День празднования 9/22 марта
Почитается эта икона и как покровительница матерей – беременные женщины молятся перед ней о благополучном течении беременности и счастливом родоразрешении.
Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице рода христианскаго! Пред чудо творною иконою Твоею предстояще, отцы наши молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране Приамурстей. Темже и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных соблюди и от междоусобный брани сохрани. Даруй мирови мир, земли плодов изобилие, стране нашей на враги одоление; сохрани во святыни пастырей наших, во святых храмех труждающихся; осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их. Утверди в правоверии и единомыслии братии наших; заблуждших же и отступльших от Православныя веры вразуми и соедини святей церкви Сына Твоего. Буди всем притекающим к чудотворней иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстояний: Ты бо ecи больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Приими моления наша и вознеси я ко Престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством соблюдаема и покровом Твоим осеняема, прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
22 марта православные христиане чтут день памяти этого удивительного образа Пресвятой Богородицы, получившего название в честь Албазинской крепости, что на Амуре.
Особенности иконографии
Название иконы
Конечно, нам знакомы слова евангелиста Иоанна: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1: 14). Так, на Албазинской иконе подчеркивается воплощение Господа нашего Иисуса Христа.
Что касается второй части названия образа, то здесь следует сделать небольшой экскурс в прошлое. А точнее — в XVII век.
История героической обороны Албазина
Как известно, с 1652 года начались военные столкновения с китайцами. Дело в том, что воеводы богдыхана поставили себе задачу отвоевать русскую Сибирь. Но, несмотря ни на что, Пресвятая Богородица являла Свое заступничество храбрым и отважным православным воинам. Так, в 1685 году враги неожиданно и поспешно отступили, покинув Албазинскую крепость, которая была ими захвачена.
Ни сама крепость, ни ее святыня — икона Богородицы — не достались захватчикам. Так чудотворный образ получил второе название — Албазинский. Вот уже несколько сотен лет эта святыня охраняет амурские рубежи России.
Место пребывания Албазинской иконы — Благовещенский кафедральный собор
675000, г. Благовещенск, пер. Релочный, 15, тел. (8-4162) 33-16-24
Точное время, место и обстоятельства создания Албазинской иконы неизвестны. По оценкам исследователей, она была написана в начале XVII в. — т.е. ей около 400 лет.
Икона писана темперными (пигментными) красками по левкасу – специальному меловому грунту, нанесенному на деревянную доску. Размер доски — 67,5х73,5, толщина – от 2,2 до 3,1 см.
Албазинская икона – в первую очередь, о Боговоплощении. А еще – о том, что подвиг Божией Матери вознес Ее выше херувимов и серафимов, и о том, что Она – Заступница людей, расстилающая над ними Свой Богоматеринский Покров.
Иеромонах Ермоген вместе с чудотворной Богородичной иконой ушел обратно в основанный им Усть-Киренский монастырь.
Историческое описание Киренского монастыря, опубликованное в 1841 г., утверждает, что, покинув Албазин, старец Ермоген оставил Албазинскую икону в Сретенске. Однако это поселение появилось на карте под именем Нижний или Новый острог только в 1689 г.
Из-за этого несовпадения некоторые исследователи предполагают, что какое-то время чудотворный образ мог находиться в Нерчинске – как минимум, до 1734 г., когда в Сретенске появилась церковь.
Поздравляя бывшего Преосвященного Камчатского Вениамина с 25-летием служения в архиерейском сане, почетные жители Благовещенска и Хабаровска в своем адресе написали следующее:
«Залог Вашей любви к [Преданной Вам Камчатской пастве], в дарованной Вами в благословение Албазинской иконе Божией Матери, знаменитой по древности по присущей ей благодати Божией, обильно открывающейся в душевных утешениях молящихся пред нею и особенно в получении облегчения и исцеления от многоразличных болезней, составляет для нее многоценное сокровище.
Осенью 1885 г. он положил начало еженедельному чтению акафиста перед чудотворной Албазинской иконой Богоматери. Оно совершалось каждое воскресенье в 16 часов.
Преосвященный Гурий также учредил дату епархиального праздника в честь Албазинской иконы – 9/22 марта. Впервые его отметили в 1886 г., на всенощном бдении архиерей рассказывал благовещенцам о славной истории и чудесах чтимого образа.
По свидетельству архиерея, после установления почитания иконы в Благовещенске и его окрестностях прекратились эпидемии дифтерита и скарлатины.
Резолюция Синода №2338 от 22 августа 1895 г. официально закрепила дату праздника в честь Албазинской иконы Божией Матери 9/22 марта и ее наименование в общецерковном месяцеслове.
Основной и самой удобной мишенью китайцев был кафедральный собор на набережной, в котором пребывала чудотворная Албазинская икона, однако за 19 дней обстрела атакующие ни разу не попали в него.
Как рассказывали сами китайцы, из числа нападавших они видели на берегу Амура красивую Белую Женщину с ребенком на руках и не могли вести прицельный огонь из страха и жалости к Ней.
В память о чудесном событии в Благовещенске был установлен ежегодный общегородской праздник с крестным ходом до Триумфальной арки, молебным пением и парадом войск. Отмечался он 2 августа с 1902 по 1904 гг. Добрую традицию прервало начало Русской-японской войны.
Путешествие чтимого образа по селениям было настолько востребовано амурчанами, что сразу стало ежегодным. 3 сентября 1904 г. Святейший Синод утвердил обнесение иконы уже по 93 населенным пунктам.
Святыня отсутствовала в Благовещенске 4,5 месяца. Маршрут ее следования по Приамурью был различен – в один год она объезжала территорию современной Еврейской автономной области, Хабаровского и Уссурийского края, в следующий – все районы Амурской области, включая самые трудодоступные северные селения. Этот путь Албазинская святыня преодолевала на пароходах, поездах и повозках в сопровождении, как минимум, двух священников – одного благовещенского и одного местного.
Традиция прервалась в 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны.
На тот момент этот мост был самым длинным в Европе и одним из самых совершенных. Конструкция его пролета на Всемирной выставке в Париже удостоилась золотой медали – такую же награду получила, например, Эйфелева башня.
До начала пожара из храма были вынесены все ценности – в том числе чудотворный Албазинский образ. Он был перенесен в Пророко-Ильинскую церковь в Забурхановской слободе (сейчас район ул. Забурхановской-Шевченко), которая тогда принадлежала обновленцам.
17 ноября 1991 г. Албазинскую икону Божией Матери крестным ходом перенесли из областного музея в храм по ул. Горького. Такое массовое молитвенное шествие по городу с чудотворным образом совершалось также в 1993 и 1994 году – по просьбе губернатора Альберта Кривченко.
8 августа 1992 года Албазинская икона впервые в новейшей истории Приамурья приехала в Албазино – проводить в последний путь защитников старинной крепости.
Проводя раскопки на месте исторического казачьего острога, археолог Александр Артемьев, проводивший раскопки острога, обнаружил в одной из землянок останки 57 человек, в том числе детей. Не дожидаясь окончания работы экспедиции, ученый обратился к епископу Хабаровскому и Благовещенскому Иннокентию с просьбой прислать священника и похоронить найденных албазинцев по православному обряду — в присутствии Албазинской святыни.
Города, в которых Албазинская икона побывала в начале XXI в.