Святой Рустик — пресвитер, раннехристианский святой, почитается как священномученик. Память мученика Рустика совершается русской православной церковью — 16 октября.
Святой Рустик — пресвитер, раннехристианский святой, почитается как священномученик
Святой мученик Рустик был убит в Галлийской Лютеции в 96 году вместе со священномучениками Дионисием Ареопагитом, епископом Афинским и диаконом Елевферием. Убиты они были во время гонения еще при императоре Домициане.
Святой Дионисий жил в городе Афины, там же он воспитывался и получал образование. Вместе со своим другом он становится свидетелем солнечного затмения в тот самый момент, когда происходило распятие Иисуса Христа
Святой Дионисий жил в городе Афины, там же он воспитывался и получал образование. Затем он решил отправиться в Египет, где начал изучать астрономию. Вместе со своим другом он становится свидетелем солнечного затмения в тот самый момент, когда происходило распятие Господа Нашего Иисуса Христа.
Тогда Дионисий сказал, что это затмение означает либо Создателя всего мира, или то, что видимый мир кончается. Когда он вернулся в Афины, его избрали членом ареопага.
В это время в Афинах начал проповедовать апостол Павел. Дионисий видя его сильную веру, тоже принял его спасительное благовестие, и стал христианином. Ближайшие годы Дионисий был сподвижником апостола Павла. Он также как и он проповедовал слово Божие.
В Афинах начал проповедовать апостол Павел. Дионисий видя его сильную веру, тоже принял его спасительное благовестие, и стал христианином
Чуть позднее апостол Петр стал епископом. В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.
Еще при жизни, когда Дионисий увидел впервые Божию Матерь, он писал апостолу Павлу о том, что нет ничего такого во всей вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати.
Когда он был приведен пред лицо Пресвятой Девы, он пережил невыразимые чувства, которые ранее не испытывал никогда.
Он такой благодати у него изнемогало сердце, изнемогал дух. Также он говорил, что если бы не наставления Апостола, он бы сразу подумал, что это Бог, потому что просто не мог представить большего блаженства, чем то, что он ощутил в те минуты.
Когда апостол Павел умер, Дионисий был полностью намерен продолжить его великие дела. Он отправился проповедовать дальше, в западные страны, вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Именно здесь мы впервые и узнаем о таком человеке в православии, как Рустик Парижский.
Рустик — имя римского или латинского происхождения. Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства
Первый вопрос, который возникает, когда мы слышим это имя, какое же его происхождение? Рустик — имя римского или латинского происхождения. почему можно это предположить? Полное римское мужское имя состоит из трех компонентов: первый компонент — личное имя, второй компонент — родовое имя и третий компонент — наименование ветви рода.
В пример можно привести человека с именем Гай Юлий Цезарь Калигула. Здесь Гай — это личное имя, Юлий — родовое имя Юлиев, Цезарь — из семьи цезарей, а Калигула — это уже личное прозвище. Поэтому можно предположить, что имя Рустик — латинского происхождения, так как личное имя отца обычно переходило к старшему сыну, то для того, чтобы как-то отличить сына от отца, порой употребляли третье имя.
В одной римской надписи был дед, сын и внук именовались как Квинт Фульвий Рустик — дед, Квинт Фульвий Аттиан — сын, и Квинт Фульвий Каризиан — внук. Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства.
В одном римской истории было упоминание о Рустике Юлиане, начальнике канцелярии рескприптов. Но точно нет, не даты этой надписи, и когда именно появилось это имя.
Многих они обратили ко Христу в Риме, после в Германии, Испании и во многих других городах. В Галии шло время гонения на христиан, в основном было распространено язычество. В этом месте и были схвачены Дионисий и его люди. За свое проповедничество они были брошены в темницу. Но это не помешало мученикам молиться и дальше Богу.
Диакон Елевферий вместе с Дионисием и Святым Рустиком были брошены в темницу и обезглавлены
Ночью Дионисий совершал Божественные литургии в сослужении Ангелов Божиих. На следующее утро все три мученика были обезглавлены. Все дивились такому чуду, когда святой Дионисий взял свою голову и с ней прошел до храма и только там упал замертво. Одна благочестивая женщина нашла останки и погребла их.
Следует сказать и о том, что большое значение для всех церкви были творения святого Дионисия. До нашего времени дошли лишь четыре его книги. В одной из них излагается христианское учение о мире Ангельском. Цель данной книги — восхождение к Богоподобию через очищение, просвещение и совершенствование.
Икона Рустика Парижского — дар, который был передан обители Свято — Данилова монастыря от посольства Франции в Россию. 26 августа 2008 года была проведена выставка, посвященная 25-летию возрождения монастыря. Центральным событием и стало передача первого образа парижского святого Рустика.
26 августа 2008 года была проведена выставка, посвященная 25-летию возрождения Свято-Данилова монастыря. Центральным событием и стало передача первого образа парижского святого Рустика
На церемонии открытия выставки присутствовал епископ Дмитровский — Александр Агриков. Советник посольства Франции — Александр Жиоржини от имени посла Франции вручил монастырю икону святого Рустика Парижского — образ, которого почитается как православными, так и католиками.
— так отметил важность связи времен и народов Александр.
Это большой шаг для духовного единения народов Франции и России. После вручения иконы Святого Рустика Парижского в Москве могут поклониться его святому образу, а также воздать свои молитвы. Те люди, которые носят имя Руслан — святой Рустик считается их покровителем.
Член Союза антикваров Российской Федерации Зоя Цветкова отметила, что по экспертным заключениям музея имени Андрея Рублева — в православной традиции иконографии святого Рустика не существует.
Иконописец, который писал данный образ, основывался только на небольшом житии святого Рустика. По словам множества экспертов, икона может стать образцом для дальнейшего развития в России иконографии Святого Рустика.
Пресвитер Рустик вместе с двумя мучениками были похоронены на горе, которая впоследствии получила название Горы Мучеников. В средние века эта гора была местом для огромного количества верующих паломников, которые хотели побывать в этом святом месте. Во Франции Святой Рустик — покровитель государственной власти.
Молиться святому Рустику Парижскому можно читая тропарь и кондак общий ко всем священномученикам.
Тропарь:
Кондак:
Восхвалим, вернии,
изряднаго во святителех (или священницех)
и славнаго в мученицех (имярек),
Православия поборника и благочестия ревнителя,
земли Русския красное прозябение,
иже страданием Небесе достиже
и тамо тепле молит Христа Бога
спастися душам нашим.
Молитва:
Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя.
Буди пастырем нашим – правило веры, воином – вождь духовный, болящим – врач изрядный, печальным – утешитель, гонимым – заступник, юным – наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным – в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81–96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», – сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян.17,16-34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.
Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.
Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире Ангельском. Ангельская (или Небесная) иерархия состоит из девяти Ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы (Собор Небесных Сил бесплотных – 8 ноября.)
Цель Богоучрежденной Ангельской иерархии – восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.
Книга святителя Дионисия «О церковной иерархии» является продолжением его книги «О Небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и Ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.
В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно – в святых церковных Таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих. Но вне церковных Таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.
Книга «О именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.
Книга святителя Дионисия «О мистическом богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога – нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.
Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики») имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI–VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662).
В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих «Ареопагитик» был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах – в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.
Молитвы ко Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери и Святым, имеющим от Него благодать исцеления и помощи в различных нуждах и немощах *
РАЗЛИЧНЫЕ МОЛИТВЫ
МОЛИТВЫ НЕКОТОРЫМ СВЯТЫМ О ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ.
МОЛИТВЫ СВЯТЫМ.
МОЛИТВЫ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.
Благословление на вступление в брак.
О покровительстве вступающим в брак
О счастии брака
О совете и любви между мужем и женой
О всякой семейной и бытовой нужде
При детородном неплодстве
При желании иметь дитя мужского пола
Молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей
О здравии младенцев
Молитвы женщин, совершивших аборт (после абортов)
При недостатке материнского молока
Молитвы отца или матери о детях
О воспитании детей в христианском благочестии
О развитии ума у детей
Молитвы учащегося
О благосостоянии детей в обществе
О потерянных детях
В печали о детях, где они находятся и живы ли
При нарушении сна у младенцев
В болезнях младенцев
О покровительстве детям
О целомудрии и благополучном замужестве дочерей
О спасении от насилия
При женском недомогании
Об устранении семейных неурядиц
О заступничестве вдов и сирот, о помощи в нужде
О благополучии второго брака
О скором возвращении супруга из дальней отлучки
О помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом
МОЛИТВЫ В СКОРБЯХ И ИСКУШЕНИЯХ ТВОРИМЫЕ
Об избавлении от искушения
В скорби или недуге
При опасности потопления
В беде, печали и скорби
При нападении грабителей
Молитва о находящихся в запрещении и себя клятвою связавших
Молитвы о примирении враждующих
Об умирении вражды между ближними
О помощи в бедности и нужде
При нападении зверей
От укушения гада
О спасении от насилия
Об обращении заблудшего
Молитвы от голода
Во время голода
От засухи, грозы, града
МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ OПТИНСКОГО
МОЛИТВЫ ЗА БОЛЯЩИХ
МОЛИТВЫ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ТЕЛЕСНЫХ НЕДУГОВ
О терпении болезней и несчастий
От разных недугов и болезней
Головные болезни
Грудные болезни
Глазные болезни, слепота
Зубная боль
Болезни сердца
Немота
Потеря слуха и болезни ушей
Болезни чревные, грыжа
Болезни ног
Увечье и боль рук
Горячка, лихорадка, жар
Женские немощи
Проказа
Бессоница
Паралич
Болезни крови
Нарывы
Кожные болезни и язвы
Водянка
Расслабление тела с бессонницей, потерей аппетита и лишением каких-либо членов
Рак
МОЛИТВЫ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ДУШЕВНЫХ И ДУХОВНЫХ НЕДУГОВ
При обуревании души неверием
В отчаянии
В унынии
О даровании покаяния
От гордыни и самомнения
От сребролюбия
От недуга пьянства
При обуревании плотской страстию.
В душевной болезни.
Об укреплении в перенесении поста
Об избавлении от мыслей о самоубийстве
О возвращении Церкви отпавших от нее по навету диавольскому
Молитвы святым об исцелении от беснования
При зависти ближнему
Утешение сродникам самоубийц
МОЛИТВЫ ПРИ НАПАДЕНИИ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ ТВОРИМЫЕ
О прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, магов и т.д. и злых людей
От мысленных бесовских искушений
Во время брани плотской
МОЛИТВЫ АНГЕЛАМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ
Молитва 1 (понедельник)
Молитва 2 (вторник)
Молитва 3 (среда)
Молитва 4 (четверг)
Молитва 5 (пятница)
Молитва 6 (суббота)
Молитва 7 (Воскресение)
МОЛИТВЫ ПЕРЕД ИКОНАМИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
МОЛИТВЫ ЗА ОТЕЧЕСТВО
МОЛИТВЫ ЗА ВОИНОВ
Во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных
Об охранении жизни воинов на поле брани
МОЛИТВЫ О ЗАКЛЮЧЕННЫХ
НАПУТСТВИЕ ХРИСТИАНИНА ПЕРЕД СМЕРТЬЮ И ЗАУПОКОЙНЫЕ МОЛИТВЫ
В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ
ЕДИНОВЕРЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ
Молитвенное правило
Суточный круг
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
ЧАСЫ ТРЕТИЙ И ШЕСТОЙ
ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ
ВЕЛИКИЙ КАНОН (Творение святого Андрея Критского)
Псалтирь
Другие молитвы
Святые отцы о молитве
«Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти».
Свт. Иоанн Златоуст.
«Молитва в чине своем выше милостыни».
Прп. Исаак Сирин.
«Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу».
Свт. Феофан, Затворник Вышенский.
«Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса».
Сщмч. Киприан Карфагенский.
«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение».
Свт. Василий Великий.
«Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний».
Свт. Василий Великий.
«Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве».
Свт. Иоанн Златоуст.
Из библиотеки
Святитель Игнатий Брянчанинов.
Святитель Феофан Затворник
Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский).
Добротолюбие. Избранное для мирян.
* Примечание: В Молитвослове напечатанное курсивом (пояснения и названия молитв) не читается во время молитвы.