Можно ли молиться католическим святым

Путешествуя по Европе и Латинской Америке в качестве туриста или по делам, многие наверняка задавались вопросом: возможно ли, будучи православным, посетить католический храм и как себя там вести, чтобы чего-нибудь случайно не нарушить.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что католический храм – это христианский храм и, соответственно, здесь уместны те же поведенческие нормы, что и в православии: скромность в одежде, пристойное поведение.

В католической церкви нет серьёзных требований к внешнему виду прихожан: лишь мужчинам предписывается снимать головные уборы, женщины же могут быть одеты как угодно, но скромно.

В католических храмах часто проходят концерты органной музыки, которые также можно посещать всем. При входе не принято креститься – достаточно лёгкого поклона головы, и обязательно нужно отключить звук мобильного телефона.

Если есть желание фотографировать – лучше узнать заранее, можно ли это делать и когда.

Во многих храмах также можно купить свечи. В Европе их иногда заменяют электрическими, которые включают за некоторое пожертвование.

Положить крестное знамение в католическом храме можно по православному обычаю – справа налево.

Если есть желание поговорить со священником, необходимо дождаться окончания богослужения, заранее узнать, как к нему следует обращаться и, если он занят разговором – подождать в стороне.

Любой вопрос, касающийся храма, можно задать служителю церковной лавки или прихожанам (но важно не мешать при этом их молитве).

Православным можно посещать католическую мессу и молиться, но нельзя приступать к Таинству Евхаристии, исповедоваться католическому священнику.

Независимо от вероисповедания, мирянам заходить за эту преграду категорически запрещено. Католики, проходя мимо этого места, совершают коленопреклонение или небольшой поклон (конечно, не во время богослужения). То же самое могут сделать и православные.

Если видите, что идет исповедь, нельзя подходить близко исповедальне, лучше обойти это место.

Во время мессы ходить по храму нельзя. Лучше занять одну из скамеек, предназначенных для молитв. Каждая из них имеет снизу специальные перекладины для коленопреклонений, поэтому лучше не становиться на них в обуви, а лишь коленями.

Если же вы попали на мессу, но не имеете намерения молиться, не стоит занимать скамью рядом с молящимся – это может помешать, так как в определённые моменты католического богослужения принято вставать или преклонять колени. Лучше остаться позади или занять одну из последних дальних скамеек, если она свободна.

При входе и выходе из храма католики подходят небольшой ёмкости со святой водой, слегка опускают в неё пальцы и совершают крестное знамение — это является неким символом принятого крещения. Поэтому не надо задерживаться на входе, чтобы не мешать этому процессу.

Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в 45 Апост. правиле:

46 Апост. правило гласит:

Отцы Лаодикийского Собора в 6 правиле повелевают:

И все-таки, если следовать в истолковании 45 правила за епископом Никодимом Милашом, за его отсылкой к толкованию 1 правила Василия Великого, то окажется, что еретики, с которыми воспрещается общая молитва – это те, кого мы принимаем в Церковь чрез крещение, иными словами, применительно к современной практике – адвентисты, иеговисты, молокане и приверженцы новейших сект, а в последнее время обыкновенно называемых тоталитарными, с которыми общих молитв в практике нашей Церкви действительно нет.

Но есть и иные каноны, которые касаются общения в молитве с отделившимися от Церкви. Так, 10 Апостольское правило гласит:

Наконец, в каноническом корпусе Православной Церкви есть еще 33 правило Лаодикийского собора, которое уже несомненно относится не только к молитвенному общению с еретиками или лицами, персонально отлученными от церковного общения, но ко всем вообще раскольникам:

Какие выводы можно сделать из канонов, процитированных здесь, применительно к современной практике? Очевидно, и ныне должно оставаться недопустимым молитвенное общение с еретиками в том смысле, в каком этот термин употребляет Василий Великий в своем 1 правиле (то есть иеговистами, приверженцами Богородичного центра, и подобными им), а также с лицами, подвергшимися отлучению лично, что, вероятно, целесообразно распространить и на всех схизматиков, персонально участвовавших в учении расколов.

Евхаристическое общение недопустимо со всеми вообще, кто не принадлежит к канонической Православной Церкви, потому что евхаристическое общение собственно и является самым полным выражением единства церковного, при наличии которого разногласия по вопросам церковно-административным и даже частичным богословским не в состоянии повредить единство церковное, пока они не приведут к разрыву общения.

Что же касается молитвенного общения с инославными, которые присоединяются к Православной Церкви по 2 и 3 чину, то есть теми, кто принадлежит Католической, Старокатолической, протестантским, нехалкидонским, старообрядческим Церквам; то, по мысли, лежащей в основе канонов, молитвенное общение с ними предосудительно в той мере, в какой оно способно породить или питать религиозный индифферентизм или, добавим, вводить в соблазн верных.

При этом следует учитывать и такие обстоятельства. В условиях современной жизни, когда Православная Церковь, с одной стороны, существует не в катакомбах, а вполне легально и в то же время в большинстве государств от государства отделена, нет ни возможности, ни, очевидно, большого смысла в том, чтобы заграждать вхождение в православный храм, даже во время богослужения каким бы то ни было лицам, в том числе неверующим, иноверцам. Было бы противоестественно и неразумно искусственным образом не впускать в храм инославных христиан или препятствовать им молиться в храме вместе с православными. Православные паломники с древних пор посещали неправославные, в частности, католические храмы, где хранятся православные святыни – храм святителя Николая в Бари, собор св. Петра в Риме и множество других католических церквей Рима. Присутствие православных в таких храмах во время католического богослужения при этом не представляется чем-то скандальным и выявляющим религиозный индифферентизм.

Проведение совместных конференций, диалогов христианами разных конфессий не может, вероятно, не начинаться с молитвы, но для православных приемлемо, чтобы это были молитвы, употребляемые в Православной Церкви, а не искусственно сочиненные для такого рода мероприятий.

Источник: Миссионерское обозрение N 4/1997

Католиков во все века отличало искреннее благоговение перед святыми. У нас есть покровители на все случаи жизни.

Св. Антоний Падуанский отыскивает для нас потерянные вещи; св. Иосиф трудится по совместительству покровителем отцов и ходатаем о счастливой смерти; св. Тереза Малая молится о цветоводах, а св. Тереза Великая — о страдающих мигренью. Журналисты взывают к святому Франциску Сальскому. Если ты работаешь слесарем, то твой заступник — святой Дунстан. И этот список можно бы продолжать еще долго.
Молитва к святым — самая католическая молитва, какую только можно себе представить. Однако и в этой сфере после II Ватиканского собора произошло некоторое развитие. Папа Павел VI напомнил нам, что единственный Посредник между Богом и людьми — Христос. Тем не менее, раньше некоторые католики боялись взывать о помощи к самому Христу, ибо Спаситель был для них чем-то недосягаемо далеким. Вместо этого они просили о заступничестве разных святых, которые были для них как бы посредниками перед Посредником. Однако такое поведение — проявление лже-духовности, не имеющей ничего общего с ортодоксальным богословием.
С другой стороны, отказаться от молитвы к святым означает закрыть для себя источник духовного роста. Две тысячи лет христиане прославляли святых потому, что видели, что через них особым образом проявляется благодать Божия.
Протестанты отрицают любое почитание святых. Но разве не разумно полагать, что кто-то, при жизни явивший искреннюю любовь к Богу, не может ходатайствовать о нас, перейдя в вечность? Молитва к святым — это не отречение от веры Христовой, а прославление любви Спасителя, открывающейся нам благодаря святым.
Молиться о заступничестве святых означает, таким образом, прибегать к могуществу и благодати Божией, действующей через человека, перешедшего от этого мира к вечной жизни. Также, как Господь благословляет тех, о ком мы молимся, Он помогает нам, внимая молитвам святых, ходатайствующих о нас. II Ватиканский собор утверждает, что «память святых мы чтим не ради одного лишь примера, но еще более ради того, чтобы единство всей Церкви в Духе укреплялось через пестование братской любви. Ибо, как христианское общение между странствующими ближе подводит нас ко Христу, так и общение со святыми единит нас со Христом, из Которого как из Источника и Главы, исходит всяческая благодать и жизнь самого Народа Божия» (Lumen gentium, глава VII).
С древнейших времен верующие понимали, что смерть не прерывает человеческие отношения, а только преображает. Поэтому, тысячи простых католиков молятся святым и принимают их помощь как нечто само собой разумеющееся. Но необходимо уточнить, что почитая святых, мы не поклоняемся им, так как они не обладают самостоятельной, не зависящей от Бога силой.
Безусловно, Учение Церкви никогда не называло заступничество святых безусловно необходимым для спасения. В то же время, почитание святых уходит корнями не только в историю человечества, но и Священное Писание. Обращаясь к практике первых христиан, мы видим, что к каким бы результатам почитание святых не приводило, оно всегда оставалось неотъемлемой частью литургии. Где бы не собирались христиане, они обязательно вспоминали о святых, взывали и молились к ним.
«Мы, христиане, — написал в V веке святой Августин Гиппонский, — собираемся для торжественного обряда празднования памяти мучеников потому, что хотим вдохновиться, чтобы следовать их примеру и получить помощь по их молитвам. Но почитание, которое мы обозначаем словом «поклонение» («latria»), достойно только Господа». Далее он отметил, что «поклонение мы воздаем и учим воздавать только Богу».
Эти слова великого Учителя Церкви хорошо помогают понять в чем состоит коренное отличие почитания от поклонения.
Мы принадлежим к общине верных, существующей одновременно на земле и в вечности. Поэтому вера в общение святых — основа для нашего общения с ними. У нас с вами есть друзья и помощники, живущие теперь на небе: Дева Мария, св. Франциск Ассизский, св. Максимилиан Кольбе, св. Георгий и многие другие. Мы имеем все основания полагаться на помощь святых, ибо их любовь к Богу — это любовь самого Бога потому, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4,8).
Когда я работал на Филиппинах, я был просто потрясен, обнаружив насколько среди простых католиков еще живо почитание святых. В этой стране особенно чтят св. апостола Иуду Фаддея, св. Антония и св. Роха. Однако там никто не считает, что, например, св. Антоний может заменить Христа, просто на его молитвы рассчитывают также, как на помощь и молитвенную поддержку самого близкого друга. Все ясно, как дважды два. Когда мы получаем помощь, то благодарим и прославляем за нее прежде всего самого Бога. Об этом же написала и одна протестантка: «Я никогда не увлекалась католичеством и мало разбираюсь в их святых. Но я — христианка и поэтому верю, что Бог слышит мои молитвы, когда я прошу св. Иуду Фаддея о заступничестве».
Многим в наше время трудно молиться святым. Если вы помните «старое доброе время», то вы неохотно возродите старые практики потому, что вам кажется, вы и без этого черпаете много сил из чтения Священного Писания и ежедневного общения с Иисусом в Святом Духе. Если вы слишком молоды, чтобы помнить какой была Церковь до II Ватиканского собора, то почитание святых может вам показаться старомодным и ненужным.

Но если вы осознаете, что жизнь нашей огромной христианской семьи не оканчивается здесь, на земле, а уходит прямо в вечность, вы вряд ли захотите отстраниться от радости, которую несет в себе ощущение полноты общения. А это уже первая причина почему нужно молиться святым.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector