Как научиться молиться святые отцы

Молитва не есть какое-либо однократное, прерывчатое действие, а есть состояние духа, постоянное и непрерывное, подобно тому, как постоянны и непрерывны в теле дыхание и биение сердца

Святитель Феофан Затворник Четыре слова о молитве

Молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же не должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют (Мф. 12,34).

Иоанн Кронштадский. Мысли христианина

Усердная, слезная молитва не только грехи очищает, но и телесные немощи и болезни исцеляет и все существо человека обновляет, и, так сказать, перерождает (говорю с опыта).

Иоанн Кронштадский. Мысли христианина

Стоя в храме, будь весь как на небе с Богом; ибо в храме все небесное. Тут общая молитва не о чем другом, житейском, а о — спасении души, о прощении грехов, о преуспеянии в добродетели и даровании бессмертия душам нашим — молитва за всех. Всякое житейское попечение должно отлагать в сторону при входе в храм и стоянии в нем.

Иоанн Кронштадский. В мире молитвы

Молись Господу об упокоении усопших праотцев, отец и братии своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да смиряется ежедневно дух твой мыслию о скоропреходящем житии твоем.

Иоанн Кронштадский. В мире молитвы

Господь любит и слушает более молитвы, когда мы не в одиночку и не от себя лишь и не о себе одних молимся, а вместе, от всех и за всех.

Иоанн Кронштадский В мире молитвы

Молиться ли за самоубийц?! Церковь не велит, как же сыны и дщери будут молиться? Мысль что можно молиться о тех, кои удостоены церковных похорон, разрешает молитву, предполагая, что разрешившия церковное погребение не признали убийцу убившим себя сознательно. Мне иногда думается, что можно молиться дома в своей частной молитве. Нр тут проглядывает покушение показать, что милосерднее церкви и даже Самаго Бога. Довольно ограничиться жалением о нем, предавая участь его безмерному милосердию Божию. ( № 791. письмо 583. вып.4. стр. 148. )

Феофан Затворник. О молитве

В службах церковных дух молитвенный. Кто простоит службу со вниманием ко всему читаемому и поемому, тот не может не согреться в молитвенном настроении. Если ныне так, завтра и послезавтра и т.д., то, наконец, загорится молитвенный огонек в сердце. Но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь, как на пир царский, и ничто тебя не удержит, только внимать старайся церковным пениям и чтениям, а без внимания ничего не будет. Поклоны неотложно должны быть при Иисусовой молитве, и чем больше, тем лучше. Почаще становись на поклоны и твори их сколько хочешь с молитвою Иисусовой. Утром и вечером побольше их клади. (Вып. 2, пас. 241, стр. 58)

Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни

Чтобы выразить Богу наше благоговение пред Ним и почитание Его, мы во время молитвы стоим, а не сидим: только больным и очень старым дозволяется молиться сидя.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колени, касаемся головою земли .

Читай молитвы неспешно, внимай во всякое слово — мысль всякого слова доводи до сердца, иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. В этом — все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы.

Свт. Феофан Затворник

Проси того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь. Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро.

Свт. Василий Великий

Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога малоумием твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного уничижает Его. Израильтяне, оставив без внимания чудеса Божии, совершенные для них в пустыне, просили исполнения пожеланий чрева — и еще брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня (Пс. 77, 30—31). Ищущий в молитве своей тленных земных благ возбуждает против себя негодование Небесного Царя. Ангелы и архангелы — эти вельможи Его — взирают на тебя во время молитвы твоей, смотря, чего просишь ты у Бога. Они удивляются и радуются, когда видят земного, оставившего свою землю и приносящего прошение о получении чего-нибудь небесного; они скорбят, напротив того, на оставившего без внимания небесное, и просящего своей земли и тления.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Молясь Господу, Божией Матери или святым, всегда помни, что Господь дает по сердцу (даст ти Господь по сердцу твоему — Пс. 19, 5), каково сердце, таков и дар; если молишься с верою, искренне, всем сердцем, нелицемерно, то сообразно вере твоей, степени горячности твоего сердца, подастся тебе дар от Господа. И наоборот, чем хладнее твое сердце, чем оно маловернее, лицемернее, тем бесполезнее твоя молитва, мало того, тем более она прогневляет Господа. Поэтому, призываешь ли Господа, Божию Матерь, ангелов или святых, — призывай всем сердцем; молишься ли о ком из живых или умерших, — молись о них всем сердцем, выговаривая имена их с теплотою сердечною; молишься ли о даровании себе или другому какого-либо блага духовного, или о избавлении себя или ближнего от какого-либо бедствия или от грехов и страстей, худых привычек, — молись об этом от всего сердца, желая всем сердцем себе или другому просимого блага, имея твердое намерение отстать, или желая другим освободиться от грехов, страстей и греховных привычек, и дастся тебе от Господа дар по сердцу твоему.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее — в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу.

Прп. Иоанн Лествичник

Для чего нужна продолжительная молитва? Для того, чтобы продолжительностию усердной молитвы разогреть наши хладные, в продолжительной суете закаленные сердца. Ибо странно думать, тем более требовать, чтобы заматеревшее в суете житейской сердце могло вскоре проникнуться теплотою веры и любви к Богу во время молитвы. Нет, для этого нужен труд и труд, время и время.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Долго пребывая в молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?

Прп. Иоанн Лествичник

В конце домашних утренних и вечерних молитв призывай святых: патриархов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, исповедников, преподобных, воздержников или подвижников, безсребренников, — чтобы, видя в них осуществление всякой добродетели, и самому сделаться подражателем во всякой добродетели. У патриархов учись детской вере и послушанию Господу; у пророков и апостолов — ревности о славе Божией и о спасении душ человеческих; у святителей — ревности проповедывать слово Божие и вообще писаниями содействовать к возможному прославлению имени Божия, к утверждению веры, надежды и любви в христианах; у мучеников и исповедников — твердости за веру и благочестию пред людьми неверующими и нечестивыми; у подвижников — расписанию плоти со страстьми и похотьми, молитве и богомыслию; у безсребренников — нестяжательности и безмездной помощи нуждающимся.

Когда мы призываем святых на молитве, то произнести от сердца их имя — значит уже приблизить их к самому своему сердцу. Проси тогда несомненно их молитв и предстательства за себя — они услышат тебя и молитву твою представят Владыке скоро, во мгновение ока, яко Вездесущему и вся Ведущему.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Ответ отца Олега Моленко:

Научиться правильно молиться есть дело многотрудное. Кроме правильных теоретических познаний и руководства опытного наставника, нужно долго практиковать. Бог дает молитву молящемуся — говорят святые отцы.

То, что всегда мешают посторонние помыслы — есть последствия нашего общечеловеческого падения и лютая греховная болезнь!

Ради исцеления именно этой болезни пришел на землю Господь Иисус Христос и пострадал на кресте до смерти!

Когда новоначальные смущались непрестанным нашествием помыслов, преподобные отцы выводили их на гору и просили остановить ветер. По невозможности этого они объясняли, что так же невозможно остановить нашествие помыслов, ибо это не во власти человека. Во власти человека — смириться, признать эту лютую болезнь и вопиять к могущему спасти — Иисусу Христу, ибо Он Спаситель!

Бог вменяет человеку не пришествие греховных помыслов, а принятие и собеседование с ними. Принятие страстных помыслов или побеждение ими есть признак нахождения человека под адом! Если он умрет в таком состоянии, то его ждут вечные соразмерные мучения в аду. Он должен или принести соразмерное покаяние, или понести вечную соразмерную муку.

В кратком ответе невозможно научить молитве и раскрыть все тонкости этого великого пожизненного делания. Я говорю об этом в проповедях, ставлю (и буду еще много выставлять) материалы в библиотеке сайта. Должно внимательно изучать эти сокровища и применять на практике.

Главное в молитве новоначального — это ВНИМАНИЕ! Внимание — это душа молитвы и первый благодатный дар Бога кающемуся человеку. Без внимания человек не может преуспеть ни в молитве, ни в духовной жизни. Вот почему в начале все сводится к битве за внимание. Здесь решается жизнь или смерть души!

Благодатное внимание (дар Божий) достигается понудительным вниманием. Понудительное внимание — это особого рода труд над собой во время молитвы или чтения писаний, когда человек заставляет и понуждает себя заключать ум в слова молитвы или читаемого. По началу должно делать это по слогам: Гос-по-ди. И прилагать усилие, чтобы при этом ни один посторонний помысел не вошел в ум.

Важно при этом помнить, что мы не просто учимся складывать слова по слогам, но предстоим перед великим Богом и молимся (по-детски, по слогам) Ему! Очень важно вырабатывать в себе это предстояние перед Богом в каждой своей молитве. Надо уверить себя, что Бог, как Вездесущий, находится здесь и внимательно смотрит на меня и мою молитву. Надо предстоять пред Ним и возносить молитву Ему так, как бы мы говорили присутствующему перед нами человеку.

Важно так же приучать себя стоять вниманием в области (на поверхности) сердца, примерно два пальца выше левого сосца. Именно в этом месте (а не в голове) должно сосредоточивать молитву, прислушиваясь к отклику или движению сердца (духа). У новоначального таким откликом или чувством должно быть ПОКАЯННОЕ чувство.

Внимание ума при покаянном чувстве сердца и есть правильная и богоугодная молитва новоначального и Богом принимаемое покаяние.

При том должно усердно испрашивать у Бога благодатного внимания и сокрушения (т.е. сильного покаянного чувства).

Такая практика Иисусовой молитвы с прошением внимания и сокрушения, при должном трезвении, которое заключается в том, что молящийся отвергает все без исключения помыслы, заключая ум в слова Иисусовой молитвы (ум как бы убегает в молитву и закрывается в ней), обязательно приведет к получению благодатного внимания и усилению сокрушения. А это и есть Богом требуемое покаяние. Пребывание в нем до смерти, при хранении правой веры, доставит спасение!

Итак, против рассеянности, кружения ума и невнимания действуем собиранием ума внутри себя, заключением его в слова Иисусовой молитвы, понуждением себя внимать этим словам, отвергая все прочие помыслы, предстоянием пред Богом, поставлением себя пред Ним с обращением молитвенных слов Ему, как здесь Находящемуся, хранением внимания в области сердца с прислушиванием к нему.

Придет внимание — придет и сокрушение, а за ними последует плач, который есть закрепленное чувство сокрушения (выводящий от нечувствия и холодности), страх Божий, благоговение, мир Божий в душе и тишина помыслов.

Но до этого блаженного состояния будет лютая брань от бесов и падшего естества, в основном в мысленной области.

Основное оружие здесь — отвергать все помыслы, заключая ум в слова молитвы именем Иисуса Христа! При насилии от помыслов, должно вставать и делать земные поклоны с молитвой ко Господу избавить от конкретных (блудных, горделивых, осудительных, хульных и т.д.) помыслов. После затишья опять садиться и понуждать к внимательной молитве.

Даже если человек отойдет в борьбе на этом пути — он будет спасен!

Если же Бог продлит его дни, то он может достичь жизни без мучительных помыслов и с непрекращающимся внутренним миром. Тогда только он осознает полностью, в каком безумии и мучении он пребывал, и в каком состоянии находятся прочие (не стяжавшие Божьего мира в себе покаянием) люди. Произойдет коренная духовная переоценка и перемена в самом человеке. Это и есть духовное возрождение. Дух Святый поселяется в человеке и руководит им изнутри.

Дай тебе Господи вступить в истинное покаяние, стяжать внимание и вкусить от благих плодов его!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector