О чем молятся святой олимпиаде

Родиной святой Олимпиады, названной так в честь своей матери, был Царьград, где жили ее известные и знатные родители. Отец ее, Анисий Секунд, был один из самых почтенных сенаторов, а мать ее была дочерью того знаменитого епарха Евлавия, который упоминается в рассказе о чудесах святителя Христова Николая и который в царствование Константина Великого был первым лицом после царя. Олимпиада, дочь Евлавия, сначала была обручена с младшим сыном Константина Констою, который после отца царствовал в древнем Риме; но он был убит до брака, а она была выдана за Арсака, царя армянского, с которым недолго пожила и овдовела, тогда Олимпиада вышла замуж за вышеназванного сенатора Анисия Секунда и родила святую Олимпиаду, которая еще не достигла совершеннолетия, как родители уже обручили ее с благородным юношей, сыном епарха Невридия; самый же брак был отложен. Но прошло двадцать месяцев, жених умер, и осталась Олимпиада девицей и в то же время вдовою; она не захотела уже, хотя и достигла совершеннолетия, выходить замуж за другого, но пожелала пребывать в девстве и целомудрии всю свою жизнь.

По смерти своих родителей, Олимпиада осталась наследницей великих богатств и бесчисленного имения; всё это она посвятила Богу и стала раздавать цедрою рукою нуждающимся: церквам, монастырям, пустынножителям, больницам, приютам для убогих и странников, сиротам и вдовам, и впавшим в нищету; посылала она щедрую милостыню также и заключенным в тюрьмах, и сосланным в заточение; так по многим местам распространялась ее щедрость. Сама же она постоянно молилась и постилась, всячески умерщвляя свое тело и порабощая его духу.

В то время царствовал Феодосий Великий [1], отец Аркадия и Гонория; у него был один родственник, по имени Елпидий, за которого он желал выдать блаженную Олимпиаду, молодую и красивую, но она не хотела. Царь обращался к ней с просьбами, всячески стараясь уговорить ее выйти замуж за его родственника Елпидия, но она никак не соглашалась, не смотря на то, что ей грозили, и она знала, что царь разгневался. Она послала царю такой ответ:

– Государь! если б Бог хотел, чтоб я была замужем, то не взял бы у меня моего первого мужа; но, так как Он знал, что не на пользу мне в этой жизни быть замужем, то освободил мужа от совместной жизни со мною, а меня избавил от тяжелого ига мужней власти и Свое благое иго (ср. Мф.11:30) положил на мои помыслы.

Царь разгневался и приказал начальнику города отнять у нее всё ее имение и хранить его, пока Олимпиаде не минет тридцать лет от роду. Начальник не столько по царскому приказанию, сколько по наговору Елпидия, так обижал и стеснял ее, что она не только в имуществе своем, а даже и в себе самой не была властна: он не позволял ей ни беседовать с богоугодными святителями, ни посещать церковь, добиваясь чтоб с тоски она пошла замуж, но Олимпиада радовалась и благодарила Бога. Через несколько времени она написала царю следующее:

– Ты оказал мне, владыка, царскую милость и поступил истинно по епископски [2], приказав другому заботиться и беречь мое бремя, о котором я заботилась сама; еще большее благодеяние сделаешь ты мне, если прикажешь твоему чиновнику раздать всё мое имение церквам, нищим и недостаточным людям, чтобы я избегла суетной славы, раздавая не сама, и тогда не буду пренебрегать настоящим своим богатством [3], свободная от забот о богатствах земных и скоро погибающих.

Царь прочел ее письмо и, размыслив сам с собою, позволил ей опять владеть своим имением: он наслышался о ее добродетельной и богоугодной жизни, о великом ее воздержании и жестоком умерщвлении тела. Действительно, она совсем не ела мяса, не ходила в баню; если же нужда ее заставляла, по нездоровью, вымыться, то она в одной рубашке садилась в ванну с теплой водой и мылась не раздеваясь, так как она стыдилась не только служанок, но и самой себя и не хотела видеть своего нагого тела.

Когда ни в чем неповинного святого Иоанна Златоуста несправедливо свергли с престола, блаженная Олимпиада горько плакала об этом вместе с другими диакониссами. Выходя в последний раз из церкви, Иоанн Златоуст вошел в крестильню, позвал блаженную Олимпиаду с диакониссами Пентадиею, Проклиею и Сальвиною, добродетельною вдовою, и сказал им:

– Подите сюда, дети мои, и послушайте меня. Сто против меня ведется, вижу я, подходит к концу. Я свое дело сделал и думаю, едва ли вы еще увидите меня. Поэтому прошу вас, не оставляйте церкви из-за епископа, которого поставят на мое место, по принуждению ли, или общим советом, но повинуйтесь ему, как повиновались Иоанну: церковь не может быть без епископа. Итак да будет с вами милость Божия, поминайте меня в своих молитвах!

Они же, обливаясь слезами, упали ниц перед ним; и отправился святой в путь к месту своего заточения.

После его изгнания загорелась соборная церковь; и не малая честь города выгорела; поэтому все сторонники святого Иоанна, неповинные, допрашивались начальником города об этом пожаре: предполагалось, что они подожгли церковь; тогда пострадала и святая Олимпиада, как будто бы и она была виновна в том поджоге; ее приводили на суд и сурово допрашивали (начальник был жесток и бессердечен). Хотя и не нашлось за ней никакой вины, однако он несправедливо присудил Олимпиаду уплатить большое количество золота за поджог, в котором она не была виновна.

После этого святая покинул Царьград и отправилась в Кизик [7]; однако враги не оставили ее в покое и там; ее осудили на изгнание и заточили в Никомидию [8]; узнав об этом, святой Иоанн Златоуст написал ей из своего заточения послание, утешая ее в ее скорби [9]. Пробыв долгое время в заточении и претерпев много горя, блаженная преставилась [10] ко Господу. После кончины, когда ее честное тело не было еще погребено, святая явилась во сне епископу никомидийскому и сказала:

– Положи мое тело в деревянный ковчег и брось в море; куда выбросит его на берег волнами, там и пусть будет оно погребено.

Епископ так и сделал. Ковчег выбросило волнами на сушу в местности близ Царьграда, называемой Врохти, где была церковь святого Апостола Фомы. Местным жителям было извещение от Бога о теле святой Олимпиады; они вышли на берег, нашли ковчег и положили его в церкви Апостола. И стали подаваться исцеления от всяких болезней. Спустя много лет напали на это место варвары, сожгли церковь, а святые мощи, оставшиеся невредимыми от огня, хотя ковчег и сгорел, бросили в море; и сделалась вода кровавою в том месте, куда были брошены мощи: так Бог возвещал о страдании рабы Своей. Но чудотворные мощи опять были взяты из моря верными. Узнав об этом, патриарх цареградский Сергий [11] послал пресвитера Иоанна, приказав принести их с честью в Царьград. Когда пресвитер прибыл на то место и поднял святые мощи, множество крови вытекло из них: и весьма дивились все, как через двести лет течет кровь из сухих костей, словно из живого тела. Так перенесены были эти святые и чудотворные мощи в царствующий город и положены в девичьем монастыре, который основала святая Олимпиада; и много было чудес от святых ее мощей: исцелялись всякие болезни, и изгонялись бесы молитвами святой Олимпиады и благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духам честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В тот же день успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. (Житие ее, вместе с прав. Иоакимом, см. 9 сентября).

В тот же день преставление преподобного Макария Желтоводского в 1444 г.

Сегодня празднуется память святой праведной диакониссы Олимпиады . В этот день Настоятельница монастыря Игумения Олимпиада отмечает день своего тезоименитства.

Божественную Литургию в Покровском соборе монастыря совершил Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Сергиева Посада Феогност.

По окончании Богослужения Владыка зачитал поздравление Игумении Олимпиады с днем тезоименитства от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Родиной святой Олимпиады был Царьград. Отец ее, Анисий Секунд, был один из самых почтенных сенаторов, а мать Олимпиада, в честь которой и названа святая, была дочерью знаменитого епарха Евлавия, бывшего первым лицом после царя в царствование Константина Великого. Святую Олимпиаду, еще до совершеннолетия, родители обручили с благородным юношей, сыном епарха Невридия. Однако брак не состоялся, поскольку жених умер. Олимпиада не захотела выходить замуж за другого, но пожелала пребывать в девстве и целомудрии всю свою жизнь.

По смерти своих родителей Олимпиада осталась наследницей бесчисленного имения. Все его она посвятила Богу и стала раздавать щедрую милостыню нуждающимся: церквам, монастырям, пустынножителям, больницам, приютам для убогих и странников, сиротам и вдовам, и впавшим в нищету; посылала она и заключенным в тюрьмах, и сосланным в заточение.

Разгневанный император приказал начальнику города отнять у нее все имение и хранить его, пока святой Олимпиаде не исполнится 30 лет. Однако святая, несмотря на притеснения со стороны начальника, радовалась и через несколько времени написала письмо императору со словами благодарности за то, что он освободил ее от забот о земных богатствах и от суетной славы, поскольку ей самой не нужно теперь их раздавать.

Царь же был наслышан о ее богоугодной жизни и решил позволить ей опять владеть своим имением. Воздержание святой девы было действительно великим: она постоянно молилась и постилась, всячески умерщвляя свое тело и порабощая его духу, совсем не ела мяса, не ходила в баню; и если нужда заставляла ее принять ванну, то она, по стыду и целомудрию, делала это не снимая рубашки.

Добродетелям святой Олимпиады удивлялись и святители, и она была взята на служение Церкви – Святейший Патриарх Нектарий (с 381 по 397 гг.) назначил ее диакониссой. Обязанности диаконисс заключались в следующем: они приготовляли женщин к крещению, помогали священникам при самом крещении, исполняли различные поручения епископа касательно женщин, наблюдали за благочинием в храме среди женщин и детей.

Жизнь блаженной Олимпиады была настолько беспорочна, что даже враги не могли найти в ней чего-либо, заслуживающего порицания. Враждовавшие со святителем Иоанном Златоустом, ставшим Патриархом (с 397 по 404 гг.) после Нектария, также относились и к этой неповинной рабе Христовой. И из них более всего Феофил, Патриарх Александрийский: он гневался на нее за то, что она приняла изгнанных им из египетской пустыни честных иноков, когда они явились в Царьград, и кормила Христа ради. Прежде и сам Феофил пользовался ее гостеприимством, а впоследствии старался обесславить ее несправедливыми обвинениями, но никто не верил его злобной лжи и клеветам. Она давала пристанище всем: от нищим и больных до великих святителей, приезжавших в Царьград по делам. Не только святым и добродетельным людям она делала добро, но и крамольникам и врагам. Блаженная Олимпиада была незлобива и всю себя отдала Богу. Ее уважал и любил святитель Иоанн Златоуст, опекая как свою духовную дочь, и она ему много послужила.

Они в слезах упали ниц пред ним, и святой отправился в путь к месту своего заточения.

Епископ так и сделал. Ковчег выбросило волнами на сушу в местности близ Царьграда, называемой Врохти, где была церковь святого Апостола Фомы. Местным жителям было возвещено от Бога о теле святой Олимпиады, они нашли ковчег и положили его в церкви. От него стали подаваться исцеления от всяких болезней. По прошествии почти 200 лет церковь была сожжена варварами, сгорел и ковчег, но святые мощи остались невредимы и были брошены в море. Вода в этом месте сделалась кровавой. Верные снова взяли из моря чудотворные мощи праведной Олимпиады. Патриарх Цареградский Сергий (с 610 по 638 гг.) приказал принести их с честью в Царьград. Когда святые мощи подняли, множество крови истекло из них: все дивились, как через 200 лет течет кровь из сухих костей, словно из живого тела. Так святые и чудотворные мощи были перенесены в царствующий город и положены в девичьем монастыре, который основала святая Олимпиада.

Святая праведная Олимпиадо, моли Бога о нас!


Свя­тая Олим­пи­а­да диа­ко­нис­са бы­ла до­че­рью се­на­то­ра Ани­сия Се­кун­да и внуч­кой по ма­те­ри зна­ме­ни­то­го епар­ха Евла­лия (упо­ми­на­ет­ся в ска­за­нии о чу­де­сах свя­ти­те­ля Ни­ко­лая). До бра­ка с Ани­си­ем Се­кун­дом мать Олим­пи­а­ды бы­ла за­му­жем за ар­мян­ским ца­рем Ар­са­ком и ов­до­ве­ла. Ко­гда свя­тая Олим­пи­а­да бы­ла еще со­всем юной, ро­ди­те­ли об­ру­чи­ли ее с бла­го­род­ным юно­шей. Брак дол­жен был со­сто­ять­ся по до­сти­же­нии свя­той Олим­пи­а­дой со­вер­шен­но­ле­тия. Од­на­ко же­них вско­ре умер, а свя­тая Олим­пи­а­да не по­же­ла­ла всту­пать в брак и пред­по­чла дев­ствен­ную жизнь. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей она оста­лась на­след­ни­цей боль­шо­го со­сто­я­ния, ко­то­рое ста­ла раз­да­вать щед­рой ру­кой всем нуж­дав­шим­ся: ни­щим, си­ро­там, вдо­вам; по­сы­ла­ла так­же боль­шие сред­ства в церк­ви, мо­на­сты­ри, боль­ни­цы, при­юты для убо­гих и стран­ни­ков.

Свя­той пат­ри­арх Нек­та­рий (381–397) на­зна­чил свя­тую Олим­пи­а­ду диа­ко­нис­сой. Свое слу­же­ние бла­жен­ная про­хо­ди­ла чест­но и непо­роч­но.

Мно­го по­мо­га­ла свя­тая Олим­пи­а­да при­ез­жав­шим в Ца­рь­град свя­ти­те­лям Ам­фи­ло­хию, епи­ско­пу Ико­ний­ско­му, Они­си­му Пон­тий­ско­му, Гри­го­рию Бо­го­сло­ву, Пет­ру Се­ва­стий­ско­му, бра­ту Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Епи­фа­нию Кипр­ско­му, слу­жа всем с ве­ли­кою лю­бо­вью. Име­ние свое она не счи­та­ла сво­им, а Бо­жи­им, и раз­да­ва­ла его не толь­ко доб­рым лю­дям, но и сво­им вра­гам.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст († 407; па­мять 13 но­яб­ря) вы­со­ко це­нил свя­тую Олим­пи­а­ду и ока­зы­вал ей свое рас­по­ло­же­ние и ду­хов­ную лю­бовь. Ко­гда ни в чем не по­вин­но­го свя­ти­те­ля неспра­вед­ли­во из­гна­ли, свя­тая Олим­пи­а­да вме­сте с дру­ги­ми диа­ко­нис­са­ми глу­бо­ко пе­ре­жи­ва­ла это. Вы­хо­дя в по­след­ний раз из церк­ви, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст по­звал свя­тую Олим­пи­а­ду и диа­ко­нисс Пен­та­дию, Про­клию и Саль­ви­ну и ска­зал им, что воз­буж­ден­ное про­тив него де­ло, ви­ди­мо, при­хо­дит к кон­цу, и вряд ли они еще уви­дят его. Он про­сил их не остав­лять цер­ковь и по­ви­но­вать­ся епи­ско­пу, ко­то­рый бу­дет на­зна­чен вме­сто него, ибо Цер­ковь не мо­жет быть без епи­ско­па. Свя­тые же­ны, об­ли­ва­ясь сле­за­ми, па­ли пе­ред свя­ти­те­лем.

Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил (385–412), преж­де неод­но­крат­но поль­зо­вав­ший­ся щед­ро­стью свя­той Олим­пи­а­ды, опол­чил­ся про­тив нее за пре­дан­ность свя­ти­те­лю Иоан­ну и за то, что она при­ня­ла и кор­ми­ла при­шед­ших в Ца­рь­град ино­ков, ко­то­рых пат­ри­арх Фе­о­фил из­гнал из еги­пет­ской пу­сты­ни. Он воз­во­дил на нее неспра­вед­ли­вые об­ви­не­ния и ста­рал­ся опо­ро­чить ее свя­тую жизнь.

По­сле из­гна­ния свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста за­го­ре­лась со­бор­ная цер­ковь Свя­той Со­фии и вслед за ней вы­го­ре­ла боль­шая часть го­ро­да.

Всех сто­рон­ни­ков свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста ста­ли по­до­зре­вать в под­жо­ге и вы­зы­ва­ли на до­прос. То­гда же по­стра­да­ла и свя­тая Олим­пи­а­да. Ее вы­зы­ва­ли в суд, су­ро­во до­пра­ши­ва­ли и, хо­тя не пред­ста­ви­ли улик, при­су­ди­ли ее к упла­те боль­шой сум­мы за под­жог, в ко­то­ром она не бы­ла ви­нов­на. По­сле это­го свя­тая по­ки­ну­ла Ца­рь­град и от­пра­ви­лась в Ки­зик (на Мра­мор­ном мо­ре). Од­на­ко вра­ги не пре­кра­ти­ли свои пре­сле­до­ва­ния: в 405 го­ду ее осу­ди­ли на за­то­че­ние в Ни­ко­ми­дии, где свя­тая пре­тер­пе­ла мно­го го­ря и ли­ше­ний. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст из сво­е­го из­гна­ния пи­сал ей, уте­шая в скор­би. В 409 го­ду свя­тая Олим­пи­а­да скон­ча­лась в за­то­че­нии.

Свя­тая Олим­пи­а­да яви­лась во сне Ни­ко­ми­дий­ско­му епи­ско­пу и по­ве­ле­ла по­ло­жить те­ло ее в де­ре­вян­ный ков­чег и бро­сить его в мо­ре: «Ку­да вы­не­сут вол­ны ков­чег, там да бу­дет по­гре­бе­но те­ло мое», – ска­за­ла свя­тая. Епи­скоп вы­пол­нил по­ве­ле­ние свя­той Олим­пи­а­ды. Ков­чег при­би­ло вол­на­ми к ме­сту, на­зы­ва­е­мо­му Врох­ти, близ Ца­рь­гра­да. Жи­те­ли, из­ве­щен­ные об этом от Бо­га, вы­шли на бе­рег, при­ня­ли свя­тые мо­щи бла­жен­ной Олим­пи­а­ды и по­ло­жи­ли их в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Фо­мы. Впо­след­ствии во вре­мя на­бе­гов вар­ва­ров цер­ковь бы­ла со­жже­на, но мо­щи со­хра­ни­лись и при пат­ри­ар­хе Сер­гии (610–638) бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ца­рь­град и по­ло­же­ны в де­ви­чьем мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном свя­той Олим­пи­а­дой. От мо­щей ее со­вер­ша­лись чу­де­са и по­да­ва­лись ис­це­ле­ния.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector