Как обращаются молящиеся к богу или святому

Мария пишет: «Прочитала ваши ответы по поводу того к кому нужно обращаться в молитве к Иисусу или Богу Отцу, и так и не могу четко понять. Молиться нужно Богу Отцу во имя Иисуса Христа, хотя Стефан например молился Иисусу Господи Иисусе! Прими дух мой Деян. 7:59? а когда я исповедуюсь то Богу Отцу или нужно Иисусу так как ему дана власть прощать грехи? Пожалуйста помогите избавиться от заблуждения.»

В Писании мы встречаем примеры того, как Иисус предлагал обращаться к Богу Отцу: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое , даст вам . Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна»
(Св. Евангелие от Иоанна 16:23,24).

Однако так же мы встречаем примеры того, когда люди обращались к Иисусу, как в приведенном Вами примере о Стефане, и в этом нет греха, потому что Христос так же есть Бог и имеет право принимать наше поклонение и прощать наши грехи.

Еще Иисус сказал однажды: «Я и Отец — одно» (Св. Евангелие от Иоанна 10:30), и потому не будет греха в том, к кому Вы обратитесь в молитве за прощением грехов: к Богу Отцу, к Богу Сыну, или к Богу Святому Духу. Отец Небесный не обидится на Вас, если Вы обратитесь к Его Сыну, и Христос не обидится, если Вы обратитесь к Богу Отцу. Это мы, грешные люди, склонны делить власть и авторитет. А у Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого все общее. Они доверяют друг другу и действуют дружной, хорошо слаженной командой. Если Вы терзаетесь сомнениями к кому же обратиться конкретно в той или иной ситуации, то обращайтесь сразу к Отцу, Сыну и Духу Святому.

Читайте еще по теме «Троица в христианстве»:

Здравствуйте!
Уважаемый о. Олег,
Молясь, мы обращаемся к разным Ипостасям Святой Троицы.
Что при этом нужно держать в уме?
Я читал, что представлять Бога нельзя, но я не знаю, как в уме осозновать смену Лиц Святой Троицы, к Которым мы обращаемся.
Объясните, пожалуйста.
Спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Ты задал вопрос, который, по безграничному величию Пресвятой Троицы в целом и Трех Лиц Ее, на практике оказывается не удобо-разрешимым и трудно-вмещаемым, а также умо-непостигаемым!

Очень трудно говорить о Святой Троице на языке человеческих понятий!

Бог Пресвятая Троица есть ПРЕПРОСТОЕ и, единственно ПРЕПРОСТОЕ и безграничное Самосущество. Вот почему мы, не взирая на нашу природную сложность, должны быть в отношении Бога предельно просты. Простота эта основана на несомненной вере в догматы Церкви о Пресвятой Троице. Никакая умственная или логическая эквилибристика здесь не уместна! Великая и безпредельная Тайна Пресвятой Троицы веруется всеми членами Церкви и благоговейно созерцается значительно преуспевшими в духовной жизни единицами святых людей. От этого опытного созерцания, которое вместе с тем есть посильное вкушение благости Божией, рождается правильная молитва к Пресвятой Троице и к каждому Лицу Ее.

Представлять Бога (причем, не только мечтами, воображением, но и умным представлением) никак нельзя, ибо это твари невозможно! Невидимый Бог постигается и видится невидимо! На высшей степени молитвы, по свидетельству святых отцов, ум молящегося умолкает, и человек весь становится духом, который и становится одним духом с Богом. Это высшее духовное состояние, которое превыше молитвы, именуется исступлением, экстазом, восхищением. Передать этот опыт словами невозможно! До этого уровня люди живут не опытом, а верой в догматы и в святоотеческие определения о Боге, которые Господь Бог милостиво разрешил донести до людей с учетом их немощи и ограниченности. Для подобных состояний (т.е. для не достигших совершенства и полноты Боговселения) единственным средством постижения является подобие или сравнение. Иными словами, наше мысленное (умное) постижение Бога есть приточное, гадательное. Одним из сравнений является триединство человеческой природы, которое вследствие сотворенности по подобию Божию может служить некоторой мысленной моделью Пресвятой Троицы. Так, мы можем обращаться к целому и нераздельному человеку с мольбой о чем-нибудь. Подобно мы обращаемся к Единому Богу, помня что Он есть Бог Троица, Триедин, в Трех Лицах (Ипостасях), хотя и не постигаем этой тайны, ибо три Лица неслиянны, как и три части человека.

Мы также можем обращаться к каждой ипостаси триединого человеческого естества, этой малой троицы: отдельно к уму, отдельно к душе и отдельно к духу, не забывая при этом, что все они суть одно естество, и, обращаясь к одному из них, мы задействуем всего человека, ибо три его части нераздельны. Подобно мы можем молиться каждому Лицу Пресвятой Троице, обращаясь, тем не менее, к Одному Богу и помня в духе об этом единстве.

Выделяя особенность какого-либо Лица, например, Господа Иисуса Христа Сына Божия, называя Его Сыном Божиим, мы одновременно обозначаем (не называя и не произнося) и два других Лица: Отца и Духа Святого, как нераздельно и неслиянно взаимо-связанных с Ним. Это важно держать в памяти при молении именем Иисуса Христа. В данной молитве мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, как к Богу и Спасителю нашему и одновременно как к обожествленному совершенному человеку — богу по благодати, а через Него обращаемся ко всей Троице. Он ходатайствует за нас пред остальными Лицами Пресвятой Троицы, снизводя на нас Духа Святого и благоволение Отца. Обращаемся же мы к каждой Ипостаси обособленно: к Отцу, как к Богу Отцу, к Сыну, как к Богу Сыну, и к Духу Святому, как к Богу Духу Святому. При этом, называя Отца Отцом, мы исповедуем Его отличие от остальных Лиц. Тоже бывает и в отношении Сына и Духа Святого.

Наименование Ипостасей Первой, Второй и Третьей есть условное и для удобства, ибо все Лица Троицы Равнозначны, Равнославны, Однобожны, но не одинаковы (не тождественны, иначе Их и различить нельзя).

Когда мы молимся к одному из Лиц — нам легче это делать, ибо мы сосредотачиваем внимание только на Нем. Когда же мы обращаемся ко всей Пресвятой Троице, например, молясь: Пресвятая Троице помилуй нас! — то это вынуждает нас обращаться и к Единому Божеству, и ко всем Трем Лицам, составляющим это Божество, одновременно. В таком случае для нас будет одинаково сказать: Пресвятая Троице помилуй нас! — или — Отче, Сыне и Душе Святой помилуй нас! В первом случае мы обращаемся к Единственной и Единой Троице, а во втором — к Троичной Единице, но все к Одному и тому же Богу.

Специально размышлять об этом на молитве не следует, но лишь помнить в духе своем и как бы естественно осознавать. Например, мы естественно купаемся в водах океана, не размышляя о составе воды и других его параметров. Мы просто купаемся, но в океане, и осознаем, что именно в этом океане. Так и в молитве мы должны просто молиться, но сознавать что молимся Одному Единственному Богу в Трех Лицах, или через какое-то Лицо.

Все остальное сделает благодать Божия, при должном опыте, если пребудем в смиренной, благоговейной, внимательнейшей и теплой молитве.

Сегодня христианство – самая крупная в мире религия. Лидирует она как по численности приверженцев, которых насчитывается около 2,3 миллиардов человек, так и по географической распространенности. Все христианство объединено верой в Иисуса из Назарета, как в Мессию (в переводе Христа), Спасителя и Сына Божьего. Но при этом христианство сильно раздробленно. Самые крупные течения в христианстве это католицизм (1,2 млрд. последователей), протестантизм (800 млн.) и православие (220 млн.). Внутри этих течений много разветвлений.

В разных течениях существенно отличается вероучение и обряды. В частности у христиан различны молитвенные правила. В то время, как католики и православные, считают возможным и даже необходимым обращаться с молитвами к умершим людям, христиане протестанты молятся непосредственно напрямую Богу.

Сейчас мы попробуем рассмотреть библейскую аргументацию обоих традиций: так кому нужно молиться?

Начать хочется с того, чтобы вспомнить, откуда возникло христианство. Для всех историков и богословов нет сомнения в том, что христианство имеет корни в иудаизме. Первая книга Библии, именуемая обычно Ветхий Завет, содержит наставления Бога, данные людям начиная с Эдемского сада, и описание жизни народа Божьего – евреев, до прихода Иисуса Христа.

Иудеи не приняли Иисуса из Назарета за Мессию и поэтому до сих пор живут согласно Танаху, который практически полностью совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии. Иудеи не находят в Танахе повеления молится Богу через посредников поэтому молятся Ему напрямую.

Ислам возник позже христианства. Мусульмане, иудеи и христиане верят в одного Бога, Которого именуют также Господом и Аллахом. В Коране упоминаются многие герои и события Библии. Мусульмане, согласно Корану, как и иудеи в соответствии с Танахом, до сих пор в богослужении и при богопочитании обращаются напрямую к Создателю. Только в православном христианстве и у католиков, имеющих античное греко-римское наследие, повсеместно применяются посреднические молитвы к Богу через умерших героев веры. Христиане протестанты, отколовшиеся от господствующих в то время течений христианства – католицизма и православия – стали искать чистоту учения Библии, поэтому исследовав этот момент, молятся Богу напрямую. Теперь мы рассмотрим на каких стихах Библии основаны диаметрально противоположные верования.

Обычно в подтверждение возможности молится к Богу через посредника, вспоминают Моисея, который молился за свой народ и Бог услышал его молитву (см. Исх. 32:11). Также заступнической молитвой молился за евреев пророк Даниил (Дан. 9:3). Авраам просил за царя Авимелеха, пожелавшего его жену Сарру (см. Быт. 20:7), фараон через Моисея и Аарона взывал к Богу об избавлении Египта от язв (см. Исх. 8:8), Иов молился за свой друзей (см. Иов 42:8), царь Езекия молился за свой народ (см. 2 Пар. 30:18-20), по слову Илии пошел дождь на землю (см. 3 Цар. 17:1; 18:41). Кроме того, в Библии есть тексты, призывающие молится друг за друга (Иак. 5:16). Сторонники посреднических молитв из этих фактов делают вывод, что значит, одни верующие могут хлопотать перед Богом за других. Кончено такой вывод сделать можно. Действительно Библия учит, что можно и даже нужно молиться за других людей ходатайственной молитвой. Но на эти же факты можно посмотреть с другой стороны.

Безусловно, Моисей и Даниил, молились за свой народ, и христиане молились за христиан, но в то время они были живы. В Библии – как в Ветхом, так и в Новом Заветах – нет примеров, когда за живых людей молятся умершие на тот момент верующие. Также в Библии мы не видим, что к Моисею, Даниилу, или к другим духовным лидерам, или священникам, или христианским служителям, верующие по одному или группами ходили бы с просьбами помолиться за них Господу. То есть Библия не описывает примеры посреднических молитв, в том виде, в котором они распространены сегодня в некоторых популярных христианских церквях.

Зачастую к отношениям с Богом люди применяют человеческие стереотипы. Им кажется, что достаточно близкого знакомства с тем, у кого имеется власть, чтобы решать частные проблемы. Но библейский Создатель неба, Земли и Вселенной не таков, как Его хотят Себе представить многие верующие – послушно внимающим гласу своих служителей. Творец всегда исполняет только то, что является справедливым и необходимым в данном конкретном случае, не внимая даже просьбам великих пророков:

При этом, как было отмечено выше, Библия описывает молитвы верующих напрямую Богу. Вот некоторые тексты Ветхого Завета:

Новый Завет вторит Ветхому:

В Новом Завете описана наглядная картина, описывающая молитвенное правило. Иисуса спросили Его ученики:

Приведенные тексты Библии показывают, что сегодня на небесах Иисус, находясь одесную Бога Отца в роли первосвященника, ходатайствует за людей. Священное Писание однозначно говорит, что не напрасно Иисус, будучи Богом, стал человеком, – чтобы быть прочным мостом между Господом и людьми. Не напрасно Иисус претерпел многие невзгоды, присущие нам – людям, – чтобы человек осознавал, что Бог понимает нас, и может сочувствовать нам и сострадать.

Не сложно понять переживания верующих, имеющих определенные проблемы. Они хотят быть уверенными, что их молитва будет услышана Господом. И конечно, им хочется верить, что Бог поймет их и простит, и поможет. Поэтому они обращаются к посредникам – людям более приближенным к Богу. Но поступая так, человек как бы признается в том, что не уверен, что Бог его услышит, если тот будет молиться Ему напрямую. Он как бы не убежден, что Бог его любит и поймет его и простит, если он минуя посредников обратиться непосредственно к Нему. Между тем, Библия утверждает, что Господь любит всех людей, близок к каждому из нас и даже вникает во все дела наши:

Анализируя приведенные выше аргументы, верующие могут сами сделать вывод относительного того кому им молится. Но при этом нужно понимать, что выбирая героев веры в качестве посредников для общения с Богом Отцом, люди отчасти приравнивают их к Иисусу, признавая за ними роль Христа – Его священническое, посредническое, ходатайственное служение в небесном храме за каждого человека.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector