Что говорит библия о молитве за умерших

Есть ли какая-нибудь связь между живущими еще на земле и уже умершими христианами?

Нет ли большой разницы между живущими и умершими христианами?

В чем должна выражаться любовь христиан друг к другу?

Но, быть может, здесь говорится о молитве к Богу только за таких христиан, которые живут еще на земле?

Умершие христиане нуждаются-ли в том, чтобы Церковь Христова возносила за них молитвы к Богу?

Чем вызывается эта их нужда?

Какое может быть основание для умилостивления Божия за грехи людей умерших?

Можно ли думать, что эти христианские молитвы будут услышаны?

Но, может быть, Христос не имеет власти облегчить участь многогрешных ( Иак 3:2 ) христиан, переселившихся в загробный мир?

Правильно ли рассуждают сектанты, когда доказывают, что нельзя изменить судьбу человека в мире загробном и ссылаются при этом на слова Господни в притче о богатом и Лазаре?

Нет, не правильно. В приводимой притче о богатом и Лазаре, действительно, говорится о том, что перехода из ада в рай нет, но говорится это не о новозаветных, а о ветхозаветных людях, о бывшем прежде, а теперь уже отмененном.

О каком времени говорит притча о богатом и Лазаре?

О времени ветхозаветном, т.е. о времени до совершения Христом Спасителем искупления.

Откуда это видно?

Что это за непокорные духи, которым проповедал Христос?

Вывел ли, действительно, Спаситель из ада в райскую жизнь Божию находившихся в темнице духов, с верою ожидавших Его?

Можно ли доказать, что Господь действительно сходил к пребывавшим в адской жизни?

А как думают сектанты о состоянии умерших?

Они считают, что все умирающие тотчас после смерти получают полное воздаяние за свою жизнь.

Можно ли думать по сектантски, что души отшедших людей теперь же получают полное и окончательное воздаяние за свою жизнь на земле?

Все ли люди должны предстать на Страшный суд, или, может быть, верующие на суд не пойдут?

Если притчей о богатом и Лазаре Спаситель не отвергает молитв за умерших, то какой-же истинный смысл ее?

Главная мысль Господня в притче та, что, если люди на земле закона Божьего слушать не хотят, то их ничем не исправишь: если даже мертвый воскреснет, то и тогда не поверят.

Чем можно доказать, что главная мысль притчи именно такова?

Что же, враги Христа стали ли верить в Него после того, как Он воскресил четырехдневного мертвеца?

Чего должно просить у Господа в наших молитвах об умерших?

Того же, чего мы просим в своих молитвах о живых: должно просить милости Господней к умершим и благодати Божией, очищающей души их и доставляющей им блаженное состояние.

Молились ли за умерших верующие в истинного Бога?

Что отвечать сектантам, если они скажут, что не верят книгам Маккавейским, потому что это книги неканонические?

Нужно спросить у сектантов, где в слове Божием сказано, что Маккавейские книги не хороши? – А что они называются неканоническими, так это так их назвала древняя Православная Церковь, когда диавол не выдумал современных сектантских глупостей. Но Церковь всегда признавала книги Маккавейские как книги правильные, рассказывающие о жизни Иудеев далеко до пришествия Господня, а 85 правило св. Апостолов повелевает признавать книги Маккавейские.

Наши неканонические книги вовсе не апокрифы, потому что все лживые книги, как, например, Ев. Петра, Ев. Фомы, сон Богородицы и др. отвергнуты Церковью 10 .

Можно ли найти подтверждение молитв за умерших в книгах канонических?

Такие подтверждения есть.

Молились ли за умерших свв. Апостолы?

Было ли у христиан с первых дней существования Церкви Христовой поминовение усопших в Церковном богослужении?

Несомненно, было. В литургии Ап. Иакова, которая и поныне ежегодно совершается в Иерусалиме в день памяти этого Апостола Господня, 22-го октября; в этой литургии есть молитвы об умерших; точно так же и в Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустого, совершающихся постоянно у нас.

Какие еще мы имеем доказательства, что у христиан всегда были молитвы за умерших?

Вот еще одно доказательство от истории. В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесенный из Рима по желанию равноапостольного Аверкия, скончавшегося около 167 года. Под этим камнем похоронен равноап. Аверкий, и на камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод. Если бы у христиан не было молитв за умерших, то и равноапостольный епископ не завещал бы их.

Итак, молитвы Церкви за умерших идут с первых дней христианства.

И сектанты ни от Писания, ни от истории, не могут доказать того, что когда-либо было такое время, когда православные не молились за усопших. Такого времени никогда не было.

Возможно ли прощение грехов в жизни будущей?

Что такое хула на Сына Человеческого, которая может быть прощена?

Что такое хула на Духа Святого, которая не может проститься никогда?

Можно ли христианам после молитвы за умерших совершать поминальные трапезы?

Какими вопросами можно доводить сектантов до признания необходимости молитв за умерших?

О том, что из ада были выпущены многие, говорит Мф. 27:52, 53 ; а Иоанн, говорит о первом воскресении в Откр 20:5, 6 – Sm.

Вопрос: Во 2Тим.1:18 сказано: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день». Итак, апостол Павел просит молит об умершем — сего человека давно уже нет в живых. Можно ли этими словами из Библии точно также просить молить Бога о других?

Доброго вам времени суток, Валентин!

Давайте внимательно прочитаем весь отрывок:

Ты, *Тимофей, знаешь, что все Асийские (*братья) оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь (2Тим.1:15-18).

Судя по тому, что мы здесь читаем, апостол Павел говорит о живом человеке, о человеке, который, не смотря на то, что остальные оставили Павла, сделал для него много добра. Для этого человека Павел произносит пожелание о спасении в Оный День.

Если вы желаете строить свою жизнь в соответствии с Писанием, то вам необходимо просить Господа о спасении людей именно так, как это делал апостол: просить за тех людей, которые сейчас всё ещё живы, и просить о том, чтобы в день Второго Пришествия эти люди оказались в милости у Господа.

В Библии нет примеров того, чтобы люди молились о спасении уже умерших людей. И хотя эти люди, молитвы о которых записаны в Библии, уже умерли, это, как вы понимаете, не означает, что они были мертвы, когда за них произносились просьбы и молитвы. Библия даёт нам примеры молитв только живых верующих только за живых людей . Единственное исключение, когда после молитвы о мёртвом, умерший тут же воскресает к жизни, например, 4Цар.4:32-37.

Слово священнику. Есть ли смысл молиться за умерших?

Есть ли смысл молиться за умерших?

На днях отпевал пожилую женщину.

После отпевания обратился к родственникам с напутственным словом.

Говорил, как обычно в таких случаях, о том, что у Бога все живы, что наша цель — это достижение благословенного единства с Ним и единственное, что мешает нам в достижении этой цели, — это наши грехи.

И что не всегда, к сожалению, человек успевает принести достойные плоды покаяния, так что нам надо крепко молиться о прощении грехов наших усопших сродников.

А чтобы мы могли благотворно влиять на их загробную участь, чтобы молитвы наши были услышаны, надо стараться жить по правде Божией, потому что между нашим духовным, нравственным состоянием и действенностью нашей молитвы существует прямая связь.

Вот я все это сказал, попрощался с родственниками, иду к машине, и тут ко мне подходит женщина и говорит: «Батюшка! Вы вот сейчас там рассказывали.

Но ведь мы не можем влиять на загробную участь человека.

Я таких слов не помню и честно в этом признался, но притом напомнил еще, что Библия — это целостная книга и неправильно выхватывать из нее какие-то куски вне контекста, вне понимания, по какому поводу, когда, кем и кому это было сказано.

Впрочем, женщина продолжала говорить о своем.

О том, что человек получает после смерти только то, что он заслужил, и никакие молитвы близких ни помочь, ни облегчить его участь уже не могут.

И она настаивала именно на том, что в Библии о таком отношении к умершим ничего не говорится — то есть о том, что есть смысл за них молиться, что им можно как-то помочь.

Я люблю такие неожиданные встречи, но, к сожалению, меня уже ждали другие люди, и не было возможности нам поговорить подробнее.

Я только пригласил женщину на беседу в храм.

Есть, правда, сомнение, придет ли она, хотя. и надежда, конечно, есть.

Чего не бывает в жизни!

Насторожило меня только то, что что-то нарочитое, упрямое было в ее словах; жаль, я не успел у нее спросить, не принадлежит ли она к иной конфессии.

Итак, есть ли в Библии упоминание о том, что молитвы за усопших имеют какой-то смысл?

И могут ли молитвы влиять на загробную участь наших близких?

Вопросы интересные и важные.

И мне захотелось поговорить об этом более основательно.

Может быть, добрая женщина, которую я встретил, прочтет мою писанину, и наша беседа, таким образом, продолжится, а может быть, она и придет когда-нибудь в храм, если не в мой, так в другой.

Во всяком случае, я бы этого очень хотел.

Начнем вот с чего. Что меня заставило подумать об инославном происхождении рассуждений этой женщины?

Это типично протестантская постановка вопроса. Но дело вот в чем.

Несмотря на всю исключительную важность Библии, этой святой книгой не исчерпывается вся полнота жизни, все ее разнообразие, в том числе и жизни духовной всего человечества, различных народов и каждого человека в отдельности.

Можно сказать, что Библия — это выражение, существенное воплощение этой жизни.

Но также Библия и часть этой жизни.

А все, что остается неописанным, все, что остается за пределами начертанных слов, — это что, уже не жизнь, не завет, не продолжение непосредственных и живых отношений Бога и человека?

Церковь — это тело Христово.

То есть это и есть Сам Христос, живущий здесь и сейчас, говорящий с нами, открывающий нам Свою волю, милующий и спасающий.

Вот это очень важно понять.

Церковь и есть та самая жизнь, которой мы можем и должны приобщиться, к голосу которой должны прислушиваться, потому что голос ее и есть голос Бога, Его глагол, вечно рождающийся и вечно обращенный к нам.

Вырывать Библию из контекста Церкви и пытаться что-то в ней понять — это занятие, как ни жестко это звучит, совершенно бесперспективное.

Единственный положительный исход такого чтения или изучения Библии может заключаться в том, что человек придет в Церковь и станет действительным участником жизни Христа.

Поучает нас посредством святых тот самый Дух Святой, Которым создана и Которым живет Церковь во всей своей соборной полноте.

Многое с исключительным благоговением и трепетом сохранялось и хранится до сих пор как Церковное Предание.

Со временем, кстати, это Предание, передаваемое из уст в уста, было записано и в иных книгах, кроме новозаветных.

Это и послания ближайших учеников апостолов, а затем учеников их учеников и так далее.

Такое искажение (неизбежное в делах житейских) немыслимо в делах церковных, и именно в той части, которая относится к нашему спасению, потому что Церковь — это и есть истина, Церковь и есть Сам Христос, Его Духом Церковь содержится и управляется.

Это важно понять: наши человеческие, греховные оценки и критерии неприменимы к Церкви. Все те беззакония и заблуждения и нестроения, которые мы видим, и даже часто, в церковной ограде, к Церкви, к ее сущностному содержанию не имеют никакого отношения.

Но чтобы во всем этом разобраться, нужно, вне всякого сомнения, самому быть внутри Церкви, быть причастником того Духа Христова, Которым Церковь и живет, и движется, и существует.

Всегда Церковь жила верой в то, что загробная участь людей до Страшного суда не решена окончательно и что живущие здесь, на земле, могут своими молитвами благотворно влиять на загробную участь своих родных и близких.

Повторю: это учение существовало всегда, но действенную силу оно приобрело с пришествием в мир Спасителя, благодаря Его искупительной жертве за наши грехи.

И мы попытаемся, пусть очень коротко, проследить историю отношения к молитве за усопших в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви.

Хоть мы и знаем, что до прихода в мир Спасителя загробная участь всех людей была пусть в разной степени, но все-таки печальна и безотрадна в силу полного господства над человеком греха, но и в Ветхом Завете мы находим примеры молитв людей, живущих на земле, об умерших.

Самый яркий такой пример — это молитва иудеев за своих собратьев, погибших на поле брани.

После битвы с идумеями под хитонами падших в сражении иудейских воинов были обнаружены посвященные иамнийским идолам вещи, захваченные в качестве трофеев.

Отрывок совершенно исчерпывающий для того, чтобы понять, что и в ветхозаветные времена существовала традиция молитвы и принесения жертв за умерших.

Можно сказать, что эта традиция носила профетический, пророческий характер, потому что реальное духовное положение людей того времени не оставляло им надежды на избавление от уз греха.

Эта надежда простиралась в будущее, связана была с мессианскими ожиданиями и предчувствиями.

Предположим, что это и есть те самые слова, тогда попытаемся понять, каков же их смысл.

В этом псалме звучат слова предупреждения, обращенные к живущим здесь, на земле, чтобы они помнили о страшном дне суда Божиего и не надеялись на свое богатство, силу и власть, а старались проводить время земной жизни в покаянии и чистоте.

Главное содержание стиха — это обличение нераскаянных.

Ибо в день Страшного суда никто не избавит нас от праведного суда Божиего — не только посторонний человек, но даже и самый близкий, как, например, любящий брат.

Но заметим, что здесь идет речь именно о Страшном суде, о последнем, решающем слове, в то время как до этого момента, по учению святых отцов, есть еще время для покаяния живущих здесь, на земле, и есть еще время для умилостивления Господа и принесения Ему за усопших жертв духовных и вещественных.

Святитель Василий Великий толкует этот отрывок в том смысле, что все ветхозаветные люди и даже пророки были связаны грехом и как связанные не имели власть освобождать кого бы то ни было от уз смертных, но когда явился Господь Иисус Христос — совершенный Человек и совершенный Бог, — Он Своей властью искупил нас от вечной смерти и в Его лице мы имеем упование и надежду на спасение.

То есть отношение к загробной участи усопших во времена ветхозаветные и отношение к их участи после пришествия в мир Спасителя разнятся именно тем, что Господь Своей искупительной жертвой приобрел власть и в загробной жизни переменять участь людей с худшей на лучшую.

Это мы знаем и из события сошествия Христа во ад, где Он освободил от мучительных уз не только праведников, но и кающихся грешников.

Несомненно, что только Господь может определить загробную участь человека, и несомненно, что участь эта напрямую зависит от образа веры и жизни человека здесь, на земле.

Но несомненно также и то, что возможно и даже необходимо молиться за наших родных и близких, прося Господа о прощении их грехов, и несомненно, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по Его заповедям.

Подводя итог, можно сказать так.

Молитва за усопших, тем паче горячая молитва, исполненная любви и самоотвержения, приятна Богу и, если можно так сказать, склоняет Его на милость по отношению к тому, кто молится, и к исполнению Его просьбы.

Главное здесь в том, что сострадание, милосердие и любовь, проявляемые человеком в молитве за усопших, угодны Богу, привлекают Его благодать, потому что эти качества — любовь, милосердие и сострадание — и есть качества Самого Бога.

Священник Дмитрий Шишкин, Православие.Ru

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector