Икона целование святой елизаветы о чем молятся

ЦЕЛОВАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


На Зимнюю Православную выставку, прошедшую в СКК Санкт-Петербурга с 20 по 26 декабря 2016 года, прибыла необычная икона из Горненского женского монастыря. Об иконе и событиях, нашедших в ней отображение, рассказывает член Русской Духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон (Головко).


Икона эта очень редкая — ни в России, ни где-либо ещё в мире вы её не встретите. Она находится на алтарной стене собора всех святых Горненского монастыря. И отмечается праздник Целование Божией Матери, установленный в 1883 году начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным, †1894), сугубо в Горненском монастыре. Владыка Антонин составил и чин богослужения, а икону написали матушки Горненского монастыря. Праздник сей хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, но входит в сердце и душу и приносит всем участвующим в нём безконечную радость.

— А как празднуется это событие?

— О чём молятся именно перед этой иконой, сказать сложно. Молиться можно перед любой иконой. Пред Богородичными иконами мы молим Божию Матерь — нашу общую Мать — о милости и заступничестве. Наверное, перед этой иконой молятся женщины, которые не могут зачать дитя. Икона ведь не таблетка, помогающая в тяжёлых жизненных ситуациях. Мы молимся, когда благодарим Бога за Его милость к нам грешным или когда печалуемся о своих духовных и телесных бедах, просим помочь. И если просьба наша душеполезна для нас — получаем помощь.

Возвестив Пресвятой Деве Марии благую весть свыше, что Она избрана Богом для рождения Спасителя (Лк. 1, 28-33), Архангел Гавриил открыл Ей и тайну Боговоплощения: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 35-37). Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила («се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»), поспешила «в нагорную страну [отсюда название местности «Горнее»], в город Иудин» [2]. Здесь Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. «И вошла в дом [священника] Захарии, и приветствовала [жену его] Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её [будущий святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча], и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1, 40-45).

Далее евангелист приводит хвалебную песнь Пресвятой Девы Марии: «Величит душа Моя Господа. « (Лк. 1, 46-55; «Честнейшая» в православном Уставе, которая поётся на утрени по 9-й песни канона).

Пресвятая Дева Мария пребывала в доме священника Захарии вместе с праведной Елисаветой три месяца, после чего, когда Елисавете настало время родить, возвратилась в город Назарет, в дом Свой.

В 1883 году архимандрит Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление особого праздника в память посещения Пресвятой Девой Марией Своей праведной сродницы Елисаветы и Её пребывания здесь в течение трёх месяцев. Указом Синода от 5 августа 1883 года это празднование было установлено совершать 30 марта, если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. Архимандрит Антонин тогда же составил для службы этого празднования особые стихиры на Господи, воззвах и стиховные, а также тропарь с кондаком. Канон на утрени в этот день и стихиры на Хвалитех положены Благовещенские. Согласно указу Святейшего Синода, вся служба в «Горненский праздник» должна совершаться по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста [3].

В русском женском Горненском монастыре поныне сохраняется благочестивый обычай: на праздник к источнику Божией Матери в Аин-Карем привозят икону Благовещения из Троицкого собора Русской Миссии. Икону ожидают сёстры Горненской обители и паломники с букетами цветов в руках. У источника читается отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о памятном событии. После молебна под звон колоколов совершается крестный ход в монастырь через восточные врата в Казанский храм. Игумения и сестры поочередно несут икону. Перед храмом к празднику выкладывается ковер из цветов. Икону помещают на особое возвышенное место с покровом в виде голубой мантии и игуменским жезлом. На срок пребывания образа в обители Божия Матерь почитается здесь игуменией, сама же игумения обители уже не становится на игуменское место, а находится рядом с ним. Икона Благовещения, в память трёхмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в обители на три месяца, до дня Рождества Иоанна Предтечи, после чего образ возвращается в Троицкий собор [4].

Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.

[1] Если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. В «Палестинско-грузинском календаре» X века это празднование отмечено 1 апреля — в день, который был отданием Благовещения. Западная Церковь с XIII века празднует это событие 2 июля. См.: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. IV. — С. 415, сноска 1.

[2] Существует три версии относительного того, что это было за место. Наиболее распространённая гласит, что это теперешний Аин-Карим, или Айн-Карем в 4-х километрах на юго-запад от Иерусалима), где расположен Горненский монастырь. В «Житиях» святителя Дмитрия Ростовского под «городом Иудиным» подразумевается Хеврон, называвшийся «Горним градом» из-за высоких гор, на которых был расположен. Третья версия содержится в книге «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы» (напр., изд. 8-е — М., Типо-Литография И. Ефремова. — 1904) и в «Полном церковнославянском словаре» прот. Григория Дьяченко (напр., http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovn. ml) : Иудов град — это Иутта или Ютта, город, «назначенный для пребывания священных лиц (Нав. 15, 55, 21, 16). — См.: «Ютта — место встречи Богородицы с Елизаветой и рождества Иоанна Крестителя», страница блога Съ нами Богъ разумѣйте языцы.., http://avdy-san.livejournal.com/39447.html .

[3] См.: Архимандрит [впоследствии митрополит Ленинградский] Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. // Богословские труды, сб. 20. — М., 1979, с. 44)

Парламентарии в своем заявлении отмечают, что в современных условиях религиозные объединения выполняют важные задачи по сохранению духовного и культурного наследия России, развитию государственно-церковных отношений и международного сотрудничества, укреплению гражданского мира и согласия, образованию подрастающего поколения и воспитанию его в духе любви и уважения к Отечеству.

Согласно давней традиции, игумения монастыря, матушка Георгия (Щукина) и сестры встретили у расположенного за пределами обители источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.
После молебна под звон колоколов и церковных песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом направился в Казанский храм Горненской обители. Перенос иконы и крестный ход возглавил специально приглашенный иерарх Иерусалимского Патриархата митрополит Вострский Тимофей. В крестном ходе приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий , архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
— Лк.1:41-45

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector