Как научиться молиться святитель феофан затворник читать

29 июня Церковь празднует память святителя Феофана (Говорова,1815-1894) Вышенского Затворника. Плодотворный, выдающийся духовный писатель, богослов и подвижник, онподдерживал тесные контакты с монахами Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне.

1. Вы жалуетесь на хлопоты, развлекающие и не дающие помнить о Господе. Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу. Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня, то вот вы весь день с мыслию о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов.

2. Не думайте, что все, что вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет, на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в числе дел, Богу угодных. Только исполняйте все как заповедь, как волю Божию, на вас наложенную. Пред всяким делом Бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и по окончании возблагодарите Бога. И будет, что, хлопоча по хозяйству, вы будто молитвенное правило исполняете. Если при хлопотах мысли разбегаются, ворочайте их назад. И как только, кончив дела, останетесь одни, сядьте и молитвою Иисусовою соберитесь в себя. С верою сие совершая, всегда будете получать помощь в сем и успех.

3. Вас гости рассеивали. Жалею вас. Но попробуйте принимать их как посланцев Божиих и заботу об их довольстве и удовольствии быть у вас, как бы лично Самому Господу служили, – и будете всегда с Господом. Можно навык приобрести справлять все требуемое течением дел как службу Божию, ибо Бог везде и все видит и всякое обращение мысли к Нему не пропускает незамеченным.

4. Что значит непрестанно молиться? – Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге – мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу – страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному с таким же желанием избегать всего Ему неугодного и, главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно и принимание всего случающегося как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.

5. Вопль из сердца, краткий и сильный, – вот что доходно. А это можно походя делать. А следовательно, и молиться непрестанно.

6. Что всякое дело, сознанное достодолжным, надо делать со всем усердием, – это есть долг, огражденный страшным прещением: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением. Но забота или многозаботливость, точащая сердце и покоя ему не дающая, есть болезнь падшего, который взялся сам устроить свою судьбу и мечется во все стороны. Она разбивает мысли и даже на том деле, о котором хлопочет, не дает им сосредоточиться. Так вот, извольте вникнуть, и если найдете, что и вас одолевает иногда эта забота, потрудитесь прогнать ее и не давать ей хода. Усердие к делам имейте и, делая их со всем тщанием, успеха ожидайте от Бога, Ему посвящая и самое дело, как бы оно мало ни было, – а заботу подавляйте. Сделайте так – и ваши занятия и дела житейские не будут вас отвлекать от Бога.

7. Извольте законом иметь всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его и у Бога просить сил на совершение его; потом, кончивши, и благодарение Ему же воздать за то. каясь, если что проторглось покривившее дело или представляющее его пред очами Божиими в чем-либо недостаточным. Действуя так, вы, наконец, сим трудовым путем достигнете того, чего достигают от всего отрешающиеся пустынники. А если не будете, то останетесь на одной степени с иудеями, не теперешними, а древними, кои жили по предписанной им норме.

8. Бросить ваших дел житейских нельзя. Вы связаны в отношении к ним заповедями и, нарушая их или не исполняя, будете делать неугодное Господу. На все есть заповеди: на все отношения ваши к мужу и слугам, и к родным, и ко всем сторонним. Так уясните себе, как должны вы действовать по заповедям относительно всех и всего, и действуйте так. Это, конечно, будет занимать ваше внимание. Спрашивается, как же Господа при сем иметь во внимании? – Так: какое бы дело, большое или малое, вы ни делали, держите в уме, что его вам повелевает делать Сам Господь Вездесущий – и смотрит, как вы его сделаете. Так себя держа, вы и дело всякое будете делать со вниманием, и Господа будете помнить.

9. Помню, у Василия Великого вопрос о том, как Апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанною молитвою. Вот вам и пример. Я вам, кажется, уже писал, что от деятельных людей, к коим вы принадлежите, нельзя того же требовать, что от людей сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтоб не допускать неправых чувств при делании дел и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву.

10. Есть же люди, которые так установились в Господе, что, несмотря ни на какие разволоки, все пребывают с Господом. Крепость ли духа у них выше, собранность ли более сосредоточенна, или жар любви и сердечной теплоты обильнее! Будем молиться, чтоб и нам Господь даровал сию благодать. А Он любообщителен. Усердие, труд, искание не отщетит. Сам прописал: ищите и обрящете. Поищем и обрящем.

» Кто умеет молиться, тот уже спасается, — говорит святитель Феофан Затворник. — Молитва есть наука из наук. Она все: вера, благочестие, спасение. «.

Как возгревать в себе молитвенное настроение

Молитва, будучи дыханием души, есть важнейшее дело в христианской жизни. Если молитва есть – значит, человек – духовно жив, а если ее нет, значит, мертв.

Стоять перед иконами и класть поклоны – это еще не молитва, а только атрибуты её. Равным образом и чтение молитвы, будь то по памяти или по книге, – не молитва еще, а только орудие молитвы или пособие к ее начатию.

Главное в молитве – это возникновение в нашем сердце благоговейных чувств к Богу: чувства сыновней преданности, благодарности, покаяния, покорности воле Божией, желания славить Его – и подобных чувств. Поэтому вся наша забота должна быть направлена на то, чтобы во время молитвы эти чувства наполняли нас и чтобы наше сердце не было сухо. Когда наше сердце устремлено к Богу, то исполняемое нами молитвословие (т.е. молитвенное правило: чтение вечерних или утренних молитв) становится молитвой, а когда нет – то это еще не молитва.

Молитву – устремление нашего сердца к Богу – нужно возбудить и укрепить, нужно воспитать в себе молитвенный дух.

Первый способ к этому есть наше молитвословие, совершаемое чтением или слушанием молитв, написанных в молитвеннике.

Внимательно читай или слушай молитвословие, и непременно возбудишь и укрепишь в твоем сердце восхождение к Богу, то есть войдешь в молитвенный дух.

В молитвах святых отцов (напечатанных в молитвенниках и других церковных книгах) движется великая молитвенная сила, и кто со всем вниманием и усердием вникает в них, тот в силу закона взаимодействия непременно вкусит молитвенной силы по мере сближения своего настроения с содержанием этих молитв.

Чтобы сделать свое молитвословие действенным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание читаемых молитв.

Вот три самых простых приема, как достичь этого:

• Не приступай к молитве без должного приготовления.

• Совершай её не кое-как, а со вниманием и чувством.

• После окончания молитвы не спеши переходить к обычным занятиям.

Приготовление к молитве: Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного или посиди и потрудись за это время отрезвить свою мысль, освободив ее от всех посторонних дел и забот.

Затем подумай, Кто Тот, к Кому ты собираешься обратиться в молитве, а кто ты, обращающийся к Нему, – и возбуди в душе своей соответственное тому настроение смирения и благоговейного страха Божия.

Здесь – начало молитвы, а доброе начало – половина дела.

Само совершение молитвы: Подготовившись так: стань перед иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное молитвословие.

Читай не спеша, вникая в каждое слово и доводя его до сердца.

Иными словами, понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. Сопровождай это крестными знамениями с поклонами.

В этом все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. Читая, например: «Очисти мя от всякия скверны» – почувствуй свою оскверненность, пожелай чистоты и с полной надеждой проси её у Господа.

Читая: «Да будет воля Твоя» – и в сердце своем совершенно предай свою участь Господу, с полной готовностью благодушно встретить всё, что, Он пошлет тебе.

Читаешь: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим» – и в душе своей прости всех, огорчивших тебя.

Если так будешь действовать при каждой фразе молитвы, то ты будешь правильно совершать молитвословие. При этом вот еще о чем порадей:

• Первое , назначь себе известное молитвенное правило – небольшое, чтобы при обычных делах исполнять его неспешно.

• Второе, в свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы заранее знать при каком слове, какие мысли и чувства нужно возбудить в душе, дабы во время молитвы было все легко понимать и чувствовать.

• Третье, если твоя летучая мысль во время молитвы начнет отбегать на другие предметы, напрягайся и сохраняй внимание, возвращая свою мысль к предмету молитвы. Опять мысль отбегает, опять возврати её. Повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с пониманием и чувством. Этим ты отучишь себя от рассеянности на молитве.

• Четвертое, если какое слово молитвы сильно подействует на душу, то остановись на нем и не читай далее.

Остановись и со вниманием и чувством, и производимым этим словом помыслами напитай им свою душу; держись этого состояния, пока оно само не пройдет. Это знак, что молитвенный дух начинает внедряться в тебя. Такое состояние есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа.

Что делать после молитвы: Когда закончишь молиться, не спеши переходить к своим занятиям, но, хоть немного, постой и подумай: что ты почувствовал, и к чему это тебя обязывает, и сохраняй особенно то, что на тебя крепко подействовало. Само свойство молитвы таково, что если хорошо помолишься, то не захочешь скоро приниматься за обычные дела, ибо кто вкусит сладкого, не захочет горького. Вкушение же молитвенной сладости есть цель молитвословия, которым воспитывается молитвенный дух.

Следуя этим простым правилам, скоро увидишь плоды молитвенного труда. Всякое молитвословие оставляет благодатный след в душе; продолжение его в том же порядке углубляет этот след, а терпение в молитвенном труде привьет и молитвенный дух.

Вот первые шаги воспитания в себе молитвенного духа! Для него-то и установлено молитвенное правило.

Но это еще не конечная цель, а только начало в молитвенной науке. Надобно идти далее.

В современной России происходит возвращение к христианским традициям, и люди, как драгоценную жемчужину, обретают православную веру. Человек, вступивший на путь религиозной жизни, вскоре понимает, что жить по вере без правильного духовного руководства практически невозможно. Кто-то идет в храм и советуется со священником, а кто-то обращается к святоотеческим творениям. Одним из наших наставников на пути веры является святитель Феофан Затворник. Интерес к его молитвенному духовному опыту и письменным трудам всегда был высок и особенно вырос в последнее время в связи с празднованием в 2015 году 200-летия со дня его рождения. Глубокое знание аскетических творений древних подвижников, многолетний затворнический образ жизни сделали святителя Феофана подлинным носителем святоотеческих традиций и опытным проводником к бесценному духовному наследию, накопленному в Церкви в течение столетий. Через свои многочисленные книги и письма святитель Феофан и в ХХI веке продолжает оставаться учителем молитвы и духовным наставником для многих, ищущих Истину и стремящихся к спасению.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector