Как молиться у иконы с частицей святых мощей

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая

Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический ( Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. – Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство – признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Фото Романа Яровицына

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.

Апостол Павел говорил:

Р евнители христианс тва е щё с первых веков чтили останки подвижников. Рискуя жизн ью , они благоговейно подбирали, прятали и хранили мощ и. Ц ерк о в ные Богослужения у же в древне м христианс тве проводились на могилах мучеников . Н ад мощ ами возводились храм ы, часовни и монастыри . Их называли в честь того святого, на чьих мощ а х они воздвигнуты . На С едьмо м Вселенско м Собор е в 787 г . постановили , что без мощ ей освящать храм запрещено.

Останки угодников Божиих после кончины могут выглядеть по-разному. И ногда тело сохраняется полностью, вместе с кожными покровами, но чаще — это скелет без плоти . Но набожные люди также трепетно чтят сохранивши е ся кост и святых или пеп ел – ведь многие мученики были преданы огню , распилены или отданы на съедение хищникам. От Игнати я Богонос ц а остались только самые прочные кости, остальное досталось диким з верям, священномученик Поликарп был казнен мечом и сожжен . И х немногочисленные останки были для верующих ценнее золота.

С бл агоговейн ым почитанием относятся н е только к телу святого, но и ко всему , что соприкасалось с ним при жизни или после смерти . Ещ ё в первые века христиан е использовали для лечения и изгнания бесов пояса и платки апостола Павла. Пояс Пресвятой Богородицы вызывает у всех верующих особое благоговени е и трепет .

В зависимости от размера , честные останки святых хранятся в ларцах, раках, мощ евиках . Тело или его части помещают в специальный металлический или деревянный гроб, называемый ракой . Его часто отделыва ют резьбой, декорируют драгоценными камнями. В памят ные дни раку могут вынос ить в храм , чтобы верующие смогли приложиться к святыне .

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского Свято-Успенской Почаевской ла́вры

Сам ы м распространенным вместилищем мощ ей является изготовленный из драгоценных металлов к овчежец . В него могут вмещаться частицы мощ ей сразу нескольких святых. Кроме мощ ей в него часто кладут другие святыни — частицы облачения или гроб ницы , орудия смерти . По особым праздникам с ним совершается крестный ход.

Также мощ и помещают в мощ евики , они бывают разной формы. Ч асто их можно увидеть в икон ах святых , в наперсных крестах . Одним из самых известных мощевиков является Кийский Крест, в котором помещено более 100 частиц мощ ей святых. Поклониться ему можно в храм е Сергия Радонежского в Москве.

Прикладываться к мощ ам святого нужно, как и к любой святыне , в первую очередь, осознанно и благоговейно , с молитвой и верой . Если о поклонении известно заранее, можно особенно подготовиться — прочитать житие , акафист, выучить молитву , чтобы получить большую благодат ь от мощ ей и в очереди не согрешить осуждением и нетерпением .

Ранее в России бытовал обряд омовения мощ ей. Чин омовения мог совершаться в любое время . М ощ и выставляли в центр храм а и поливали освященной водой. После чего , вод ой , как важн ой святын ей , окропляли всех присутствующих на омовении, а остатки разбирали верующие.

В 1681 г . цар ь Фёдор Алексеевич предложил омывать мощ и в Великую пятницу. Делалось это

Мощи прп. Александра Свирского

Однако н етление или вообще наличие мощ ей не говорит о святости умершего , важн ым условием для канонизации являются праведная жизнь и чудотворения , которые происход или от святого во время жизни или от его мощ ей . В православной церкви много подвижников , которые при жизни являли верующим свою благодатную по мощ ь , но мощ и которых до сих пор не открыты и об их нетлении ничего не известно . В то же время, ц еркви известны случаи нетления мощ ей , но их не признали святыми, т.к. никаких чудес от них засвидетельствовано не было.

Часто на мощ ах святых освещают масло, которое в домашних условиях православные используют для исцеления. Но иногда Господь являет нам ещё одно своё чудо — от самих мощ ей происходит благоухание и мироточение .

Мироточ е ние — особо е сверхъестественное явлени е в христианстве, связанное с появлением на иконах и мощ ах святых влаги – мира . Она может быть прозрачн ой , густ ой или жидк ой , иногда удивительно благоухае т . Существует специальн ая комисси я для процедур ы освидетельствования этого явления , т.к. были случаи естественного (рукотворного) происхождения мира.

Мироточение известно ещё с первых веков христианства. Ежегодно и з рак и Иоа нна Богослова исходило тонкое благовонное миро в день его почитания . Особенно известен этим чудом мученик Димитрий Солунский , которого так и называют — Мироточивый . Ми роточение было столь обильным, что народ набирал миро в стеклянные сосуды . Мусульмане также считали его лекарством от всех болезней.

Гроб Николая Чудотворца был заполнен мир ом , когда его переносили в Итальянский г . Бари в 1087 г. И сейчас священнослужители ежегодно извлекают миро из небольшого отверстия в гробнице. Его добавляют в святую воду и разливают в специальные бутылки.

Нетленн ы е мощи Александр а Свирско го мироточил и и при первом и при втором их обретении. После перенесения мощ ей в храм , наблюдал а сь разная интенсивность мироточения . Однажды на это благоухание слетелись пчелы, которые роились вокруг раки святого. Это необычное явлен ие зафиксировали операторы теле канала НТВ .

В пещерах Киево-Печерской лавр ы находятся мироточивые главы. Периодически из них выделяется жидкость, которая обладает стойким приятным ароматом. Эти главы принадлежат неизвестным мученикам, кроме одной — священномученика Климента , Папы Римского .

Наносить масло нужно крестообразно, рису я кре ст спр ава налево, непосредственно на больное место или на любой другой участок тела. Но всегда нужно помнить, что без веры никакого исцеления не будет, это напрасный расход Божией благодати.

Пустые емкости и в с ё , что соприкасалось со святыней, выбрасывать нельзя, нужно либо самим сжечь в безопасном месте, либо отнести в храм и попросить кого-то из служащих сделать это.

Обретение мощ ей — э то обнаружение останков праведника .

М ощ и могли быть обнаружены по-разному:

Особо важным для почитания мощ ей было развитие обычая их перенесения. Когда христианство было признано государственной религией, мощ и святых угодников начали открывать и переносить с местных кладбищ или захоронений в храм ы. Усиление этого обычая было очень осторожным , т.к. в ыкапывание останков могло восприниматься неоднозначно . Однако с о второй половин ы V века оно утверждается и разрешается с согласия епископа.

П еренесение или открытие всегда было торжественным — в честь этих событий устанавливались церковные празднества. Эт а церемония приравнивал а с ь к таким значимым событиям, как освящение церкв и или приезд высоких государственных персон . Эпизоды этого обряда изображал и сь на иконах или храм овых росписях.

Для того , чтобы как можно больше христиан могли прикоснуться к святыне, и для возможности проводить Литургии, святые мощи делят на частицы . Любая, даже самая маленькая частица, является источником благодат ной силы . По словам Иоанн а Златоуст а, мощ и святых бесценное богатство, и при разделении , они, наоборот , приумножаются и дают больше благодати, в отличие от богатств земных.

Ещё в V в. начали отделять частицы от мощ ей. Это было необходимо для совершения на них литургии в новых храм ах . Сейчас в любо й церкви есть частицы нескольких святых. Их помещают в иконы или специальные ларцы. Выставляют на видное место, чтобы каждый верующий смог приложиться.

М ощ и представлялись в XVIII-XIX вв . как нетленные тела святых и э тим воспользовались представители безбожной власти. Люди, вместо нетленных тел, видели только кости, и это могло способствовать отвращению их от веры. Иногда, введенные в заблуждение тем, что мощ и – это нетленное целое тело , сами священнослужители для реалистичности приделывали недостающие части тела из ваты или воска.

Первое надругательство над м ощами случилось уже в январе 1918 г. Это была рака преподобного Александ р а Свирского . Также были осквернены мощ и Иоасафа Белгородского, Иоанна Крон шт ад т ского , благоверного княз я Александра Невского. Всего за этот период было вскрыто 63-65 рак с мощ ами , останки святых передавали сь в местные музеи. Около 10 из них смогли восстановить и вернуть в храм ы.

Особо почитаемые мощи

Николай Чудотворец самый любимы й и почитаемы й , после Пресвятой Богородицы, на Руси святой .

Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы. В 2015 г. его мощ ам, которые были привезены из афонского монастыря к 70-летнему юбилею Великой Победы, поклонились миллионы Россиян. Иконы с его мощ ами есть во многих Российских храм ах .

На нашей земле много мест, где мож но приложиться к мощ ам святых.

Святые мощ и имеют особенное благотворное воздействие на душу челове ка , напомина я, что все святые были простыми людьми , как мы, и они достигли совершенства в служении Богу . К чему и всем нам нужно стремиться , и верить , что и у нас получится, с Божией по мощ ью и по мощ ью предстателей.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector