Святой сильвестр омский о чем молятся

29 ноября 1998 года впервые в истории Омской епархии состоялась канонизация. К лику местночтимых святых был причислен архиепископ Сильвестр. А в июле 2000 года юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви святитель Сильвестр Омский был прославлен как новомученик Российский.

По примеру своего учителя, отличавшегося аскетизмом, Иустин Львович выбрал для себя наискромнейший образ жизни. Он никогда не стремился к обладанию материаль­ным богатством, ограничивал себя во всём. У него не было имущества, он много лет жил в скромной келье при монастырской гостинице. Всё время он посвящал работе и молитве. А летние каникулы — паломничествам по святым местам.

Святитель Сильвестр никогда не повышал голос. Вместо нагоняя мог сделать подчиненным деликатный укор. Бывает, такими качествами пользуются нерадивые работники. С ним же такого почти не случалось.

На протяжении всей жизни у святителя Сильвестра был высокий авторитет в самых разных кругах. Успех миссионерской деятельности зависит от умения убеждать. Его слушали внимательно и православные, и колеблющиеся в убеждениях, и отпавшие от веры, и раскольники-старообрядцы, и сектанты, и толстовцы. После написания трудов о том, как следует вести просветительскую работу, отец Иустин стал считаться одним из самых знающих специалистов по этой теме в России.

Сибирь. Война.

4 июня 1915-го Указом Священного синода преосвященный Сильвестр стал епископом Омским и Павлодарским. Имея благочестивую привычку перед всяким трудным делом или испытанием молиться у прославленных святынь, владыка, прежде чем направиться в Омск, совершил паломничество в Иркутск, поклонился святым мощам святителя Инно­кентия и попросил у него помощи.

Служение владыки в Омске выпало на трудное время Первой мировой войны и революции. Но как много он успел! Создал Сибирский патерик — жизнеописания подвижников веры. Выхлопотал у Государя императора решение о бесплатном обучении в духовных учебных заведениях детей георгиевских кавалеров. В 1917 году даже вышел царский указ об учреждении стипендии имени Преосвященного Сильвестра. Владыка собирает средства в помощь беженцам, учредив для этого епархиальный комитет. В Покровском, Знаменском монастырях размещают беженцев. В Параскевиевской и Соборной школах приютили 200 человек. Даже в своем архиерейском доме святитель поселил две семьи — семью католиков и семью псаломщика Минской епархии с восемью детьми. Он был очень добр к людям и любил детей. В 1915 году открыл приют для детей раненых и увечных воинов, в котором трудились послушницы монастыря. В продолжение миссионерского служения епископ Сильвестр ведет работу в лагере военнопленных, и около 500 чехов, русинов, поляков изъявляют желание принять православие. Чин присоединения инославных к нашей вере владыка торжественно совершает в Успенском кафедральном соборе.

В 1916 году в Тобольске прошли великие торжества по прославлению митрополита Иоанна Тобольского. В них владыка Сильвестр принял участие вместе со своей паствою, которая шла в Тобольск из Омской епархии пешими Крестными ходами.

А спустя только месяц после торжества, проходившего в привычной, спокойной обстановке, грянула Февральская революция. 4 марта на проповеди во время богослужения в Успенском кафедральном соборе епископ Сильвестр сообщает пастве о свершившемся государственном перевороте.

Отныне все заботы архиерея посвящены умиротворению народа. В проповедях он говорит об исполнении долга перед Родиной, о мире внешнем и мире внутреннем, просит молиться о Божьей помощи Временному правительству.

10 марта 1917 года на площади перед Успенским собором проходил праздник гражданских свобод. Омское духовенство приняло решение принять участие в этом событии во имя блага и спокойствия. После литургии на площадь пришли Крестные ходы изо всех омских церквей. Владыка обратился к народу. После него выступали представители баптистов, католиков, иудеев, и прошел парад войск. Этот день продемонстрировал, что в тревожное время на Омской земле можно сохранять согласие.

Всё изменилось с приходом к власти большевиков. Начались гонения на Церковь. Как только был обнародован декрет об отделении Церкви от государства, новые власти потребовали от владыки Сильвестра передать в их распоряжение здание и имущество Духовной консистории и даже архиерейский дом. Это произошло 2 февраля 1918 года. Прошел слух, что в Успенском кафедральном соборе собираются устроить лазарет. Протоиерей Успенского кафедрального собора о. Александр Соловьёв сказал проникновенную проповедь на эту тему. После службы на Соборной площади начался митинг, разогнанный красногвардейцами. Так было по всей России. По призыву Поместного собора народ ответил на притеснения Крестными ходами.

В Омске в воскресенье, 4 февраля, было прочитано послание Патриарха Тихона. Общегородской Крестный ход возглавил преосвященный Сильвестр. Шествуя из Успенского собора по улицам города, грандиозный Крестный ход останавливался у каждого храма, владыка служил молебен, а потом обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым грозит разорение.

Да, тогда еще народ в основной своей массе был верующим, и его возмущения побаивались самозванцы у власти. Сбывалось предвидение владыки о трудностях архипастырства. В августе 1918-го он ездил в Тобольск, чтобы принять участие в погребении епископа Гермогена, утопленного большевиками в реке Тобол…

Из Ватикана следует телеграмма-заклинание от имени главы католиков Ленину остановить преследование служителей Бога. Но у вождя большевиков были другие планы…

Мученик за веру

Цинизм новой власти был в том, что уничтожая не только простых граждан, но и известных людей, палачи не оставляли официальных свидетельств. Был человек — и нет его. И ни строки в документах о том, что с ним сделали.

У большинства жертв политических репрессий нет могил, их тела сваливали в котлованы и рвы, на месте которых потом строились промышленные объекты. Но священномученик Сильвестр обрел свое место упокоения в храме, где была его кафедра. Можно предположить, что в 1920 году машина репрессий была еще не так отлажена, как впоследствии, в 1930-е годы, и людям из окружения владыки Сильвестра каким-то чудом удалось уговорить или подкупить стражу тюрьмы, чтобы тело убиенного было отдано для христианского погребения. Всё делалось в строжайшей тайне, так что в течение десятилетий в городе не было распространено ни слухов, ни легенд о возможном месте захоронения архиепископа.

Чудо обретения мощей

16 июля 1891 года был заложен Успенский кафедральный собор. А 16 июля 2005 года, через две недели после начала изысканий, произошло событие, которого никто не ожидал.

Вскоре оказалось, что икона всплыла над захоронением, словно указав людям особое место на раскопках. 21 и 22 июля в процессе выработки погребения обнаружено и описано 104 предмета. Среди них параман (плат, который носят на спине монахи), частицы архиерейского облачения — саккоса и епитрахили, три десятка перламутровых пуговиц, вышитый пояс, остатки плетеных четок, похожих на те, что запечатлены на прижизненной фотографии в руках святителя. В ногах усопшего находился орлец — круглый, с изображением орла, парящего над городом, коврик, на котором во время богослужений стоит архиерей.

Еще один поразительный предмет на дне гробницы — штырь. Предположительно, это орудие пыток было положено в гроб, как шифровка потомкам о трагических событиях. Чуть позже других предметов обнаружился и большой параманный кипарисовый крест, какие носят иерархи церкви. Воистину чудо, что деревянный крест остался цел. То же эксперты сказали и про параман. Металл разрушился, а ткань с вышивкой оказалась цела. Эксперты разводили руками, было высказано предположение, что сохранились те фрагменты вещей, что соприкасались с плотью святого.

Несмотря на историческую очевидность того, кому принадлежат останки, они были переданы на экспертизы. Специалисты, проводя большие исследования и располагая прижизненными фотографиями владыки, подтвердили принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру.

Акт Бюро судебно-медицинской экспертизы приоткрывает завесу тайны над тем, какова была мученическая кончина святителя. Множественные прижизненные переломы конечностей и ребер, штыковой след на костях груди, лучевидные трещины в затылочной части черепа, полное отсутствие верхней челюсти говорят о нечеловеческих страданиях архиепископа Сильвестра. В довершение истязаний его распяли на полу.

В Акафисте священномученику Сильвестру, который был написан после прославления владыки, первого святого земли Омской, сказано, что архиерей Божий прошел путь Голгофских страданий, претерпел подобие Крестного Распятия и пострадал за Истину. Отныне он земли Омской молитвенник.

По материалам статьи Светланы Васильевой в газете «Омская трибуна».

Ветка «Ляпы, или как искажается история» на сибирском форуме всегда была унылым перечислением ляпов и опечаток в советских/современных книжках или на сайтах вроде того, что неправильно указан год выпуска фильма или количество населения города. Бороться с серьезными историческими фальшивками никто не будет. Но вот теперь там опубликовано разоблачение одного довольно жирного фейка.

Вкратце суть такова. В Омске большое место занимает история о гибели архиепископа Сильвестра, которого большевики в 1920 году якобы арестовали и убили — как водится, били, пытали, прибили к полу гвоздями и закололи раскаленным шомполом. В 2005 году гроб с его телом был найден и хотя подтвердить причину смерти было нельзя, архиепископа в 1998 г. признали святым и возвели в ранг мучеников.

Но, как оказалось, история о причине смерти архиепископа целиком и полностью идет от одного православно-ориентированного краеведа, И.П.Шихатова, который не постеснялся ее просто-напросто придумать, а сам архиепископ скончался на самом деле у себя дома от рака желудка. Эта ужасная тайна стала известная лишь недавно благодаря проверке областного ЗАГСа. Подробнее см. по ссылке, а я тут отсканил статью с разоблачением, чтобы не пропало — не всем можно верить.

Панина Мария Федоровна, главный специалист Исторического архива Омской области

В истории любого города, в том числе и Омска, — немало преданий. Легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра, чьи мощи хранятся в Успенском кафедральном Соборе, родилась в 90-е гг. прошлого века.

Случай действительно уникальный: подвергнуть человека таким нечеловеческим пыткам! Иван Павлович утверждал, что при составлении биографической справки архиепископа Сильвестра им были изучены архивные документы. Но в своих публикациях он не назвал ни одного документа, не подтвердил документальными свидетельствами хотя бы факт ареста архиепископа или содержания его в тюрьме.

Эксперты экспертной комиссии и реставрационного совета при Министерстве культуры Омской области произвели экспертизу предметов, обнаруженных при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора: иконы на деревянной доске, эмалевой иконы, металлического креста с надписью, орлеца, парамана, параманного креста, фрагментов облачения и «пришли к следующим заключениям:

По 1-му вопросу: предметы, обнаруженные в захоронении при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора, указывают на принадлежность Ольшевскому Иустину Львовичу (Сильвестру, архиепископу Омскому и Павлодарскому).

По 2-му вопросу: исторические данные подтверждают, что указанные человеческие останки, обнаруженные при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора, вероятнее всего, принадлежат Ольшевскому Иустину Львовичу.

Время тогда было еще не такое, как теперь, и браться за церковь было опасно. Не знаю, выбранные депутаты от православных или толпа потребовала от кого следует освобождения архиерея, и он днем был освобожден. Больше его не трогали. (По слухам, Запкус, начальник отряда, впоследствии был расстрелян).

14 ноября 1919 г. пришла Советская власть; начались аресты. Были арестованы настоятель собора протоиерей Соловьев и регент Китаев. Китаев содержался не так строго, часто, говорят, бывал дома, и, между прочим, /125/ был расстрелян. Был арестован и арх. Вениамин. Участь его неизвестна. Говорят, Жардецкий перед казнью исповедовался у него [3]. Арх[иепископ] Андрей [Уфимский] уехал до прихода Советской власти.

Сразу же возник вопрос: неужели архиепископ Сильвестр умер в 1921 г.? Возможно, поэтому и не была выявлена И. П. Шихатовым в 1997 г. актовая запись о регистрации смерти Сильвестра, когда он писал биографическую справку о нем. Мы проверили все актовые записи о регистрации смертей по г. Омску за первую половину 1921 г. Записи о смерти Сильвестра не обнаружили. Делаем вывод: М. А. Столповский в своих воспоминаниях ошибается. Проверяем актовые записи всех районов г. Омска за 1920 г. В Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-у району г. Омска я нахожу актовую запись №96 о регистрации смерти архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (ф. Р-580, оп. 3, д. 48, л. 96). Эта запись не только подтвердила воспоминания М. А. Столповского о причине смерти Сильвестра, но и указала на место его погребения. Вот её полное содержание: «Книга записей смертей за 1920 г. Отдела записей актов гражданского состояния при Омском губревкоме 3-го района.

Итак, этот подлинный документ без колебаний позволяет установить дату и причину смерти архиепископа Сильвестра, место его захоронения. А почему данный документ не был найден в 1997 г. или в 2005 г., я не знаю. Видимо, всему своё время.

1. Речь идет о епископе Уфимском Андрее Ухтомском (1873 — 1937). Он был членом Сибирского Временного Высшего церковного управления, руководил духовенством 3-й армии Колчака. После разгрома белых был арестован. Выступил с заявлением о лояльности к Советской власти. Был освобожден, но далее вновь был арестован. В марте-октябре 1921 г. содержался в омской тюрьме. Был канонизирован Русской православной церковью за рубежом в 1981 г.

2. Максим Дормидонтович Михайлов — народный артист СССР, солист Большого театра в 1932 — 1956 гг. В 1918 — 1921 гг. служил в Омске протодьяконом Успенского собора.

3. В. А. Жардецкий — адвокат и журналист, председатель Партии народной свободы в Омске, активный участник антибольшевистского движения. Арестован в Иркутске в январе 1920 г., доставлен в Омск, где был расстрелян по приговору губернской ЧК. /126/

Известия Омского государственного историко-краеведческого музея: Сб. науч. Трудов. №19. / Мин-во культуры Омской обл.; ОГИК музей. Омск, 2014. С.123-126.

А вот и скан свидетельства о смерти для особо сомневающихся: ИАОО. Р-580. Оп. 3. Д. 48. Л. 96.

О том, какое место занимает байка о смерти архиепископа, можно прочитать по ссылке. Особое внимание уделите защитникам мифа — откровенным черносотенцам. Я заглянул в контактик этого священника Олихова — он, как водится, нормальный нынешний клерикал-реакционер: гомофоб, националист, ксенофоб и. неосталинист. Полный набор.

Добавлю вот еще что. Господин Сильвестр был зачинщиком антисоветского выступления в Омске в февраля 1918 г. (подробности по ссылке). Он еще был главой Временного Высшего Церковного управления в Сибири при Колчаке, то есть, курировал религиозную деятельность во всей Колчакии и в этом качестве активно работал в формировании Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени — колчаковского православного фольксштурма, этаких добровольцев, объединенных единой верой и христианским равенством. На деле получилось, что после развала армии в бой бросали плохо подготовленных и плохо одетых беженцев, провожаемых на фронт с молитвами и надеждами на чудо и возрождение патриотизма и боевого духа Русской армии. Подробнее см. главу в диссере того же Олихова.
Кстати, мне лично очень понравился вот этот, самый чудесный, просто восхитительный с точки зрения христианского человеколюбия фрагмент!

Здесь главное даже не сама информация (источником указан журнал «Безбожник»), а то, как господин Олихов ее воспринимает.

Так что если бы большевики действительно арестовали и расстреляли Сильвестра — я не знаю, почему это можно было бы считать несправедливостью. Они бы поступили вполне логично и вне каких-либо религиозных мотивов.

Придя в православную епархию совсем по другому делу, я должна была заручиться благословением владыки Феодосия. Между нами завязался разговор.

— Сегодня был в Успенском соборе, и знаешь, какую новость узнал? – вкрадчиво начал он. – Батюшка Николай (настоятель в Успенском соборе – ред.) рассказывал о последнем чуде: одна женщина поделилась с ним своей радостью, мол, поклонилась мощам Сильвестра, раскаялась в прегрешениях своих, попросила помощи и получила чудесное избавление от недуга, который её давно мучил, от бессонницы.

Исцеление идёт от веры

Я в первый раз была в этом соборе. Он поразил меня своим великолепием и атмосферой. Наверху в огромном зале никого не было, здесь много золота, света и красивейших настенных росписей и икон. Я спустилась вниз, тут была совсем другая обстановка. Полуразрушенные стены, оставшиеся как память о взорванном в 1935 году старом здании собора, множество старинных икон, живых цветов и конечно ровный свет горящих свечей.

Даже в будний день здесь есть народ. Только при мне совершилось два обряда крещения. А молодожёны как по расписанию каждые 20 минут приезжали, чтобы просто поставить свечку. Много людей молилось, каждый о своём, сокровенно. А одна женщина, простояв на коленях у иконы около получаса и усердно молясь, в конце концов, громко разрыдалась. Наверное, покаялась в грехах.

Я смотрела на это всё, и в душе что-то переворачивалось. В этом полумраке свечей между людьми стирались все социальные границы, христиане просили помощи у одного Бога.

Пока батюшка был занят на обряде крещения, я решила спросить у прихожан, что те знают о мощах Сильвестра.

Покупая свечки, я разговорилась с продавцом.

— Вы знаете, это правда. Столько было случаев, не пересчитаешь. Каждый день приходят люди к святым мощам, просят помощи, кто от болезней, кто, чтобы его на путь истинный направил святой Сильвестр. Женщины, например, становятся вон к той разрушенной стеночке (показывает) и молятся о своём, о женском: о детях, о семье, о здоровье. И знаете, всем помогает Сильвестр. Но этим истинный христианин не хвастает. Это всё очень сокровенно.

Тем временем батюшка закончил обряд крещения, и я попросила разрешения поговорить с ним. Он с радостью уделил мне своё время.

— Хотите доказательство того, что мощи святого Сильвестра действительно обладают великой силой? Вот явное: останки великомученика нетленны, это означает, что и сейчас в гробу мы найдём тело, как у живого человека, с кожей, волосами, ногтями. Всё сохранилось в первозданном виде! Это Бог невидимо прославляет людей, жизнью своей подтвердивших веру и принявших мученическую смерть во имя Христа. А другое важное доказательство – святость Сильвестра подтвердили Святейший Синод и Патриарх Русской Православной Церкви. Они засвидетельствовали случаи невидимой помощи человеку от разного недуга. Специальная комиссия опрашивала людей, те подтверждали своё исцеление, подписывали необходимые документы. Вот мой личный пример: простудил ногу, долго мучился с ней. Просил помощи у святого Сильвестра, молился, и вскоре получил исцеление- нога перестала болеть. Как же не верить после этого? Исцеление болезней – это подтверждение веры.

Исцеление и облегчение также получают люди, которые исповедуются, раскаиваются в заблуждении, в содеянном зле, в выборе ложного пути. Батюшка Николай рассказал, как приходили и со слезами вымаливали помощи люди, попавшие в разные секты, а также страдающие пагубными недугами. Только очистившись внутри, приходило им облегчение физическое. Сильвестр является покровителем людей, связанных с военным делом. Ведь именно он привёл к присяге адмирала Колчака как Верховного правителя России в 1919 году. Много видных военачальников побывало у святых мощей, прося благословения на служение Родине.

Наша беседа с батюшкой Николаем продолжалась.

Столько засвидетельствовано чудес, что если их собирать, то и книги не хватит!

Святые мощи Сильвестра – это ходатайство наше перед Богом. И чудеса, которые совершаются невидимо от глаза человека, тому подтверждение. Бог и после жизни прославившего его человека сохраняет его тело в первозданной красоте, посылает спасение души через таких людей. Вопрос исцеления в вере. Об этом говорят очереди людей, стоящих каждый православный праздник к мощам святого великомученика Сильвестра.

Миссионер и священник

С 27 октября 1887 – учитель церковно-приходской школы в селе Липовка Киевского уезда.

С 15 января 1888 – преподаватель Закона Божия в двухклассном министерском училище в местечке Шпола того же уезда, где большое влияние имели штундисты – сторонники протестантского течения, близкого к баптизму (а затем и слившегося с ним).

С 7 марта 1889 – киевский епархиальный миссионер, учитель церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского братства.

Организовывал богословские чтения для интеллигенции и лично в них участвовал.

10 декабря 1910 пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита.

С 16 января 1911 – епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии.

С 13 ноября 1915 – епископ Челябинский, викарий Оренбургской области.

С 4 июня 1915 – епископ Омский и Павлодарский. Участвовал в работе Поместного собора 1917 – 1918.

После издания большевистскими властями декрета об отделении церкви от государства организовал в Омске крёстный ход (4 февраля 1918), в ходе которого обращался к народу с призывом хранить православную веру и защищать храмы. В ночь с 5 на 6 февраля был арестован большевиками, при аресте был убит эконом владыки Николай Цикура.

22 апреля 1918 Св. Патриарх Тихон возвёл епископа Сильвестра Омского и Павлодарского в сан Архиепископа.

В ноябре 1918 избран главой временного Высшего церковного Управления Сибири.

29 января 1919 привёл к присяге на верность Богу, Родине и народу адмирала А.В. Колчака как Верховного правителя России. Тогда Сильвестр благословил адмирала на войну против красных изуверов и подарил ему икону. В марте организовал крёстный ход с участием Колчака и членов его правительства.

Арест и мученическая кончина

Арестован большевиками в Омске в конце 1919. В течение двух месяцев Сильвестра истязали, требуя от него покаяния. Ничего не добившись, большевики подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскалённым шомполом прижигали его тело, а затем раскалённым докрасна шомполом пронзили сердце. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года.

В 1981 году архиепископ Омский Сильвестр на Архиерейском Соборе РПЦЗ причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

К священномученику Сильвестру обращаются как к заступнику за Православную Россию, а также с особою молитвою о благоденствии Земли Сибирской.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector