Можно ли молиться нескольким святым об одном и том же

Многие задаются вопросом: какому святому нужно молиться о своей работе, или о своем здоровье? Но давайте сначала ответим на другой вопрос: Можно ли молиться святым вообще?В Библии есть всем известные Десять Заповедей. И первые две заповеди звучат так:

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель . (Исход 20:3-5)

Из этих заповедей мы видим, что нельзя поклоняться никому и ничему кроме Господа Бога. Поэтому, молитвы и поклонение святым угодникам и их изображениям явным образом противоречит Библии. В этой заповеди Бог употребляет в отношении Себя довольно сильное слово ревнитель . Это означает, что Бог не остается равнодушным, когда видит, что человек поклоняется кому-то еще или какому-то изображению.

Святых угодников нужно почитать, потому что они были великими людьми, посвятившими свою жизнь Богу. Но не в коем случае нельзя молиться и поклоняться им или их иконам. К сожалению, многие православные верующие не знают об этом, потому что редко читают Библию. И в церквях тоже не всегда учат Библии. Поэтому люди часто просто следуют сложившимся в обществе традициям, не понимая, что это на самом деле оскорбляет Бога.

Нам нужно вернуться к истокам Христианства, к Библии. В этой Книге нет ни одной молитвы кому-либо, кроме Бога. В Библии, в Новом Завете, записаны слова Иисуса Христа, Который говорил так:

Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи . (Евангелие от Матфея 4:10)

В другом месте Нового Завета упоминается о том, что нельзя поклоняться даже Ангелам, несмотря на то, что они являются высшими духовными существами:

Я пал к ногам Ангела, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись . (Откровение 19:10)

Поэтому, если вы хотите помолиться о своей работе, или о своем здоровье, или о каком-то другом вопросе, то обратитесь к Богу. Не нужно молиться Ангелу Хранителю или святому Николаю или другим всем святым.

Иногда можно услышать возражение о том, что мы якобы не молимся святым, но лишь обращаемся к ним с просьбой молиться о нас Богу. На первый взгляд это кажется логичным, но на самом деле это тоже противоречит Библии, этот вопрос подробно рассматривается в статье Молитва Пресвятой Богородице.

Святые угодники были великими людьми и нам нужно уважать память о них. Смотря на их иконы мы можем вспоминать историю их жизни, мы можем учиться также искренне верить в Бога, как это делали они. Хотя, честно говоря, я не уверен, что это можно сказать о всех современных святых. Ведь несколько лет назад к лику святых был причислен даже последний русский царь Николай II вместе с членами его семьи, и теперь люди молятся и им тоже. Надеюсь, что в будущем у нас не начнут причислять к лику святых также и президентов после их смерти.

Но в любом случае абсолютно совершенных людей не бывает, и любой святой на самом деле тоже совершал в своей жизни грехи. В Библии говорится о том, что все люди грешны перед Богом, и все нуждаются в покаянии. И только через искреннее раскаяние и веру в Иисуса Христа как Спасителя мы можем получить прощение наших грехов.

Еще есть некое старое правило, говорящее о том, что желательно читать молитвы не на память, а по молитвослову. В чем здесь дело? Святые отцы замечали: при таком чтении бывает, что нас вдруг задевает какое-то слово, и в этом случае останавливаешься. Объясняют они это тем, что ангел-хранитель молится вместе с нами и хочет о чем-то нам напомнить, на что-то обращает наше внимание. И в этом отношении чтение молитв по молитвеннику для нас лучше, чем чтение наизусть. Как ни странно, опыт показывает: наизусть отбарабанишь молитву – и все, а когда читаешь, то чувствуешь вот эту связь с ангелом-хранителем.

– Своими словами, я думаю, нужно каяться в грехах. Покаяние должно быть ваше личное. И келейно, и на исповеди. Не прятаться за церковнославянскими словами, малопонятными и не очень стыдными, а говорить конкретно, что натворил, и просить у Бога прощения.

Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна. Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить. А когда мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились. То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх.

– Каждый человек может молиться своими словами. Но молитвы из молитвослова составлены святыми, и их молитвы позволяют нам почувствовать и пережить то, что они сами чувствовали и переживали. Сравнивать свои собственные молитвы с молитвами святых все равно, что сравнивать музыку Шопена и мелодию, которую ты сочинил и напеваешь, стихи Пушкина и твои стихи. В то же время, услышит ли тебя Господь, зависит от состояния души самого человека, от его духовного уровня. Где-то я читал, что один человек (самый обычный) молился своими словами буквально до кровавого пота, как Господь в Гефсиманском саду. Такие сильные у него были переживания и вера в Бога. Без сомнения, такую молитву Господь услышал.

– Когда мы учим детей говорить, мы используем литературные тексты известных талантливых авторов, классиков. Потом, когда дети вырастают, эти слова, которые они читали, становятся для них родными, ясными, сильными и помогают в формировании мышления и разговора. Так же молитвы, которые находятся в молитвослове или Псалтири, учат человека общаться с Богом.

Не думаю, что есть разница для Бога, когда человек молится своими словами или читает молитвы по молитвослову. Ведь есть безмолвная форма молитвы, молитва без слов, которую практиковали отцы – исихасты. Но для человека есть разница, и большая. Потому что исихасты были воспитаны и пропитаны молитвами, псалмами, священнописанием, словом Божиим. И мы, со всем вниманием читая молитвы по молитвослову, учимся так общаться с Богом. Поэтому харизматы не вправе обвинять православных в формализме. Ведь Иисус Христос в синагоге молился, используя слова из традиционных иудейских богослужений, так же апостолы. Даже в новой форме богослужений, которые дал Господь Иисус Христос своим ученикам (имею в виду Евхаристию), были использованы молитвы из древних еврейских традиций.

Я лично не использую своих слов в молитвах, а читаю молитву Иисусову на своем родном языке, и так же читаю молитвы из богослужений на французском. Но теперь, после 13 лет в России, я привык к церковнославянскому языку, люблю читать молитвы на нем, и, несмотря на то, что не изучал специально, я его понимаю.

Есть яркий пример собственной молитвы, которая была найдена в гимнастерке убитого солдата. Красноармеец Александр Зайцев обращался к Богу перед тяжелым боем и говорил, что может погибнуть в этом бою. И хотя никогда не знал Его, но:

И конечно, я думаю, во всех этих случаях Господь слышит молитву детей и взрослых.

После смерти отца Иоанна Крестьянкина издана его келейная книжица . В ней есть молитвы, которые старец читал ежедневно, молитвы подвижников веры, молитвы святых. И я думаю, есть там и его собственные молитвы. И его дух, его устремления к Богу тоже через эти молитвы выражаются.

Итак, молитва собственными словами уместна, но давайте посмотрим на это с другой стороны. Предположим, человек молится только собственными словами, какой будет его молитва? Он поблагодарит Бога, попросит прощения, обратится с какими-то своими просьбами. Останется ли у него после этого потребность в молитве или окажется, что его мысли и чувства уже исчерпаны? Может быть, его мысли нечисты и скверны, его духовная жизнь примитивна и неглубока.

Но когда мы обращаемся к Богу молитвами святых, которые пережили высокие состояния, поняли свою греховность и ничтожность перед Богом, поняли Его величие и святость, то, конечно, мы приближаемся по мере своих немощных сил к их состоянию. И тогда слова их молитв становятся для нас близкими, и мы можем молиться, прежде всего в церкви, молитвами этих святых.

Поэтому не нужно противопоставлять молитву своими словами молитве по молитвослову. Наоборот, они дополняют друг друга. Если мы будем внимательно читать, стараясь вникнуть умом и сердцем в смысл этих молитв, то они станут нашими собственными.

Прежде чем ответить на этот вопрос, я бы хотел рассказать читателям одну реальную историю, которая, собственно, и побудила меня взяться за написание данной статьи.

Итак, некоторое время назад мне позвонила одна знакомая прихожанка, которая решила поделиться со мной семейной трагедией. Суть трагедии заключалась в том, что у нее полностью разладились отношения с неверующим супругом, в результате чего тот собрал свои вещи и, пообещав уйти навсегда, хлопнув дверью, исчез в неизвестном направлении.

Признаюсь, я знал о ее тяжелых отношениях с супругом и даже предполагал, что он не выполнит своего обещания, но все же во время нашего разговора меня больше насторожил не сам трагический эпизод, а ее к нему отношение. Проблема была в том, что в голосе этой женщины звучали трагические нотки, совершенно не свойственные христианину с многолетним стажем (кем, собственно, она и являлась).

Сейчас, чтобы излишне не утомлять читателя мелкими подробностями нашего с ней общения и описанием мотивов, которые побудили меня дать ей тот совет, которой впоследствии и стал поводом для написания этой статьи, я изложу самую суть моего совета. Итак, я посоветовал ей отложить в сторону все молитвословы и акафисты и попробовать обратиться к Господу нашему Иисусу Христу СВОИМИ СЛОВАМИ!

Т.е. я посоветовал ей излить ту душевную боль, которой она делилась со мной, напрямую к Богу. Еще раз подчеркну, я советовал ей изложить свои проблемы и недоумения и попросить о помощи не методом вычитывания огромного количества молитвенных текстов, а своими словами, так, как, например, мы это делаем на приеме у врача. Попросту говоря, я советовал ей открыть свою душу Богу, ничего от Него не скрывая, одновременно с этим принеся глубокое раскаяние, и полностью положиться на Его Святую Волю (т.е. полностью смириться)!

Итак, к чему я веду? А веду я к тому, что очень часто причиной наших бед и нестроений, как в духовной, так и в повседневной жизни, является наше неумение правильно молиться. А одной из граней этого нашего неверного отношения к молитве является неправильно отношение к выполнению регулярного молитвенного (утреннего и вечернего) правил.

C другой стороны, требование регулярного вычитывания определенных молитв и канонов нередко вызывает недоумение среди другой, также немалой, группы верующих. По их мнению, подобные требования отдают казенщиной и уводят от искренних отношений взаимной любви между Богом и человеком в область страха, лицемерия и формализма.

В общем, дело становилось все хуже и хуже, и я решил посоветоваться со священником и попросить его немного сократить молитвенное правило. Но в ответ услышал уверения о том, что сокращать правило нельзя: мол, раз Церковь установила подобную норму, значит нужно смириться и продолжать обязательное вычитывание и дальше. Что я и сделал! И вот минуло уже много лет, но приобретенная с тех пор привычка спешного вычитывания и сейчас нередко мешает мне молиться.

Свт. Игнатий (Брянчанинов): “Верный свидетель истинной молитвы – внимание, т.е. когда ум вполне заключается в слова молитвы, не принимая не только никакого мечтания, но ниже мнения, т.е. мысли, принадлежащей ветхому разуму”.

Что же касается правила, то суть его состоит не в том, чтобы обязательно вычитать определенное количество молитвословий или канонов, а в том, чтобы приучить себя в определенные часы дня или вечера обязательно вставать на молитву.

Именно так поступали древние отцы Церкви. В отличие от еретиков мессалиан (отрицавших всяческую необходимость какого-либо молитвенного правила), они, ради смирения, чтобы не впасть в гордыню, полагали для себя в непреклонную обязанность вставать на молитву в определенное время суток. Однако само правило было сугубо индивидуальным. Молитва святых была больше молитвой благодарения, покаяния и плача. По форме же допускалось значительное разнообразие: кроме краткой (чаще Иисусовой) молитвы, в молитвенное правило включались псалмопение, частое коленопреклонение, молитвы с целованием икон, Креста, чтение Священного Писания и т.д.

Так, на вопрос: «Как молиться ежедневно?» Преп. Варсонофий Великий отвечал следующим образом: «Должен ты несколько упражняться в псалмопении, несколько молиться изустно; нужно время и на то, чтобы испытывать и блюсти свои помыслы. У кого на обеде много разных снедей, тот много ест, и с услаждением; а кто каждый день употребляет одну и ту же пищу, тот не только без услаждения вкушает ее, но иногда чувствует, может быть, и отвращение от нее. Так и в нашем состоянии бывает. ТОЛЬКО СОВЕРШЕННЫЕ МОГУТ ПРИУЧИТЬ СЕБЯ УПОТРЕБЛЯТЬ ЕЖЕДНЕВНО ОДНУ И ТУ ЖЕ ПИЩУ БЕЗ ОТВРАЩЕНИЯ. В псалмопении же и молитве изустной НЕ СВЯЗЫВАЙ СЕБЯ, но делай, сколько Господь тебя укрепит; не оставляй также чтения и внутренней молитвы. Несколько того, несколько другого, и так проведешь день, угождая Богу. Совершенные отцы наши не имели определенного правила, но в течение целого дня исполняли свое правило: несколько упражнялись в псалмопении, несколько читали изустно молитвы, несколько испытывали помыслы, мало, но заботились и о пище, и все сие делали со страхом Божиим. Ибо сказано: аще ли что творите, вся во славу Божию творите (1 Кор. 10, 31). Господь Иисус да сохранит нас от всякого зла. Аминь.»

Увы, но в отличие от святых отцов (опыт которых должен служить нам примером для подражания), мы, современные христиане, стараемся более вычитать, нежели помолиться. Вместо того, чтобы открыть Богу сердце, читаем длинные правила, после которых нередко падаем обессиленные, а, бывает, и преисполненные гордыней, – вот, мол, как хорошо я сегодня помолился, не то что разные там греховодники, забывая что это – молитва фарисея, молитва губящая, а не спасающая человека.

Вторит ему и владыка Илларион (Алфеев): «Не нужно стараться вычитать все молитвы. Лучше посвятите двадцать минут одной молитве “Отче наш”, повторяя ее несколько раз, вдумываясь в каждое слово. Не так-то легко бывает человеку, не привыкшему подолгу молиться, сразу вычитывать большое количество молитв, но к этому и не надо стремиться. Важно проникнуться тем духом, которым дышат молитвы Отцов Церкви. Вот главная польза, которую можно извлечь из молитв, содержащихся в “Православном молитвослове”.

И действительно, как букварь нужен ребенку для обучения чтению, так и молитвенное правило, напечатанное в молитвослове, необходимо, чтобы ввести новоначального христианина в мир Церкви и молитвы. Не познакомившись с этим духовным достоянием (основу которого составляют молитвы святых), человек может пройти мимо покаяния и уйти в область поиска псевдо-духовных наслаждений и прелести.

И все же, как ребенок в свое время откладывает букварь и приступает к более серьезной литературе, так и верующий во Христа человек должен возрастать в молитвенном делании от страха раба, через страх наемника к страху сыновнему – страху потерять Бога! Когда этого возрастания нет, получается как в евангельской притче о человеке, который вымел дом (т.е. изгнал беса) и ничем его не заполнил. Коротко говоря, в этом случае формальный подход не способен принести ничего, кроме вреда.

Конечно, у каждого из нас своя мера подвига, мера молитвы.. Но если она не переросла букварь, не нужно подгонять всех верующих под узкую мерку формального уставщичества.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector