Кто читает молитвы святых отцов

Душевный лекарь. Святые Отцы — мирянам. Составитель Дмитрий Семеник. Опасности «сердечной» (Иисусовой) молитвы — Святые отцы — мирянам. Наставления Святых Отцов.
Молитва имеет три названия: устная, умная и умно-сердечная. Устная читается языком, когда находишься одна вслух, а при других молча. Умная молитва произносится одним умом. Умно-сердечная молитва соединенными умом и сердцем; и к этой молитве не стремись, она к твоей жизни не идет. Такая молитва требует уединения, и без уединения она не может быть, и уединение без молитвы тоже не может быть.

Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и любовь к ближнему и правде тогда мы живем в Боге, Который есть любовь. Но есть люди, которые смотрят на эту молитву, как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и т. п. Такой подход к молитве крайне греховен. Так поступающие обольщаются бесами, которые дают им от себя некую власть, чтобы их совсем погубить, навеки.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Хоть шепотом произноси молитву (Иисусову), а от умной многие повредились.

Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно.

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной. Со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной.

Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не восстает так ни против какой добродетели, как против молитвы, в особенности умной и сердечной, всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других.

Только ли студенты-богословы изучают творения святых отцов? “Чтение святоотеческой литературы полезно для всех христиан, не зависимо от рода их деятельности и образования”, — советуют со всех сторон. Но можно ли разобраться в творениях древних отцов Церкви без специального образования? Или разбираться и не обязательно, главное читать и запоминать? Мы провели опрос: кто и с какой целью берется за это душеполезное занятие.

Гор Чахал, художник: Должен сказать, что систематически я перестал читать труды святых отцов после того, как осознал, что понимать их труды могут только люди, в какой-то степени прошедшие их путь к спасению. Слава Богу, что до этого я успел прочитать довольно много. Теперь я обращаюсь к ним, в основном, в конкретной нужде. Поскольку моё творчество непосредственно связано с богословием и я часто не уверен, что по грехам моим могу составить себе верное представление о предмете, я обращаюсь к Преданию, чтобы попытаться увидеть изображаемый предмет глазами святых отцов, мнению которых я полностью доверяю.

Вчера ко мне пришла устраиваться на работу врач, она сказала, что не православная, но размышляет о вере. Я с радостью посоветовала ей почитать свт.Луку и даже поцитировала кое-что из книги на память. Думаю, ей это будет интересно сначала с позиции доктора, а потом, может быть, ее заинтересует православие.

Настя Иванова, сестра реанимации: На венчание нам с мужем духовник подарил жития всех святых, но дальше первого тома мы пока так и не продвинулись.

Анна Фадеева, прихожанка одного московского храма, 78 лет: Творения святых отцов я не читаю, но зимой читаю жития святых по календарю, то есть каждый день по минеям в зависимости от праздника. Если день святителя Николая Чудотворца — я читаю его житие, если празднуется день святого праведного Иоанна Кронштадского — читаю его житие. У меня есть все 12 томов, поэтому жития святых я хорошо знаю. Почему только зимой читаю? Летом я в деревне — на огороде, летом времени читать нет!

Федор Василюк , психолог, декан факультета психологического консультирования и психотерапии МГППУ: Я читаю святых отцов, но увы реже чем хотелось бы. Последние, кого я читал — Иоанн Дамаскин и Силуан Афонский. Но не так, чтобы открыл и проштудировал. Скорее, я ищу ответ на конкретный вопрос, ищу подсказки, размышляю. Поводы бывают разные, иногда я читаю святых отцов так же, как Евангелие, с поиском ответов на жизненные ситуации.

Сейчас у меня нет возможность читать и изучать. Поэтому иногда я читаю святых отцов, как поэзию — когда открываешь в случайном месте и читаешь, надеясь, что именно сейчас прочтешь то, что нужно. Знаете, так еще бывает, когда с другом хочется поговорить, не важно о чем. Да, в Евангелии есть ответы на все вопросы.

Я сейчас скажу возможно не очень точную метафору: многие вещи в семье дети узнают от мамы, но это не замещает общения с братом или сестрой. Возможно сестра не обладает полнотой информации как мать, но она ближе по опыту и принять какую-то истину, какую-то правду от сестры или брата проще, чем от родителей.

Раньше я делал выписки из святых отцов и вкладывал эти бумажки в Евангелие или в молитвослов, чтобы они мне попадались чаще на глаза, чтобы снова встречаться с этой мыслью. Если через это высказывание меня пронзил какой-то луч правды, то надеешься, что может быть это произойдет еще раз…

Когда ко мне попадают книги древних святых — я их читаю, но сейчас почему-то чаще попадаются современные авторы, чаще дарят и советуют творения святых нашего времени. И древние и современные отцы пишут в общем-то об одном и том же, но дух тех, древних святых действует на меня очень отрезвляюще. Когда читаешь святых отцов, по-другому начинаешь воспринимать веру, более серьезно. Оказывается, возможность жить христианской жизнью очень к нам близка! Каждый человек может так жить, но только нам не хватает дерзновения.

Андрей Гусаров , председатель совета директоров ООО “ФПК Сатори” Больше я люблю жития святых, но читаю и творения святых отцов. Батюшка мне сказал, что надо читать — я читаю. Скорее ищу практический опыт. По крохам выбираешь, что ложится на жизнь, что может пригодится в каких-то ситуациях.

Для меня очень важен пример жизни святых людей, хотя с собственной жизнью это тяжело соизмерять. Когда читаешь, например, про мучеников, то понимаешь, какой глубокой веры были люди! Наши трудности, жизненные неудачи, неполадки — это все детский лепет, по сравнению с тем, что они претерпевали.

Хороший вопрос вы задаете: зачем вычитывать ответы у святых отцов, когда есть духовник, к которому можно подойти и все спросить, что надо. На этот счет я думаю, что не по всем вопросам нужно дергать батюшку. А потом, профессор богословия Осипов Алексей Ильич (я иногда слушаю его лекции) говорит, что батюшки не всегда бывают правы — надо иметь и свое понимание. А для это нужно читать святых отцов.





99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание и краткое содержание «Избранные изречения святых отцов о молитве» читать бесплатно онлайн.

Татьяна Копяткевич (Составитель)

Избранные поучения святых отцов о молитве

Творения святых отцов – сокровищница духовной мудрости, в которой каждый желающий может почерпнуть ответы на свои вопросы и недоумения. В них рассыпаны мысли на самые разные темы: покаяния, терпения скорбей, борьбы с помыслами, служения ближним и многие другие.

К сожалению, не все и не всегда способны заняться целенаправленным чтением и изучением творений святых отцов. В этой книге мы постарались под одной обложкой собрать советы относительно молитвы самых разных и по времени, и по месту своей земной жизни святых, начиная от отца монашествующих преподобного Антония Великого, вплоть до известных духовных русских писателей XIX века святителя Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника.

Но молитва – это также и меч для того, кто ведет духовную войну. Это важнейшее духовное оружие против невидимых и бесплотных врагов, стремящихся погубить всякую христианскую душу. В опасном положении находится тот христианин, который не молится.

Воин, стремящийся овладеть тем или иным боевым искусством, употребляет много времени и сил, пока не научится хорошо обращаться с различными видами оружия. В духовной жизни все точно так же – необходимо много усердия, терпения, нужно вложить немало духовного труда для овладения самой важной на свете наукой – молитвенной.

Как и во всякой другой науке, лучшим руководителем является здесь тот, кто и сам преуспел в подобном деле. Для христиан это святые отцы, учители Церкви, подвижники и святители, опытно постигшие молитвенное восхождение к Богу и оставившие нам свой бесценный опыт. Все, что нам остается – просто воспользоваться им.

Преподобного Антония Великого называют отцом монашества, потому что он первым из христиан избрал тяжелую, полную лишений отшельническую жизнь. Удалившись в Фиваидскую пустыню (около 286 года), он совершал там молитвенные подвиги и терпел нужду в самом необходимом, а также подвергался частым нападкам злых духов, которые старались изгнать его из пустыни. Преподобный жизнью своей явил всем последующим поколениям христианских подвижников путь, которым душа может идти к духовному совершенству.

Изречения о молитве мы избрали из посланий преподобного Антония Великого, в которых он наставляет своих учеников в делании христианских добродетелей и духовной брани и увещевает не ослабевать в стремлении к нравственному совершенству.

1. Бог внемлет молитвам только тех людей, которые любят и ищут Его всем сердцем своим. Но Он не внемлет молитвам тех людей, которые не обращают к Нему всего сердца своего, но прилепляют его и к другим предметам, а во всех делах своих ищут славы и похвалы более от людей, нежели от Бога. Он гневается на них, потому что дела их тщеславны. Они не вкушают Божественной сладости, не чувствуют духовной радости и крепости. Все дела их, как тяжкое бремя, подавляют душу их.

2. Бог дает благодать Свою просящим у Него. Итак, прошу вас, взывайте к Нему непрестанно день и ночь, чтобы Он и вам явил Свою благость, ниспослал вам помощь Свою для облегчения ваших трудов покаяния и открыл вам, что благоугодно Его святой воле.

3. Бог всех руководит действиями Своей благодати. Потому не ленитесь и не унывайте, взывая к Богу день и ночь, чтоб умолить благость Бога Отца ниспослать вам помощь свыше к познанию того, как вам поступать. Не давайте сна очам вашим и веждам вашим дремания (Пс. 131, 4), ревнуя принести самих себя Богу в жертву чистую, чтоб узреть Его, ибо без чистоты никто не может узреть Бога, как говорит апостол (см.: Евр. 12, 14).

4. Взывайте ко Господу денно и нощно, чтобы пришла к вам помощь свыше и направила сердца ваши и мысли во Христе.

5. Итак, дети мои, не пренебрегайте взывать к Господу день и ночь, понуждая щедрость Отчую, и щедростью Своей Он пошлет вам помощь с Небес, поучая вас, пока вы не узнаете, что для вас благо.

6. Молитесь, да дарует вам Бог благодать все ясно видеть и разуметь, чтоб вы верно могли различать, что добро и что зло. Написано у апостола Павла, что твердая пища свойственна совершенным (Евр. 5, 14). Это суть те, которые долгим и тщательным подвигом обучили чувства свои и намерения относительно добра и зла, сделались сынами Царствия и приписаны к Божественному усыновлению. И Бог даровал им мудрость и рассуждение во всех делах их, чтоб не прельстил их ни человек, ни диавол.

7. Не уставайте молить благость Отца, да снизойдет к вам помощь от Него, чтобы вы научились узнавать, что праведно.

9. Если кто из вас имеет сию [духовную ревность к добру и духовную] теплоту, то я молю Бога, чтобы она оставалась в нем вечно. Теплота сия не скоропреходяща и не подобна теплоте земной. Нет ничего в мире драгоценнее ее. Если же кто из вас не чувствует в себе сей теплоты, тот должен стараться о приобретении ее. Она дается тому, кто усиленно ищет ее… Дети мои, если заметите, что души ваши от лености и нерадения охладевают, старайтесь согреть и пробудить их слезами покаяния. Духовная теплота возвратится к вам, войдет во глубину душ ваших, и вы, приняв тогда сущность сей теплоты и преобразившись в нее, будете кипеть добрыми делами… Давид молитвами и покаянием, которые он приносил Богу день и ночь, возвратил благоволение Божие к себе. Подобным образом и вы поступайте.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector