Именование Агиосоритисса происходит от названия часовни Агиа Сорос (святая рака) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, где хранятся святые реликвии — риза и пояс Богородицы.
Богоматерь изображена без Младенца, вполоборота, с воздетыми в молитвенном заступничестве руками. Иконография восходит к изображению Богоматери в составе деисисной композиции. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница).
Халкопратийская икона (Святорачица, Агиосоритисса) — один из типов изображения Пресвятой Богородицы без Младенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук.
Известен по ряду византийских источников не позднее IX—X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII—XV вв. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница.
Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.
К ногам Божией Матери припадает святой Андрей Боголюбский, а также часто и дополнительно избранные персонажи, число и состав которых чрезвычайно различен в разных изводах.
На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим.
На изображении приведена Халкопратийская икона византийского происхождения из центрального иконостаса Успенского собора Московского Кремля.
Исследователей Церкви всегда интересовала дальнейшая судьба великих христианских святынь Халкопратийского храма и, в частности, – знаменитой Халкопратийской иконы Божией Матери, «Агиосоритисса».
Литература:
1.Агиосоритисса. – Православная энциклопедия. Т.1 – М. 2000.
2. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 183-184.
3. Константинопольский Халкопратийский храм Богородицы. – См.http://drevo-info.ru/articles/24091.html
4. Rom und Bysanz. Schatzkammerstücke ausbayerischen Sammlungen.-München: Hitmer Verlag, Bayerisches Nationalmuseum, 1998.