О чем молятся святому клименту охридскому

Сей великий отец наш и светоч Болгарии ведет свой род от европейских мисян, которых многие люди знают также под именем болгар. В древности Александр своей волей насильно переселил их от Олимпа, что возле Прусы, к северному океану и Мертвому морю, По прошествии длительного времени они огромными силами перешли Истр и завладели всеми соседними областями: Паннонией и Далмацией, Фракией и Иллириком, а также значительной частью Македонии и Фессалии.

Именно оттуда вел свой род [сей] преподобный муж. Подобно Самуилу, он был еще в материнской утробе избран Богом и с младенчества возлюбил боголюбивую жизнь. Первым вместе с божественными Наумом, Ангеларием и Гораздом , он со всем тщанием изучил Святое Писание, содействием Всемогущего переведенное на здешний болгарский диалект Кириллом, воистину богомудрым и равноапостольным отцом, который поначалу [трудился] вместе с Мефодием, знаменитым наставником мисийского народа в благочестии и православной вере. Подобно плодородной и доброй почве, [Климент], приняв семя истины, взрастил богатый урожай, по божественному [евангельскому] слову, «до ста шестидесяти» (Мф. 13, 8; Мк. 4, 20), как он удостоверил своими делами.

Святой Климент, изгнанный из Моравии, пришел в Болгарию вместе с другими исповедниками — святыми Наумом и Ангеляром. При первом же вступления на Болгарскую землю они подверглись искушению. В селении на берегу Дуная свя­тые решили отдохнуть после долгого пути. Им указали на дом страннолюбивого человека, где тяжело болел единственный сын хозяина.

Не зная об этом, святые направились к дому, но когда вошли, юноша умер. Безутешный отец обратил свой гнев на странников, обвиняя их в чародействе и грозя отдать под суд. Святые, как могли, утешали скорбного отца, а затем стали молиться над умершим. По их молитве юноша воскрес.

В Болгарии святые Климент, Наум и Ангеляр некоторое время жили при дворе князя Бориса, утверждая в Православии знатных людей. Вскоре святой Ангеляр скончался и был погребен, очевидно, в Плиске — тогдашней столице Болгарии.

Через некоторое время князь Борис послал святого Климента просвещать болгар в Кутмичивице и подарил ему при этом три дворца — в Деболе, около Охрид и около Главеницы.

Объезжая вверенные ему земли, святой Климент проповедовал слово Божие и крестил многих язычников. В каждом округе он оставлял учеников, подгото­вив их для дальнейшей проповеди святого Евангелия. Святого Климента никогда не видели праздным: он учил детей грамоте, много читал, писал книги, организо­вывал школы для детей и взрослых. В Охриде святой Климент основал монас­тырь во имя великомученика Пантелеимона.

Около 896 года (возможно, в 893 г.) при болгарском князе Симеоне (888—927) святой Клиент был поставлен первым епископом-болгарином Велицы, где христианство существовало с VII века.

Господь прославил святителя Климента даром чудотворений. Однажды, по свиде­тельству современника, по пути из Главеницы в Охриду, святитель встретил двух расслабленных и слепого. Сжалившись над несчастными, он помолился Богу, а затем прикоснулся к больным, и те тотчас стали здоровы.

Незадолго до кончины, уже в глубокой старости, святитель Климент перевел на болгарский язык Триодь Цветную. Завещав свою библиотеку кафедре и осно­ванному им Охридскому монастырю, святитель стал готовиться к смерти; он своими руками выкопал себе могилу справа от притвора Охридского монас­тырского храма. 27 июля 916 года епископ Величковский Климент мирно скончался и был погребен в приготовленном месте. По названию обители святи­тель Климент стал называться Охридским. Память святителя Климента Ох­рид­ского установлена в день его тезои­менитства — 25 ноября/8 декабря, когда прославляется святитель Климент, папа Римский.

Словесы́ наста́вил еси́ язы́ки в ве́ру Христо́ву,/ де́лы же возвы́сил еси́ себе́ к Боже́ственней жи́зни,/ святи́телю Кли́менте равноапо́стольне,/ чудесы́ сия́я приступа́ющим к тебе́ ве́рно/ и зна́меньми озаря́я Це́рковь пресла́вно,// сего́ ра́ди честну́ю твою́ па́мять сла́вим.

Перевод: Словами ты научил язычников вере Христовой, делами же возвысил себя к Божественной жизни, святитель Климент равноапостольный, чудесами сияя приходящим к тебе с верой и знамениями озаряя Церковь удивительно, потому почтенную память твою славим.

Я́ко труба́ Арха́нгела Бо́жия/ оглаша́еши ро́ди слове́нстии на вся ве́ки/ и к чудеси́ пресла́вному утвержде́ния люде́й твои́х в Правосла́вии/ прилага́еши неиждива́емо чудеса́ ве́лия да́же доны́не./ Те́мже с любо́вию почита́ем присночестну́ю па́мять твою́,/ святи́телю Кли́менте равноапо́стольне, и мо́лим:// моли́ся о душа́х на́ших.

Храм твой, свя́те, врачевство́ духо́вное/ пресла́вно показу́ется ве́рно приступа́ющим,/ всех бо разли́чных боле́зней избавля́ет,/ стра́сти же душ вся́ческия усыпа́ет./ Сего́ ра́ди тя, всеблаже́нне,// те́пла предста́теля имену́ем.

Перевод: В храме твоем, святой, излечение духовное преславно является с верой приходящим, ибо всех избавляет от различных болезней, страсти же душ всяческие искореняет. Поэтому мы именуем тебя, всеблаженный, горячим защитником.

Православная Церковь 27 июля и 25 ноября чтит память святого мученика Климента. Он был ранним писателем болгарского Средневековья и учеником Мефодия, составил описание жития первоучителя Кирилла.

Климент познакомился с Мефодием в монастыре Полихрон, который находился в Малой Азии. Вместе они трудились над созданием славянской письменности, переводили книги с греческого на славянский язык. Когда в обитель прибыл брат Мефодия Кирилл, то встреча с ним произвела огромное впечатление. Позже в изложении жития он называет Кирилла своим учителем.

Затем он сопровождал в поездке к папе Римскому двух братьев с останками Климента Святого. Папа Римский Адриан Второй узаконил славянский язык для проведения церковных служб и отправил Климента папским посланником в Венгрию, которая входила в состав Великой Моравии. Священники встретили его враждебно, так как боялись утратить свое положение. В результате двести учеников Мефодия подверглись преследованиям. Молодых продали в рабство, кто был постарше, убиты или изгнаны.

Климент и его товарищи отправился в Белград, который был столицей Болгарского царства. Царь Борис радушно встретил славянских проповедников и принял как особых вельмож в своем дворце. Затем Климент отправился проповедовать в Македонию, где способствовал культурной ассимиляции:

В дальнейшем был направлен епископом в Драгвисту, где он прожил 23 года. Его главной целью была подготовка местного духовенства для осуществления церковных служб на славянском языке.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector