Челнская икона божьей матери о чем молятся

Икона Божией Матери Челнская

(XVI в, празднование в неделю 7-ю по Пасхе)

О Челнской иконе Пресвятой Богородицы сохранилось следующее древнее предание.Некогда Святая икона плыла против течения реки Десны в челне около деревни КветуньТрубчевского района. Это чудесное обстоятельство обратило внимание пастуха из близлежащей деревни. Он подошел к берегу и удивился, что лодка плывет, никем не управляемая. Лодка самасобой пристала к берегу, и изумленный пастух увидел в ней икону Божией Матери. Никомуне сказав о чуде, он пришел сюда второй раз вечером, благоговейно взял из челна Святуюикону, принес домой и поставил к домашним образам. Но утром явленного образа в доме неоказалось. Пастух пошел на место его явления и нашел Святой образ уже на пне одного дерева.Теперь он не дерзнул брать икону домой, а пошел в приходской храм и разсказал обо всемсвященнику. Тогда совершили Крестный ход и с подобающей честью перенесли явленную иконув приходской храм. Но на следующее утро образ опять явился на прежнем месте. Тем временемвесть о чуде дошла до жившего в Трубчевске князя Трубецкого, который в то время был сильноболен. Князь велел доставить себя к месту явления иконы и здесь, по молитвам перед образом,вскоре получил совершенное исцеление. Тогда по благочестивому желанию князя около пня, накотором находилась икона, была построена часовня, впоследствии сгоревшая. Челн, в которомявилась Святая икона, хранился в деревянном храме, и сгорел вместе с ним во время пожара. В XVI веке на месте явления иконы одним из князей Трубецких был построен Челнский Спасо-Преображенский монастырь. Челнская икона Пресвятой Богородицы постоянно пребывала вэтой обители.

После большевистского переворота монастырь был закрыт. Во время совершенияКрестного хода с чудотворным образом житель села Усох по фамилии Раков стрелял в Святыню,за что был убит жителями деревни Темное (ныне деревня Красное). Следы от пуль донынеостались на иконе. После закрытия обители Святая икона была перенесена в храм в честьСретения Господня города Трубчевск, где и находится в настоящее время.

7-я Неделя (воскресенье) по Пасхе

Описание Чолнской иконы Пресвятой Богородицы по информации присланной посетителей нашего сайта:

Передаю легенду (с небольшими коментариями) так, как она передаётся у нас веками, что, собственно и делает её почти научным фактом.
Итак. XI век. Киев. Первый русский иконописец преп. Алипий (известный своими чудесными врачеваниями и др. с помощью красок) пишет иконы, несколько из которых дошли до наших дней. Среди них — Свенская Печерская и Чолнская. Свенская Печерская Богородица находится сейчас в Третьяковской галерее, а чудотворная же копия — в Свенском монастыре (сейчас в черте г.Брянска). Обретена в 1288 г. на берегу реки Десны. Перед ней исцелился князь Роман Брянский и повелел построить названный монастырь.

Обретение Чолнской иконы аналогично предыдущему.
На сто километров ближе к Киеву по реке Десне (у вас -Днестр, смотрите карту) недалеко от древнейшего г.Трубчевска (тогда Трубеч — «Слово о полку Игореве»), а именно в 8 верстах (там была Пустынь с несохранивнимся названием) местный пастух увидел чёлн без людей, плывущий против течения и через некоторое время приставший к берегу. В челне была икона. Он взял её и принёс в дом. Наутро икона исчезла из дома и оказалась вновь на берегу в челне. Богобоязненный пастух обратился в Пустыню, монахи с Крестным ходом принесли её в храм, совершили службу. Наутро икона исчезла и из храма.

Тогда отправились в Трубеч, уже переименованный в Трубецк князем, пришедшим с литовской стороны, — Дмитрием Ольгердовичем, основатель династии князей Трубецких. (Это он получил будущую фамилию рода -Трубецкие — от города, которому сегодня около полутора тысяч лет). Он, раненый в Куликовской битве, исцелился перед иконой. Повелел поставить часовню в честь иконы и принесшего её челна. Так икона стала называться ЧОЛНСКОЙ (ибо слово чёлн писалось в транскрипции «чолн»). Имея сегодня это имя как собственное, оно не подлежит современным изменениям. А монастырь («пустынь», вероятно, СПАССКАЯ) стал называться СПАСО-ЧОЛНСКИМ монастырём, просуществовавшим до 23 мая 1923 г.

Есть и другая легенда, переносящая нас на полтора века раньше. Июнь 1223 г. Поражение от татар на р.Калке. Один из татарских отрядов преследует отступающих русских. Уже взяты Новгород-Северский, Стародуб, войско подошло к Трубчевску, к этой пустыни.
И здесь после многодневного и многонощного сражения киевляне, смоляне, черниговцы, возглавляемые юным Даниилом Галицким, ПОСЛЕ ЕГО МОЛИТВ В ПУСТЫНИ ПЕРЕД ЧОЛНСКОЙ ИКОНОЙ, разбили татарский отряд. Летопись гласит: «. татары перед светом смешались и полегли в ямах. » ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ ПОБЕДА РУССКИХ НАД ТАТАРАМИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ, а, возможно, и первое чудо Чолнской иконы.

Как бы то ни было, икона сохранялась невредимой во время многочисленных захватов и пожаров монастыря польско-литовскими отрядами, крымскими татарами, и пр.
Ежегодно в седьмое воскресенье после Пасхи Чолнская Богородица Крестным ходом приносилась в Трубчевск, где целое лето перемещалась из храма в храм, из дома в дом, и любой житель мог заказывать молебны в своём жилище. Так происходило веками.
В 1918 г. во время очередного Крестного хода первый военный революционный комиссар Трубчевска Дмитрий Раков, «. будучи в помутнении рассудка», дважды выстрелил в неё из револьвера, за что был растерзан прихожанами.

Икона исчезла, и вновь была обретена в 1941 году в Ильинском храме Трубчевска. После его закрытия в 1963-4 г. икона перенесена в Сретенский храм, где и пребывает с двумя пулевыми отверстиями и трещиной посередине иконы между досками, по которым топтался тот военный комиссар.

В Свято-Троицком соборе Трубчевска есть её старинный список меньшего размера.
Однако (я нащупал по меньшей мере 7 существовавших её списков) трудно утверждать, что икона в Сретенском храме первая, оригинальная, а не список. Она нуждается в реставрации и исследаваниях.

Вот её пять неповторимых иконографических особенностей, говорящих об авторе, как о человеке, имевшим право на собственное «видение»:
1. Правая рука Предвечного Младенца поддерживает подбородок Богородицы.
2. Левая рука Младенца ВЛОЖЕНА в правую руку Богородицы.
3. Лоб Младенца ЗАХОДИТ за голову Богородицы.
4. ВСЁ изображение Младенца УКРЫТО покровом Богородицы.
5. В нимбе над головой Богородицы часть текста специального, для неё написанного Акафиста с дополнительным словом: «Радуйся, Звездо, являющая НАМ солнце».

Интересная история самого Чолнского монастыря, но это уже совсем другая история.

Изображение Чолнской иконы:

_____________________________________________________________

Благодарим автора письма с описанием и изображением Чолнской иконы Геннадия Соболева.

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

По преданию она явилась пастуху на реке Днестр, недалеко от города Трубчевска (тогда называвшегося Трубеч), в челне, который плыл по реке против течения. Через некоторое время чёлн пристал к берегу. Пастух взял образ и принёс его к себе домой. Но наутро икона исчезла из дома и оказалась у реки. Тогда пастух пошёл в находившуюся неподалёку пустынь, и она с почестями и молитвами была перенесена в храм. Но наутро икона снова оказалась возле реки.

Икона сохранялась невредимой во время многочисленных пожаров и захватов монастыря польско-литовскими отрядами, крымскими татарами.

Ежегодно в седьмое воскресенье после Пасхи Чёлнская икона Крестным ходом приносилась в Трубчевск, где в течение лета перемещалась из храма в храм, и любой житель мог заказывать молебны перед нею в своём доме. В 1918 г. во время такого Крестного хода революционный комиссар Трубчевска Дмитрий Раков дважды выстрелил в неё из револьвера, за что был растерзан прихожанами.

После закрытия в 1923 году Трубчевского Челнского монастыря, следы чудотворной иконы Божией Матери теряются. Однако она (или список с неё) вновь была обретена в 1941 году в Ильинском храме Трубчевска. После его закрытия в 1963 г. она была перенесена в Сретенский храм, где находится и поныне. На ней видны два пулевых отверстий и трещина посередине, между досками.

Следует добавить, что в Трубчевске (в частности в Свято-Троицком соборе) есть несколько старинных списков чудотворной Чёлнской иконы и вопрос о том, какая именно из этих икон является самой древней, первой, нуждается в дополнительном изучении.

Празднование иконы — в 7-ю Неделю (воскресенье) по Пасхе.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector