Григорий неокесарийский чудотворец о чем ему молятся

Икона Образ Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Молитва святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Византийская икона – это целое явление, которое представляет собой огромную художественную и научную ценность, позволяя изучать большой и важный этап развития культуры человечества в обширном районе, а также проследить влияние этой культуры на соседние страны, в частности и на древнюю Русь.

Простая, легко обозримая композиция, отсутствие внешнего движения, лишних деталей и подробностей, плавные и лаконичные линии рисунка, гармонично подобранные красочные сочетания придают изображению цельность и ясность, невольно привлекают не к внешней стороне изображаемого, а к духовному началу, носителем которого выступает Григорий.

Задумчивый и сосредоточенный взгляд старца, пальцы руки, легко касающиеся церковной книги, дают представление о направлении мыслей святого.

Используя мельчайшие (менее одного см) кусочки смальты, камешки и крохотные металлические пластиночки, укрепленные на воске поверх деревянной основы, мастер создает поэтичное произведение, полное гармонии и какой-то особой эмоциональной силы, внутренней взволнованности. Несмотря на фронтальность и уравновешенность, подчеркнутую квадратами с надписями слева и справа от полуфигуры Федора, изображение лишено статичности и застылости. Диагональ копья, динамично сбегающие складки одежд, дробные точки и узоры на нимбе, щите, одежде подчеркивают внутреннюю динамику, живой ритм произведения.

Хрупкий, утонченный образ святого с одухотворенным лицом и задумчивым, слегка тревожным взглядом, загадочно мерцающие блестки крохотных кристаллов мозаики, придающих изображению своеобразное изящество и легкость, раскрывают перед зрителем особый духовный мир — идеальный и возвышенный.

Византийские мастера достигли совершенства в изготовлении серебряных изделий. В период становления визайнтийской государственности серебряные блюда и тарелки несли в себе черты античности, повторяя традиционные мифологические сюжеты и композиции. Но постепенно наметился отход от античных канонов, и в художественном замысле ювелиров стали появляться условности, символизм и даже схематизм.

Блюдо архиепископа Патерна
Византия. VI в. Серебро.
Государственный Эрмитаж

Клейма относятся к периоду правления императора Анастасия (491 — 518). Само серебряное блюдо имеет довольно широкий ободок, украшенный вьющейся виноградной лозой с фигурками животных и птиц, которые заполняют все ее изгибы, то есть исполнено византийским мастером еще в античном духе, а донышко на нем более позднее, да и все блюдо переделано в соответствии с новыми требованиями и вкусами. В центре гравирована большая хризма — монограмма Христа, слева и справа от которой помещены крайние буквы греческого алфавита — альфа и омега — символ представления о Христе, как о начале и конце всего существующего в мире. По варварскому обычаю была сделана инкрустация цветной пастой и камнями.

Большой сосуд из позолоченного серебра византийской работы был найден в том же захоронении, что и блюдо. С ним была связана находка захоронения. Он оказался в земле у самой поверхности и мальчик-пастушок случайно провалился в него ногой. Так был обнаружен целый комплекс вещей, часть которых составила экспозицию Византийского искусства в Эрмитаже, а также была помещена в Особую кладовую.

Большое распространение получает в Византии искусство резьбы по кости. Диптихи, пиксиды (коробочки), ларцы, украшенные рельефами — различные предметы обихода и интерьера были очень популярны у всех слоев населения. Один из частых мотивов в работах косторезов — изображение цирковых сцен. В эрмитажной коллекции есть костяная пластинка — створка диптиха – на ней изображен консул Ареобинд, который подает сигнал к началу заказанного им для народа представления (эпизоды спектакля с участием артистов, дрессированных животных и т. д. показаны рядом, в нижней части пластины).

Диптих с изображением борьбы гладиаторов со зверями
Византия. V в. Слоновая кость.
Государственный Эрмитаж

Другой экспонат – целый диптих с изображением борьбы гладиаторов со зверями. Подобные диптихи заказывались по случаю избрания нового консула. Посылая их знатным лицам, консул извещал о получении им высокого и почетного звания. Внутренняя сторона пластин гладкая, ее покрывали воском и могли использовать как записную книжку; процарапывая на воске текст, а затем стирали его, когда он был уже не нужен. В рельефе на другой стороне — бойцы с дикими животными показаны в поединке с пантерами и львами. Несмотря на условность композиции (отсутствие реального пространства, перспективы, множественность точек зрения и т. д.), сцена великолепно доносит динамику боя, передает напряженные усилия бойцов и яростное сопротивление животных.

Переполненное динамичными фигурами пространство, разнонаправленные, встречные движения, упруго изогнутые тела борющихся, резкие, иногда сломанные под углом линии копий — все создает впечатление бурного действия. Живо и выразительно подмечены и переданы жесты и эмоции людей, характерные повадки и нрав животных.

Обе пластины содержат одно и то же изображение, но имеются и небольшие отличия (линия почвы под всеми фигурами бойцов обозначена лишь на правой створке), что позволяет усмотреть здесь руку двух разных исполнителей.

Читайте далее: Культуры, народы и государства Азии

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.

Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: «Этот человек получил от Бога величайший дар — быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь». Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.

Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках — язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил .ее.

Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

Епископ. Каппадокийского города Амасии, Федим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский. Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским.

Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал всё, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, — великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви — Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, — по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, — озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.

Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 — 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.

После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата — город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.

Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудо-творениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной (+ ок. 266 — 270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.

Икона Образ Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Молитва святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:
В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/ тезоимение стяжал еси исправления,/ но молися Христу Богу, отче Григорие,// просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак, глас 2:
Чудес многих прием действо,/ знаменьми ужасными демоны устрашил еси/ и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие,/ чудотворец же именуешися,// звание от дел прием.


Акафист святителю Григорию, епископу и чудотворцу Неокесарийскому .


Все молитвы .

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector