гробу во множестве стекались паломники. Вот и сейчас можно видеть великое чудо, совершаемое по молитвам преподобного Давида, это — возрождение обители в 1995 году, после лихолетья большевистской смуты, когда монастырь был варварски разграблен и почти уничтожен.

24 мая / 6 июня 1997 года в обители были торжественно обретены мощи преподобного Давида Серпуховского.

27 января 2001 года имя преподобного Давида было включено в Собор Московских святых.

Преподобне отче наш Давиде, моли Бога о нас!

Вознеслся еси смирением своим над миром, отче преподобне, / добродетельми победив злокозненнаго врага, / чистотою жития просияв, яко солнце второе, / многия люди ко спасению приводя. / Темже моли Христа Бога, преподобне отче наш Давиде, / даровати нам мир и велию милость / / и спасение душам нашим.

Днесь память преподобнаго Давида совершающе, вернии, / восхвалим подвиги его по достоянию, / предстательством своим исцеляет недужныя, / подавая телесем исцеление и душам спасение / и молит Всемилостиваго Спаса / / податися и нам грехов оставление.

Русская Православная Церковь
Николаевский Собор

Авторское право © 2012-2019.
Разработчик: Капитула Ян

На юге Московской области в живописной местности вблизи города Чехов расположился древний мужской монастырь — Вознесенская Давидова пустынь. В 30 км от неё расположено село Талеж, на окраине которого расположился одноимённый источник. Ежедневно эти живописные места посещает множество верующих людей, интересующихся развитием московских земель.

Значительный вклад в развитие Талежа внёс писатель Антон Павлович Чехов, открывший здесь школу. Сегодня село известно, как место, где располагается Источник преподобного Давида в селе Талеж.

Совет! Побывав на роднике, стоит посетить отреставрированный талежский храм — красивую архитектурную достопримечательность, практически полностью разрушенную в советское время и восстановленную в начале XXI века.

С находящимся в овраге ключом связывают много легенд и историй. По одному из преданий он появился из кольца, которым пытался испросить прощения граф Орлов у обиженной им девушки. Но она не приняла дорогой подарок, выбросила его и, рыдая, убежала прочь. А так, куда упал перстень, забила струя воды, чистой и прозрачной как слёзы девушки. Эту красивую историю можно часто услышать от местных жителей.

Другая легенда повествует о событиях глубокого прошлого. С древних времён рос в овраге большой дуб, почитаемый местными жителями, исповедовавшими язычество. Но вот пришло христианство на эти земли и жителей стали обращать в новую веру. Не всегда подданные новообращённых князей были рады этому событию. Назревал открытый религиозный конфликт, но вмешались высшие силы. Разразилась гроза, молнии были в людские жилища.

Утром жители селения пошли к своему защитнику дубу, но из обгоревших остатков гигантского дерева бил сильный родник. В нём и окрестили всех жителей. А родник стали считать святым.

Сегодня земля у чудотворного родника и храм Рождества Богородицы в Талеже относятся к подворью Вознесенской Давидовой пустыни.

В архитектурный ансамбль, окружающий святое место, входят:

Весь комплекс огорожен кованным забором с единственными воротами из красного кирпича. Их центральную часть украшает лик Спасителя и небольшой купол с крестом. Основные строения находятся в низине, к которой ведут многочисленные деревянные лестницы с металлическими перилами. Камнем облагорожены все пешеходные дорожки и берега небольших ручейков, которые берут начало из родников и объединяются в речку.

Территория святого источника органично вписывается в естественный рельеф местности в Талеже. Небольшие храмы и купели не выделяются и не доминируют над природным окружением. Газоны, посадки деревьев и кустарников — дополняют натуральную красоту святого места.

Внимание! На территории святыни запрещено ходить по газону и мыть ноги в водоёмах. А также не разрешается бросать монеты в воды источника и купелей. Эти правила указаны на соответствующих информационных табличках.

Посещать владения монастыря в Талеже можно со вторника по воскресенье. В понедельник на территории и зданиях проходят работы по очистке, ремонту и благоустройству.

В простые дни посещать святое место можно с 8 утра до 9 часов вечера. В храме Рождества Пресвятой Богородицы в выходные и праздничные дни проходят богослужения. А также в храме проводят обряды крещения и венчания.

Важно! Обряд венчания не проводится в дни постов. Свадебным процессиям запрещён в это время вход на территорию источника преподобного Давида.

Попасть на Источник преподобного Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца, в селе Талеж можно тремя способами.

Для любителей комфортного передвижения на собственном автотранспорте следует двигаться по трассе Симферопольское шоссе в южном направлении. Ориентируясь на дорожные указатели, повернуть в сторону села Мелихово. Проехав его, двигаться до приметного указателя в виде небольшой часовни.

Не заезжая в село Талеж, следует повернуть налево и двигаться до большой автостоянки, примыкающей к территории святого источника.

Совет! В путешествие с детьми по Чеховскому району следует включить не только посещение культовых мест, но и усадьбы А.П. Чехова в селе Мелихово. Это сделает поездку полезной и для духовного развития младшего поколения, и для обогащения знаний о родном крае.

Собираясь посетить источник святого Давида в селе Талеж, следует помнить, что он является территорией святой обители.

Внешний вид и поведение здесь должны соответствовать монастырским правилам:

Надо взять с собой чистые ёмкости, в которые можно набрать воды из источника. Впрочем, пустую тару можно купить в магазинчике около стоянки. Посетители подворья Давидовой пустыни, испившие воды и посетившие купальню у источника, рассказывают от чего помогает излечиться это благодатное место. Болезни, связанные со зрением, помогла преодолеть вера и освящённая молитвами преподобному Давиду вода.

Нелишним в этой поездке будет фотоаппарат. Природные и архитектурные творения в этой местности не могут оставить равнодушным ни одного человека. А взгляд на фотографии, сделанные с благословения настоятеля обители, будут наполнять душу покоем и умиротворением в трудные минуты.

Преп. Давид Серпуховский, икона

Давид Серпуховской (+ ок. 1520), преподобный

В миру Даниил, родился в начале 1450-х годов. О святом повествуют предания, зафиксированные в литературе начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках.

Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении преподобного — о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же князем Даниилом Ивановичем Вяземским [1].

В начале 1470-х годов поступил в Пафнутьев-Боровский монастырь, где принял постриг с именем в честь Давида Солунского у основателя обители, преподобного Пафнутия Боровского.

Спустя некоторое время Давид с двумя монахами и двумя мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери «Знамение» с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впоследствии эта икона находилась в келье святого).

31 мая 1515 года [2] преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской волости, принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского [3]. На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Так была основана Вознесенская Давидова пустынь.

Об иноческих трудах преподобного Давида известно очень мало. Считается, что преподобный посадил первые деревья в липовой роще за стеной пустыни. Согласно преданию, незадолго перед кончиной прп. Иосиф Волоцкий (+ 9 сентября 1515) посетил Давидову пустынь на праздник Успения Богоматери. Это событие запечатлено в современной росписи монастырского трапезного храма в честь Всех святых. Возможно, духовная дружба прп. Давида и прп. Иосифа зародилась еще в Боровском монастыре (до ухода из него прп. Иосифа в 1479).

Прп. Давид был погребен на территории пустыни, впоследствии над его захоронением была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение», о которой в монастырской описи XVII в. говорится: «В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров: сукно черное, среди крест серебреный» [5]. В 1730-х над местом погребения преподобного вместо деревянной часовни была сооружена колокольня, под которой в 1740 году устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1867-1870 годах на месте разобранной колокольни со Знаменской церковью был возведен новый храм с тем же посвящением. В XIX в. велась запись чудотворений по молитвам к преподобному [6].

23 мая 1997 года по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей прп. Давида. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти преподобного в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 октября, 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день его тезоименитства. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование которому было установлено в 2001 году.

Служба и акафист прп. Давиду были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пустыни архим. Германом (Хапугиным). Служба начинается с малой вечерни, в конце которой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей преподобного Давида. Канон службы имеет акростих: «Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман». В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого.

Преподобному Давиду посвящен храм на подворье Давидовой пустыни в с. Талеж, построенный в 1997 году.

[2] Согласно записи в монастырском синодике 1602 г., в XIX в. хранившемся в ризнице Давидовой пуст. (см.: Вознесенская Давидова пустынь Серпуховского у. С. 3-4, 56-57)

[3] кн. Василий Семенович Ряполовский мних упом. в разрядных книгах в 1492-1507 гг. (Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV — 1-й трети ХVI в. М., 1988. С. 42). Впосл., судя по прозвищу, князь, вероятно, принял монашество. Т. о., пустынь на его землях могла быть основана ранее даты, указанной в синодике,- в 1492-1507

[4] Барсуков. Источники агиографии. Стб. 144

[5] Холмогоров В., Холмогоров Н. Ист. мат-лы о церквах и селах XVII-XVIII ст. М., 1889. Вып. 7. С. 140-141

[6] Прп. Давид Серпуховский. С. 6, 8; Токмаков. С. 4-5

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector