Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы

Очень рад, что вам понравилась моя речь о той стихии. Примите же ее, покрепче напечатлейте в голове и всегда держите в мысли. Увидите, как она будет вам во всем помощна. Сколько она разъясняет предметов и сколько доставляет утешения! Вам, вероятно, приходилось слышать вопрос, как святые слышат молитвы наши, или, может быть, и сами вы задавали его себе. В ответ на него толкуют-толкуют, а вопрос все остается вопросом. По-моему же, при предположении той стихии выходит: как святые могут не слышать наших молитв? Вы знаете, как действует электрический телеграф? В Петербурге, например, заводят известный аппарат – в то же мгновение то действие петербургское отражается в Москве в подобном же аппарате и в том же значении, в каком там происходит движение. Почему так бывает? Потому что и аппараты те однородны, и соединяющая их проволока к ним же подлажена. Так, что действие такого телеграфа – то наша молитва. Мы и святые – как бы два аппарата однородные; среда, в коей святые и коею окружены души наши, – это проволока. Когда истинная молитва – сердечная – подвигнется в душе, тогда она по той стихии, воздействуя на нее, как лучом света пролетает до святых и сказывает им, чего мы хотим и о чем молимся. Между нашей молитвой и услышанием нет промежутка – только надобно, чтоб молитва шла из сердца. Оно у нас и есть телеграфный для неба снаряд. Те же молитвы, кои не из сердца, а из головы только и с языка идут, не дают луча, восходящего на небо, и не бывают слышны там. Да это и не молитва, а только приемы молитвенные.

Может быть, и не замечая того, вы прописали опытное удостоверение в сказанном. Пишете, что помолились усердно – и тотчас успокоились, получив внутри уверение, что будете изъяты из того, что вас томило; а потом и самым делом то устроилось. Вот и выходит, что верно мое сравнение молитвы сердечной с телеграфом, невидимо к небу проведенным по той стихии. Из вашего сердца пошел удар, или луч, к небу, по той же линии, или таким же лучом, с неба пришло к вашему сердцу в ответ то, что вам нужно было. Так и всегда бывает со всеми из сердца исходящими молитвами. Исполнение и такой молитвы не всегда тотчас последует, а услышание ее совершается тотчас.

Не нарадуюсь, что так было с вами. Даруй, Господи, чтоб так бывало с вами и почаще. Припомните, как вы тут молились, и всегда старайтесь так молиться, чтоб молитва шла из сердца, а не языком только произносилась и умом мыслилась.

Если так устроитесь, так вот вам будет деловое решение вопроса, как быть, чтоб жить в духе. Ибо такая молитва есть жизнь духа. Тут дух в Боге пребывает и с ним единится, и в этом вся сила жизни его. Ведайте же, что только тогда и значит, что дух живет, когда он молится так, как вы помолились. Когда же нет такой молитвы, это значит, что он замер, если не совсем заглушен.

Не буду скрывать от вас, что хоть помолились вы так, но, чтобы всегда так молиться, едва ли сможете. Такую молитву Бог дает или Ангел хранитель возбуждает. И она приходит и отходит. Из этого не следует, однако ж, что нам позволительно оставлять труд молитвенный. Приходит она, когда кто трудится в молитве, а кто не трудится, к тому не придет. И видим, что святые отцы много трудились в молитве и трудами сими возгревали в себе дух молитвенный. Как доходили они до этого, изображение того оставили они нам в своих писаниях. Все ими на сей предмет сказанное составляет науку о молитве, которая есть наука из наук. Придет срок, мы с вами пройдем эту науку, а теперь я коснулся того только мимоходом: к слову пришлось. И еще приложу: важнее молитвы ничего нет. Следовательно, и трудиться над нею должно и усерднее, и больше всего. Даруй вам, Господи, усердие к такому труду.

Ваши смиренные о себе мысли и чувства суть ангельские чувства. Как совершенны и как светлы Ангелы! А они все смиренны, смиреннее всех людей. Смиренная душа всегда светла. Омрачение души начинается, когда она станет много о себе думать, ибо это дело темных сил. Даруй вам, Господи, не потерять никогда таких чувств, чтоб всегда быть во свете.

Вот и опять мы отбились от своего вопроса. Уж потерпите и еще.

Отдание праздника Вознесения Господня. Мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Прп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Прав. Иоанна Кронштадтского (прославление 1990).

Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Прп. Иустина По́повича, Челийского (1979) (Серб.).

Сщмч. Василия Преображенского пресвитера, мц. Веры Самсоновой (1940).

Утр. – Мф., 16 зач., VI, 1–131. Лит. – Деян., 50 зач., XXVII, 1–44. Ин., 57 зач., XVII, 18–26. Прав.: Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Мф., 11 зач., V, 14–19.

В Толгской обители, что под Ярославлем, во время паломнической поездки я стала невольным свидетелем того, каким откровением становится для нас, меряющих земными мерками, Божий мир. Девочка-подросток и монахиня стояли возле раки с мощами святых, потом подошли к чудотворной иконе Божией Матери. И вдруг девочка спрашивает у матушки:

— А зачем нужно целовать мощи и иконы?

— Чтобы святые и Божия Матерь видели, что ты их любишь.

В следующее мгновение ребенок, оглядывая молящихся, удивился ещё больше:

— А как же они нас слышат?

Примеров молитвенной поддержки святых множество. Всё потому, что и святые, и люди – члены единой Церкви Божией, земной её части и небесной. На небесах всё живет и движется Духом Святым. Но и на земле действует тот же Святой Дух. От Него ничего не скрыто. Святые угодники в Царствии Небесном зрят славу Господа, но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. В Духе Святом, Который на земле пребывает в Церкви, в таинствах, в Священном Писании и в душах верующих, угодники Божии видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши молитвы. И когда мы молимся им, то в Духе Святом они слышат наши молитвы, и наши души чувствуют, что они молятся за нас. В молитве душа обретает утешение и успокоение – это свидетельствует о том, что молитва услышана. Но когда ей исполнится, решает Господь.

Даже если кажется нам, что мы один на один молимся Богу, без святых, то это не совсем так. Молитва многоголоса. Многие молитвы составлены святыми, и мы молимся их словами, переживаем их духовные впечатления. В храме молитвенное многоголосие усиливается ещё больше, потому что люди молятся соборно. Молящийся находится в союзе с бесчисленным множеством воинства Христова, победивших грех или борющихся с ним. И нас, и святых связывает именно молитва: это наш общий труд. По милости Божией, мы имеем молитвенников за нас на земле – священников. Также имеем молитвенников за нас на небе – святых угодников. И молитвы наши слушают все небеса. Потому что молитва – это и есть жизнь духа. Она начинается на земле, когда человек кается, стяжает благодать Божию; она сопровождает человека в церковных таинствах и в трудные моменты земной жизни, и становится ещё явственнее в вечности. Дать ей определение довольно трудно. Молитва человека святым и Богу – не просто общение, не только просьбы, не одна только радость от переживания близости к Богу. Это и духовный путь личности, и ощущение пространства-времени, и мера благочестия, и сила, способная изменить жизнь, и связующая сила. В первую очередь, она призвана связывать тех, кто живет на земле, и тех, кто находится на Небе, и тех, и других одновременно связывая с Богом. В этом и есть сила жизни, земной и небесной.

…А девочка в Толгской обители получила от монахини такой ответ:

— Если ты умеешь говорить, то куда же по-твоему должны деваться произнесённые тобой слова? Они всегда устремляются в Небо!

«Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и – соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся».

«. Радуйся, яко идеже Христос в телеси, таможде и ты пребываеши; радуйся, тамо, яко в зерцале, в Бозе вся Ему любезная созерцаеши.

Радуйся, яко созерцая в Нем молящихся ти о помощи, молитвою твоею им полезная ходатайствуеши. »

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector