Как молиться святым до их канонизации

О неотложной необходимости причащать умирающего, находящегося под епитимией, т.е. отлученного от общения церковного, говорится также в 7-м правиле Карфагенского Собора, 2 и 5 правилах Григория Нисского.

Воспрещается отпевать нераскаянных грешников, не пожелавших перед кончиной примириться с Церковью, и преднамеренных самоубийц. И, наконец, Церковь может отпевать лишь тех, кто принадлежит к ней.

Усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит о них свои молитвы как и о живых своих членах. Поминовение усопших совершается за Божественной Литургией, но существуют также особые чинопоследования – панихиды. Церковный год знает особые дни, в которые совершается нарочитое поминовение усопших: Радоница, Дмитриевская суббота, Мясопустная суббота и иные.

В Православной Церкви ни процедура канонизации, ни характер почитания святых не подвергаются такой тщательной и детальной регламентации, как в Католической Церкви. Например, в Католической Церкви на основании декретала папы Бенедикта XIV для беатификации подвижника требуется, чтобы после удостоверения свидетелями – очевидцами его добродетельной жизни, или мученичества, была доказана свидетельскими показаниями действительность по меньшей мере двух чудес; если же о его добродетели или мученичестве известно по слуху, то необходимо доказать не два, а четыре чуда; для последующей канонизации требуется засвидетельствовать еще два чуда, и непременно свидетельскими показаниями de visu.

Иерусалимский Патриарх Нектарий (†1680) писал: «Три вещи признаются свидетельствующими об истинной святости в людях:

совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови, и, наконец, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес;

Профессор Е.Е. Голубинский, основательно изучив вопрос почитания мощей, пришел к выводу, что мощами святых не всегда признавались совершенно не тронутые тлением тела; почитались как мощи и останки, отчасти подвергшиеся тлению, кости, частицы костей, и даже прах от святых. А по святому Иоанну Златоусту, почитается не только прах, но и пепел, оставшийся от мучеников, хотя он и не называет ни праха, ни пепла мощами.

Ввиду столь расширительного толкования того, что следует называть мощами святых, нельзя утверждать, будто совершенное нетление останков святого является непременным условием его канонизации, Такое мнение, распространенное некоторое время в церковном народе, не имеет ни исторических, ни канонических оснований. Нетление мощей может быть лишь одним из свидетельств святости. В Русской Православной Церкви, по исследованию Е.Е. Голубинского, сам порядок канонизации складывался последовательно из записывания чудес и донесения о них начальству, из дознания о достоверности чудес, производимого церковной властью и, наконец, из самой канонизации.

Святые Православной Церкви разделяются на общечтимых и местночтимых. Местные святые почитаются только в отдельной части Церкви. По мнению Е.Е. Голубинского, среди местночтимых святых в свою очередь различаются чтимые в пределах целой епархии, и – только в одном монастыре или приходе. Но Е.Е. Голубинский не различает святых Вселенской Церкви и святых, чествуемых только в одной поместной Церкви – у него речь идет о Русской Церкви, и общечтимыми он называет святых, почитаемых всей Русской Церковью.

По этому поводу Темниковский писал: «Что… следует понимать под канонизацией к общему празднованию, предпринятому Русской Православной Церковью; имеется ли здесь установление празднования в пределах Русской Православной Церкви или это акт, распространяющийся и на другие автокефальные Церкви Восточного Православия?… Если канонизация к общему празднованию, совершенная в одной автокефальной Церкви Восточного Православия, имеет юридические последствия и в других автокефальных Церквах, то возникают ли эти следствия в силу самого акта канонизации или в силу особого правительственного акта каждой данной Церкви? Если же канонизация к общему празднованию имеет силу только в пределах данной автокефальной Церкви, то святых, почитаемых во всей Русской Церкви, с точки зрения территории, на которую распространяется их культ, следовало бы разделить на 2 вида:

почитаемых во всех Церквах Восточного Православия, и

Что же касается характера почитания, то он одинаков и для местночтимых святых, и для святых Вселенской Церкви. Святые призываются в общественных церковных молитвах, в их честь составляют службы, во имя их освящаются престолы и церкви, им устраиваются ежегодные празднества, их изображения почитаются как иконы; почитаются также их мощи.

Помимо канонизированных святых есть еще один особый вид почитаемых усопших – подвижники благочестия. Канонизации почти всегда предшествует почитание святого как подвижника без всякой на то официальной санкции. На могилах таких подвижников и праведников, еще при жизни прославившихся богоугодным житием и особыми благодатными дарами, поются частые панихиды, в дни их смерти совершаются заупокойные литургии, их имена вносятся в синодики для каждодневного поминовения на Литургии. Над гробами подвижников благочестия устраиваются памятники в виде арки или часовни, иногда с изображениями подвижников на надгробницах. Почитатели усопших составляют им службы и акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим пред Престолом Божиим.

Иногда при гробницах почитаемых подвижников пели одновременно и панихиды, и молебны. Патриарх Иосиф дозволял петь на гробнице Соломониды, разведенной супруги великого князя Василия III, не только панихиды, но и молебны. Св. Анне Кашинской после ее деканонизации и до восстановления чествования ее памяти пели панихиды, а затем читали молитвы с обращением к ней как к угоднице Божией. В XIX веке преподобному Максиму Греку в Троице-Сергиевой Лавре пели панихиды с тропарем ему как святому. Писали и иконы неканонизированных подвижников. Перед этими иконами возжигали свечи, их лобызали; иногда такие иконы помещали в церквах.

Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 664–665.

Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903. С. 4.

Это даже не самочиние (само по себе качество вполне бесовское), это прямое святотатство: дерзать объявлять человека святым — идти против Церкви! Грех тяжкий и ведущий к погибели. Даже молиться за этих безумцев не дерзну. (с) некий andrej_2006

Очень и очень жаль, так понимаю, мы лишились усиленных молитв праведного (Иак.5:16). Иногда просто удивительно, как кто-то нахватавшись терминов и ничего соображая, бегает с ними, как известный персонаж многочисленных басен, с гранатой, дабы рвануть кого-нибудь. Ну, да Бог им Судья. Если перефразировать В.Маяковского, «я такого не хочу, даже вставить в заметку».

Но это вспомнилось к слову. Просто как-то пришел с воскресной литургии, ткнул наугад у Мариана Мойсе (Marian Moise) (его уже упоминал в своих заметках — один из лучших православных исполнителей) и попал на прекрасный акафист румынскому новомученику Валерию Гафенко, который умер в коммунистических застенках во время политических репрессий режима Георгия Деж ( wiki ), такую категорию новомучеников, в Румынии даже называют особо — «святые тюрем» (sfintii inchisorilor). Насколько помню, Валерий в тюрьме смертельно заболел лихорадкой, и ему тайно передали спасительные лекарства, но отдал их своему своему сокамернику, известному баптистскому пастору, который также был смертельно болен. Валерий умер, пастор выжил, стал весьма знаменитым, но православным, как хотел Валерий, так и не стал.

И вот, акафист настолько понравился, что решил найти его текст, и пока искал его, словил себя на мысли, что Валерий, как о.Даниил Сысоев, вообще-то тоже еще официально не прославлен, но в Румынии идет просто массовое его почитание, как мученика, даже такие известные румынские старцы, как Ион Пырву, Арсений Папочок, считали, что он обязательно должен быть официально причислен к лику святых. Более того, он уже включен в список представленный на рассмотрение для канонизации от Молдавской Митрополии (Валерий Гафенко уроженец Молдавии).

Но видимо, православные румыны, тоже уже привыкли к таким неофитам в штанишках, которые бегают с гранатами, как маленькие террористы, что к акафистам еще непрославленных новомучеников, прикрепляют интересную информацию, к примеру, отрывок из письма Серафима Роуза священнику Алексею Янгу. К сожалению, на русском в сети не нашел письмо, только маленький отрывок, который выделил синим, поэтому перевожу (не особо тщательно) с румынского (предполагаю, что в письме идет речь о канонизации Св.Иоанна Шанхайского)):

Если отец Никита [из Сиэтла] действительно имеет икону с владыкой Иоанном, то нет ничего в том плохого, что использует ее келейно, и не публично, и в данном случае никто не должен чувствовать себя хоть малость обиженным, т.к. это вполне нормальная практика, а также, в виду того, что враги владыки Иоанна создадут некоторые проблемы из-за этого.

о.Серафим Роуз
(оригинал на рум. — комментарий к акафисту новомученику Валерию Гафенко; взят из писем о.Серафима, опубликованных на рум. в книге «Ne vorbeste parintele Serafim Rose — Scrisori»)

(синим цветом, отрывок найденный в сети — перевод из книги:
«Письма отца Серафима Роуза» (возможно аналог румын.варианты, что представлен выше)
Издатель: Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль )

Ну, как бы все. Кругом одно сплошное безумие . Как раз время послушать прекрасный акафист в прекрасном исполнении и успокоиться:

P.S. Страшно представить реакцию таких гаврошей, когда они в некоторых монастырях увидят на стенах, росписи с ликами еще не прославленных современных подвижников. Кстати, лик Св.Николая II был впервые нарисован в сербском храме еще задолго до его прославление, и это было явно по Божьему промыслу, о чем в своих рассказах, кажется, упоминает Св.Николай Сербский.

P.P.S Представляю себе такую картину: вечерняя православная школа, молодежь уткнулась в покаянные каноны, на стенах цитаты из Пидальона, в красной рамке Осипов. Идиллия . Вдруг вбегает епископ и дает отмашку:

— Всё! Канонизировали! Официально! Теперь, с этой минуты, всем можно его почитать и любить, в обязательном порядке. Всем!
Дружно раздается:
— О! Мы тебя любим, святый новомученик! Радуйся!

Тут же зашуршали мольберты, раздались хлопки раскрываемых баночек красок — все срочно кинулись рисовать иконы. Теперь можно. Ребят с гранатами, которые следили за порядком, сняли с оцепления.

200. Здравствуйте! Давно хотел спросить у кого-нибудь про канонизацию. И вот в вашей стать прочитал: «Основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, Православие безукоризненное, народное почитание, чудеса и нетленные мощи». Скажите, а откуда, вообще, пошла канонизация? Какие места в Библии указывают на нее и определяют ее правила? Евгений.

Канонизация — это не награда за некие заслуги и добрую жизнь на земле, это удостоверение Церкви, что данный христианин действительно был праведен, был святым, был храмом Духа Святого. А поскольку «много может усиленная молитва праведного», мы обращаемся за молитвенной поддержкой к праведнику, чья жизнь и смерть подтверждают его святость.

А чего ради подтверждать святость христианина? Для молитвенного общения с ним.

Есть три основания для обращения за молитвенной помощью к Богу к усопшим святым:

1. Мы верим, что души усопших праведников находятся в сознании и знают, что происходит в мире, они собственно составляют Небесную, блаженствующую часть Христовой Церкви:

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:9)

2. Христиане могут и должны молиться друг о друге:

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться…» (Иак.5:16)

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых… (Еф.6:18)

Даже апостол Павел просил молиться о нем:

«Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас» (2Фесс.3:1)

3. Молитвенник — молитвеннику рознь:

«…много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16)

В контексте первого пункта вышесказанного нет никакой разницы, если мы просим молитв за нас у живых или усопших добрых христиан.

Нам отвечают — я сам буду молиться о себе без посредников. Какая гордыня и духовное ослепление! Апостолы, исполненные невероятной благодатью, просили молитв о себе, а наши «протестанты» не желают просить кого-либо!

Мы же, православные христиане с одной стороны со смирением оцениваем степень своей праведности, с другой стороны хотим получить награды: «…кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10:41).

Вы не принимаете свщмч. Иринея Лионского и не простите его молитв к Богу о вас? Вы не получите наград свщмч. Иринея Лионского.

Вы не принимаете свт. Николая Чудотворца и не простите его молитв к Богу о вас? Вы не получите наград свт. Николая Чудотворца.

Вы не принимаете вмч. Пантелеимону Целителю и не простите его молитв к Богу о вас? Вы не получите наград вмч. Пантелеимона Целителя.

Вы не принимаете преп. Максима Исповедника, и не простите его молитв к Богу о вас? Вы не получите наград преп. Максима Исповедника.

Теперь о уже набивших оскомину вопросах, а где этому есть подтверждение в Библии.

Священное Писание не является конечным и всеобъемлющим источником Божьего Откровения:»Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:25).

Поэтому: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит (примечание МС. Обратите внимание на глагол «научит», т.е. даст знания, которые ученики Христа не знали) вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).

И действительно: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12). Некоторые учения появились в Церкви спустя столетия, и они вряд ли были поняты первыми христианами. Например, очерченное учение о Единстве и Троичности Бога, учение о природах Христа и т.п.

Современные сектанты, которые всегда начинают с нуля, и говорящие, что, дескать, то и то не описано в Библии, поэтому это не стоит делать, в сущности отрицают действие Святого Духа в Церкви. Разве Дух Святой ушел из Церкви после «издания» книг Нового Завета? Нет.

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19).

Т.е. Церковь не выстроена окончательно после Пятидесятницы, она до сих пор продолжает «возрастать в храм в Господе». Разве догмат о Троичности Бога напрямую открыт в Библии, или о том, что во Христе две равновеликие природы, не поглощающиеся друг друга, и две воли? Разве есть в Библии слово, что Сын «единосущен»? Разве сразу сформировались все каноны Церкви, постановляющие как рукополагать диаконов и священников, какие требования к ним предъявляются, что делать если человек согрешил? А что делать, если христианин убил, женщина сделала аборт? Человек ушел в секту, а потом вернулся? Как принимать в лоно истинной Церкви, т.е. Православной Церкви баптистов, адвентистов, пятидесятников? Как быть, если человек принял крещение в Православии, а потом «крестился» в какой-либо секте? А потом вернулся. Его надо перекрещивать или нет? И таких вопросов тысячи и тысячи. И они разрешались на Соборах действием Святого Духа.

Если Вы говорите, что то, что говориться нет в Библии, поэтому этому следовать нельзя, Вы хулите Святого Духа. Вопросы почитания святых и их канонизации открыты Духом Святым в течение первых столетий. У Вас есть основания, считать, что почитание святых и канонизация не откровение Божие?

Про тысячи и тысячи случаев чудесных, т.е. необъяснимых, сверхъестественных случаях помощи живым людям от молитв усопших праведников и говорить не приходится. Если просить небесных угодников Божиих молиться о людях Богу – бесполезно, разве бы это люди не заметили за 2000 лет? Одним из оснований для канонизации как раз являются случаи посмертной молитвенной помощи от праведника.

21.11.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector