Что происходит когда мы молимся за усопших

Что это за день? Кого в этот день нужно поминать? Зачем православные христиане молятся об усопших? Отвечает священник Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки.

В так называемую Димитриевскую родительскую субботу Православная Церковь совершает сугубое поминовение всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи вместе с радостью победы пришла и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси, по сути, вселенским днём поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября — днём памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) — на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Вообще традиция поминовения умерших родственников берет свое начало еще с древних, ветхозаветных времен. Молитва пророка Варуха, Иуды Маккавея ясно свидетельствует о пользе молитвы за умерших и поминовения их (Вар. 3: 4-5; 2 Мак. 12:43-45). Для молитвенного воспоминания об усопших устраивались трапезы, подавалась милостыня (Сир. 7:36; Тов. 4:17). Итак, учение о молитве за умерших существовало ещё в ветхозаветной Церкви, у евреев, — что видно из Втор. 26:14, где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мёртвых, следовательно, из остальных девяти частей произведений земли можно давать и за умерших.

Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения и, кроме того, в минуты разлучения души с телом совершает над ним молебное пение на исход души. В лице священника Церковь приходит к одру умирающего, прежде всего прилагая усилия, чтобы у него не осталось на совести какого-либо забытого или неисповеданного греха или злобы к кому-либо из близких.

Кроме того, совершая молитву о наших усопших родных и близких и творя милостыню за них, мы выражаем нашу заботу и любовь к ним. Таким образом мы исполняем главную заповедь Спасителя.

7 июня Православная Церковь отмечает Троицкую родительскую субботу. В храмах совершаются особые молитвы за усопших.

По учению Православной Церкви, после смерти, бытие человека не прекращается, а лишь переходит в иную сферу: происходит так, что душа человека отделяется от тела и переходит в иной, невидимый мир. Там души людей пребывают до времени всеобщего воскресения, которое будет при втором пришествии Христа.

Тогда, по слову Его, души умерших снова соединятся с телом, – люди оживут, воскреснут. И тогда произойдет окончательный Божий суд над каждым человеком. Все получат по заслугам: праведные – Царство Небесное, блаженную, вечную жизнь, а грешники – вечное наказание.

Души усопших людей, на сороковой день по кончине, пройдя “мытарства”, находят место своего пребывания до времени окончательного Суда, они помещаются либо с праведниками, в непосредственной близости к Богу, под покровом Его благодати, как в раю, либо, по своей, искаженной грехом природе, вне Божественного Света, во тьме и мраке, свойственных аду. Усопшие уже не могут повлиять на свою участь, определяющуюся их земными делами: за себя молиться они уже не могут. Поэтому они ждут молитв от нас, живых, – молитв Церкви, молитв своих ближних.

Наша молитва может повлиять на загробное существование души человека, может улучшить положение души в загробном мире.

Один современный священник передает такой случай. У некоей женщины умер отец, и она во сне увидела его мертвым. Она начала сильно молиться за него, и ей было показано, что он потихоньку стал оживать.

Она постоянно подавала записки о его поминовении на Божественную Литургию, и через 40 дней увидела, что он встает с одра болезни – весь в язвах.

Она снова несколько лет молилась о нем, и Господь показал ей – эти язвы начали заживать. Она молилась еще, и однажды она увидела отца в белых одеждах; он улыбался и сказал ей: “Спасибо, дочь, тебе за твои молитвы, за то, что ты подавала за меня милостыню и читала Псалтирь, – за то, что, помня обо мне, ты творила добро”.

По учению Церкви, если грешник после смерти попадает в ад, то за него церковно молятся. Родные подают милостыню, поминают его в домашних молитвах и читают Псалтирь.

Господь по мере их трудов постепенно прощает усопшему его грехи, и он переходит из более глубоких слоев ада (ад неоднороден) в менее страшные. По усиленной молитве Церкви душа может вообще быть избавлена от адских мук.

Сорокоуст, т. е. сорокадневное поминовение усопшего на Литургии, оказывает огромную помощь его душе. Когда в течение сорока дней после смерти душа проходит “мытарства”, то с нее спрашивается обо всех совершенных ею грехах. Идет борьба за душу между Ангелами и бесами.

Хорошо заказать сорокоуст в нескольких храмах и монастырях.

Усопшему человеку надо помочь, – потому великое дело, если человек принадлежал Православной Церкви: после его кончины за него борются не одни лишь отдельные люди, его родные, – в борьбу за его душу вступают все силы Церкви.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вопрос задан:
04 октября 2015

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Целью христианской жизни является усвоение человеком плодов Искупительной Жертвы Иисуса Христа, спасение от греха и его последствий. Грех в православной традиции рассматривается, как глубокая болезнь души. Прощение греха Богом понимается, как исцеление человека от греховной зависимости. Поэтому, спасение – не мгновенно достигаемое состояние, но постепенный процесс очищения человека и вхождения его в общение с Богом. И порог смерти люди переступают, находясь в разной степени близости к Творцу и свободы от греха. Молитва за усопшего, как учит Православная Церковь, содействует душе, покинувшей тело, сделаться способной получить помощь Божию в преодолении своих страстей, ибо неизжитые страсти, по словам святителя Феофана Затворника, становятся адом для души. Но мера действенности наших молитв зависит, во – первых, от степени нашей свободы от греха (для этого молящемуся рекомендуется, например, исповедаться и причаститься), во – вторых, от свободного самоопределения усопшего в его земной жизни по отношению к Богу. Иными словами: насколько сам человек искал Господа, понуждал себя к Евангельской жизни, настолько после смерти он и делает себя способным усваивать приносимые о нем молитвы земной Церкви. Усопшие, безусловно слышат наши молитвы, в чем удостоверяет двухтысячелетний опыт Церкви. Приведу один из классических примеров. В одном селе скоропостижно умер дьячок-старик. У него был сын — чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти в течение года. Зная, что в Божественной литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения «Тебе поем, Тебе благословим. «, печальный сын, находясь в это — же время в церкви (это было в Духов День), с особым усердием стал молиться Богу о упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой» («Странник», 1864 г., декабрь). Между молящимся и тем почившим, за кого он приносит Богу молитвы, устанавливается духовная связь. Поэтому, чтение заупокойных молитв облегчает душевную боль утраты, ибо мы опытно чувствуем бытие Бога, существование Вечности, и что усопший жив, но иной жизнью.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Adblock
detector