Святой антоний для чего ему молятся

Основателю отшельничества и борцу против ереси во имя святой христианской веры, Святому Антонио, поклоняются многие верующие по всему миру. Молитвы преподобному Антонию Великому не раз помогали страждущим укрепиться в вере и защитить свой дом от дурных помыслов.

День памяти святого: 30 января

Родился будущий святой в зажиточной семье Египта, а в возрасте 20 лет остался сиротой с маленькой сестрой на руках. С детства юноша отличался искренней набожностью, а после смерти родителей в одной из церкви он услышал пророческие слова о призвании его к службе Господу. После этого Антоний отказался от наследства в пользу бедных и отлучился от мира, уединившись в келье одного из верующих старцев.

После многих лет раздумий и бесед с Господом, Антоний настолько укрепился в вере своей, что стал примером для подражания у верующих. Долгое время будущий святой проживал в удаленных пещерах, борясь с искушениями, плотскими и душевными. Именно он основал отшельническое монашество, боролся с появившейся в то время ересью – арианством.

Умер святой Антоний в возрасте 106 лет, почитаемый и любимый многими своими учениками и последователями.

День святого Антония в христиане отмечают 30 января. Вознося молитву Антонию Великому, люди просят о решении множества проблем. В основном, конечно, это укрепление в вере, борьба с искушениями. Если в принятии серьёзного решения вас одолевают сомнения, и вы не знаете, как поступить, прочтите молитву святому Антонию, он обязательно поможет.

Защитит святой ваш дом от врагов и стихийных бедствий, сглазов и порчи, поможет при болезнях. Всем мужчинам, названным Антонами, можно обращаться к Покровителю с просьбой выполнить трудную работу, избежать неверного решения. Молятся святому в момент печали и скорби.

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой Ант о ний Великий родился в Египте около 250-го года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. 18-ти лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах о том, как они оставили все в этом мире, чтобы следовать за Господом и служить Ему. Входит в храм и слышит евангельские слова: “Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: “Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали “другом Божиим.” Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказывется, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. “Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?” — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. “Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига.”

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: “Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне.” Вдруг он видит: кто то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. “Делай так и спасешься,” — сказал ему ангел Господень.

Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. “Куда ты хочешь бежать?” — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. “В верхнюю Фива и ду,” отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: “Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню.” Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

Через три для пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему больных; он молился о них и исцелял их.

Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фив е йский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне. После братского лобзания, Павел спросил Антония: в каком положении род человеческий? какое правление в мире? остаются ли еще идолопоклонники? Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление ари а нства — горькой. Пока старцы беседовали спустился к ним ворон и положил хлеб. “Щедр и милостив Господь,” воскликнул Павел: “Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб.”

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, (знаменитого борьбой за Православие против арианской ереси. чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: “Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Или ю , я видел Иоанна, я видел Павла в раю.” На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.

“Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!” Однако когда он вошел в пещеру Павла, то нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.

Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.

Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы (авва, евр. слово — значит отец) жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

Икона Святого преподобного Антония Великого

Икона Святого преподобного Антония Великого

Антоний родился около 251 г. Его семья, знатная и состоятельная, проживала в селении Кома. В Египте, когда-то давшем миру высокую цивилизацию, теперь распространялось христианство – новое учение, потрясшее основы языческого мира. Христианами были и родители Антония. В вере они воспитали детей – сына и дочь. О детстве Антония известно мало: упоминается благочестие семьи и то, что юноша любил богослужение.

Событие, видимо, потрясшее Антония и заставившее обратиться к поискам смысла жизни – смерть родителей. Антонию было около 20 лет, на его руках осталась младшая сестра.

Икона св. прп. Антония Великого с сюжетами жития

Через несколько лет к Антонию устремились люди за исцелением, советом, утешением. Многие желали остаться здесь под руководством аввы – и оставались, несмотря на его возражения.

Мирские бури властно врываются в жизнь подвижника. В 308 г. началось гонение на христиан, и Антоний выходит из пустыни, идет к Александрии, чтобы, вместе с другими мучениками, принять венец от Царя Небесного. Но не то судил ему Господь. Подвижник возвращается к своей пещере. Вскоре, не выдержав людской славы, он задумал уйти в Верхнюю Фиваиду. Но прямая воля Божия – глас с неба – направила Антония во внутреннюю пустыню.

Икона св. прп. Антония Великого

Скоро Антоний нашел удобную для жительства пещеру на горе Аль-Кользом.

В пещеру к Антонию приходили к духовные чада, многих из которых мы теперь также знаем, как святых – прп. Аммон, прп. Макарий Великий. Они и передали некоторые подробности жизни, наставления аввы. Но только двое учеников были при кончине Антония и знали место его погребения.

Церковь совершает празднование памяти святого Антония 17 (30 по новому стилю) января.

Святой Антоний мирно преставился на Внутренней горе, в глубокой старости, заранее будучи предупрежден о приближении кончины.

В египетской пустыне долгие десятилетия подвизался совершенно неизвестный людям отшельник по имени Павел. Дни и ночи проводя в молитвах и посте, святой стяжал великую степень духовного преуспеяния. Подвижник приближался к смерти, и Всеблагий Господь устроил промыслительную встречу двух отшельников.

Знамения благодати сопровождали Антония постоянно. Чудом было выжить, претерпевая бесовские нападения, не погибнуть от жажды, зноя, диких зверей. Данные подвижнику дары щедро изливались на его учеников, на всех, приходящих к нему с верой.

Братия пригласили авву посетить их монастырь. Путники шли по безводной пустыне. Скоро у них вышла вся вода, а дорога была еще далекой. Обессиленные монахи в изнеможении опустились на землю. Антоний, восскорбев о братиях, пал на колени с молитвой. Вдруг на месте, где молился авва, потек источник воды. Ее хватило, чтобы напиться путникам и даже напоить верблюда.

Однажды Антоний вместе с учениками вошел на корабль. Вдруг он почувствовал ужасный запах. Никто из находившихся здесь, однако, не ощущал ничего подобного. Кто-то сказал, что, может быть, зловоние издают испорченные рыба или мясо. Антоний же возразил, что происхождение запаха иное. Скоро все разъяснилось: страшным голосом закричал бывший на корабле бесноватый юноша. Злой дух, не вынося присутствия Антония, с криком покинул больного, а юноша стал здоров.

До наших дней сохранилась пещера, в которой Антоний Великий подвизался более 40 лет. Ныне она находится в 2 км от Антониева монастыря, принадлежащего Коптской церкви. Расположена пещера на высоте 680 м над уровнем моря. Паломники могут подняться к ней по лестнице с 1150 ступенями.

Сама пещера – по сути, щель в скале, длиной около 10 м и совсем узкая. Ее ширина 0,5 – 1 м. По этой узкой дороге паломники попадают в столь же тесную келью Антония. Сейчас здесь есть небольшой престол и икона преподобного.

У пещеры св. Антония Великого

Антоний, имея много почитателей, опасался, что неразумные египтяне по местной традиции (идущей от Древнего Египта) набальзамируют его тело и сделают объектом поклонения. Поэтому он запретил ученикам открывать место его упокоения. Долгое время оно было никому не известно.

О том, где теперь находятся мощи Антония Великого, существуют разные точки зрения. Большинство церковных историков указывают, что император Византии Юстиниан Великий все же нашел место погребения святого и перенес мощи в Александрию, столицу Египта, в 544 г.

В VII в. Египет был захвачен арабами. Поэтому христиане переправили мощи в Константинополь.

Наконец, с конца XI века, после одного из Крестовых походов, мощи прп. Антония оказались в католической Франции. Здесь, как считается, они и хранятся по сей день в г. Сент-Антуан-л’Аббеи.

Считается также, что глава преподобного сейчас находится в церкви св. Иулиана в г. Арль (восточная Франция).
Вместе с тем, в коптском монастыре св. Антония считают, что мощи преподобного до сих пор не открыты. Они погребены под спудом в монастырской церкви, освященной в честь преподобного аввы.

Известны следующие творения Антония:

Наставления прп. Антония отличаются ясностью, простотой и краткостью. Монашеский опыт, содержащийся в них, бесценен как для иноков, так и для мирян.

Прп. Антоний оставил предсказания о монашестве последних времен.

Слыша рассуждения о том, как трудно стать добродетельным, св. Антоний возражал на это:

Как же достигнуть добродетели? Своими силами это невозможно, но дело человека – показать произволение, желание измениться. По собственному опыту преподобный свидетельствовал:

Прп. Антоний почитается как католиками, так и православными. Православные храмы в его честь есть в Греции, Болгарии, Румынии, Сербии, Украине, Австрии. На сегодняшний день в России известно 7 храмов прп. Антония (в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Курской, Курганской, Новгородской, Вологодской, Воронежской областях и др.)

Особое место занимает монастырь св. Антония в Египте – место жизни и подвигов преподобного. Расположен он в 290 км от г. Каира. Сейчас до монастыря можно добраться на автомобиле, до 50-х гг. XX в. путь по пустыне занимал неделю.

В монастыре святого Антония, 290 км к югу от Каира

Монастырь считается древнейшим в мире. Здесь сохраняется пещера прп. Антония. Рядом с монастырем есть источник св. Антония, известный еще при его жизни. Монастырь принадлежит Коптской церкви. Сейчас это место уединенного подвижничества нескольких десятков насельников. Паломников в монастыре обычно не много.

К Антонию Великому обращаются:

Автор: Наталья Сазонова

Небольшой фильм о святом:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector