Икона божией матери невская скоропослушница о чем молятся

После закрытия и разрушения храма чудотворная икона была перенесена в Свято-Троицкий лаврский собор, где находится и поныне.

Невская Скоропослушница — Блокадная Заступница. О помощи и чудесах Казанской Заступницы в годы войны написано много. О «Скоропослушнице» — меньше. Однако достаточно вспомнить, что именно в день «Скоропослушницы» — 22 ноября 1941 года в блокадный город отправились первые машины с продуктами, и таким образом была открыта знаменитая «Дорога жизни», чтобы понять, что именно молитвами «Скоропослушницы» были спасены жизни тысяч жителей блокадного города. Матерь Божия Своим образом «Скоропослушницы» хранила эту дорогу, единственную ниточку, связывавшую город с тылом. В истории «Дороги жизни» есть необъяснимые на первый взгляд вещи. Как могла немецкая авиация пропускать по «Дороге жизни» машины с провиантом? Почему не была разбомблена беззащитная дорога — ведь мощности немецких авиабомб вполне хватало для того, чтобы превратить Ладожское озеро в ледяное крошево? Эти вещи можно объяснить только чудом Божией Матери. В память об этом заступничестве Божией Матери «Скоропослушницы» блокадному граду 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по «Дороге жизни» в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Он стал первым храмом в честь Невской «Скоропослушницы» в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Литургия.

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница». Санкт-Петербург. Троицкий собор, Никольский придел Александро-Невской лавры

Невская Скоропослушница, список одноименного афонского образа Богоматери с изменённой иконографией

В России икона Божией Матери «Скоропослушница» стала известна в XIX веке. Особенно прославился список образа Скоропослушницы, принесенный с Афона в Санкт-Петербург в 1878 году иеромонахами Афонского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских.

Прибывшим афонским монахам для сбора пожертвований была передана в недостроенном виде Александро-Невская часовня. Афонские монахи обратились с предложением причислить строящуюся часовню к храму в Мирах Ликийских с тем, чтобы «доходы ее шли на его восстановление».

Начавшаяся вскоре русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм на родине святителя Николая в Мирах Ликийских. Монахи-сборщики в 1881 году были отозваны на Афон, передав собранные средства в Синод (3600 р.). Часовня перешла в ведение Санкт-Петербургского епархиального управления.

Осенью 1885 года (по другим источникам — в 1880 году) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар, в результате которого часовня сгорела дотла.

Это чудесное событие способствовало увеличению сбора пожертвований на храм в Мирах Ликийских, которое не прекратилось, несмотря на военные действия. Общая сумма собранных средств в 1885 году составила свыше 70 тысяч рублей. Они были переданы Императорскому Православному Палестинскому обществу, основанному в 1883 году и располагавшемуся по соседству по адресу Мытнинская ул.10. В ведение этого общества в 1888 году была передана и восстановленная после пожара Александро-Николаевская часовня.

Однако Обществу не удалось разрешить «мирликийский вопрос» и добиться разрешения у турецких властей возродить древний храм. По причине этого средства, собранные на храм в Мирах, были направлены на строительство русского храма в городе Бари в Италии, где пребывают мощи святителя Николая.

Убийство великого князя Сергея Александровича, случившееся 5 февраля 1905 года, подала мысль графу Н.Ф. Гейдену и Попечительству возбудить вопрос перед епархиальным начальством о превращении часовни в храм в молитвенную память о великом князе — почетном ктиторе. Ходатайство это было поддержано великой княгиней Елизаветой Федоровной, вдовой Сергей Александровича. По этому ходатайству Святейший Синод разрешил «Мирликийскую часовню», расширенную, обведенную кругом новыми стенами, с пятью главками и колокольнею, превратить в церковь — в память мученической кончины великого князя Сергея Александровича. Освящение храма во имя святителя Христова Николая, архиепископа Мирликийского и блг. кн. Александра Невского, произвел 30 ноября 1905 года еп. Нарвский Антонин (Грановский).

Однако искусственность превращения часовни в храм скоро дала о себе знать. Храм оказался тесным и низким, крайне неудобным для богослужений как летом, так и зимою: в знойное лето в нем царили духота и теснота, а зимой чрез растворенные двери проникал убийственный, пронизывающий богомольцев и священнослужителей холод, по верху валил пар, дававший обильные осадки. Кроме того, наскоро возведенные обводные стены дали угрожающую трещину. Поэтому, как только храм перешел в 1911 году в ведение Императорского Православного Палестинского Общества, с назначением доходами его содержать построенный к этому времени русский храм во имя свт. Николая в Бар-Граде (в Италии) и странноприимницу при нем для русских паломников, Общество и Попечительство Николо-Мирликийского храма в Санкт-Петербурге пришло к мысли заново воссоздать на прежнем месте храм в более благолепном и удобном виде. 21 июля 1912 года проект храма утвержден императором Николаем II.

8 сентября 1913 года была совершена закладка нового «Николо-Барградского» храма, которую совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский).

15 декабря 1915 года освящение храма совершил митрофорный протоиерей П.И. Соколов в сослужении местного благочинного протоиерея А.С. Кононова, настоятеля Покровской церкви протоиерея В.А. Акимова и двух местных иеромонахов о. Неофита и о. Ювеналия. Для иконы «Скоропослущница» был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Риза и венец Богоматери были украшены драгоценными камнями большой ценности.

Почитателями иконы Богоматери «Скоропослушницы» были члены царской семьи, особенно императрица Александра Федоровна. Икона «Скоропослушница» сопровождала царственных страстотерпцев до самой их кончины. Среди икон, найденных в доме Ипатьева после расстрела царской семьи, было обнаружено три образа Пресвятой Богородицы Скоропослушницы. Два образа, писанных на дереве, малого размера, и один, писанный на полотне, в красках.

В 1922 году, когда большевиками была развязана кампания по изъятию церковных ценностей, митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Санкт-Петербурга, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». Между митрополитом и Петроградским Советом состоялось формальное соглашение, напечатанное в «Петроградской правде» в начале апреля. В этом соглашении предусматривалось, что

После революции Николо-Александровский храм оставался домовым, в нем служил один священник. В храме параллельно работал музей редких старинных икон и утвари, собранных ценителем древне­русского искусства вице-председателем Палестинского Общества князем А. А. Ширинским-Шихматовым.

В начале 1920-х годов стали закрывать многие храмы в Петербурге, в первую очередь домовые и подворские. Чтобы сохранить Николо-Барградский храм, было решено учредить при нем приход. В приходской храм определили трех священников. Настоятелем назначили протоиерея Владимира Шамонина.

В 1920-е годы икона широко почиталась верующими:

О. Владимиру удалось перевезти икону в храм свв. князей Бориса и Глеба на Синопской набережной, куда его назначили служить.

В 1932 году, после закрытия Борисоглебского храма икона «Скоропослушницы» оказалась в Духовской церкви Александро-Невской лавры, откуда она была перенесена в Свято-Троицкий собор на Измайловском проспекте. В 1938 году ее вновь перенесли уже в Князь-Владимирский собор, где она пребывала около двадцати лет.

Все дни блокады «Скоропослушница» пребывала в пределах блокадного города, в Князь-Владимирском соборе. Вместе с Казанской иконой, также находившейся в этом соборе, они были в числе немногих доступных святынь страждущего града.

В память о заступничестве Божией Матери блокадному граду 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по «Дороге жизни» в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Он стал первым храмом в честь Невской «Скоропослушницы» в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Литургия.

В 1958 году образ Божией Матери «Скоропослушницы» был перенесен в отреставрированный и вновь освященный Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры по благословению митрополита Ленинградского Елевферия (Воронцова), бывшего почитателем иконы. Митр. Елевферий благословил выполнить точную копию иконы «мера в меру», которая была установлена в прежний киот в Князь-Владимирском соборе.

[1] Воспоминания Зои Владимировны Шамониной. Рукопись. – Личный архив Лидии Петровны Нестерец

[2] Из стихотворения сохранилось только это четверостишие в письме епископа Романа Таллиннского к о. Владимиру Шамонину в 1955 г.

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышняго, Скоропослушная заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия своего на мене непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешнаго и принеси ю к Сыну своему: умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественные благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исщелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечные муки и не лишит небеснаго Своего царствия. О преблагословенная Богородице: ты благоизволила еси нарещися во образе своем Скоропослушница, повеливающи всем притекати к тебе с верою: не призри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На Тя по Бозе все мое упование и надежды спасения, и твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь.

Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем, с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити все, еже на пользу во утешение и спасение коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоей, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу, и различными образы страждущих утеши. Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий; и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

К Богородице притецем, сущии в бедах, и святей иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: скоро наше услыши моление, Дево, яко Скоропослушница нарекшаяся. Тебе бо раби Твои в нуждах готовую Помощницу имамы.

В мори житейстем обуреваемии, треволнению подпадаем страстей и искушений. Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Чудес Твоих Божественных множество благохвалити предпринимая, Тя молю, Дево, от сердца, Скоропослушнице, благодать подаждь ми.

Кто не изумится Твоего образа чудесем, Дево? От него бо служителю трапезы возгласила еси трижды, Скоропослушница нарекшися.

Како чудодеяние Твое изрещи возмогу, Отроковице? Ты бо прежде непокорнаго инока безочна соделала еси и паки сего устроила еси видяща.

Радуйся, священная обитель Дохиарская: ты бо имаши всех Госпожу Предстательницу и покров, якоже Сама Она ясно возвести.

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Безчадных благочадных Ты, Марие, показала еси и неплодных жен соделала еси, Скоропослушнице, веселящихся о чадех. Кто убо не изумится, Дево, величию Твоему?

Булгария проповедует Твоего образа чудеса, о Скоропослушнице, восток же и запад. Источник бо соделалася еси, точащий благодати всем призывающим имя Твое.

Рака болезнь от руки исчезает честныя жены, Дево, посещением Твоим, темже страждущая, от недуга свободившися, радующися, проповеда благодарственная.

Чудно украсися икона Твоя, Скоропослушнице, и паче лучей солнечных освещает всех благодатию Твоею, Пречистая. Кто убо не восхвалит Тя, на Небеси и на земли славимую!

Владычицу Тя мира вемы, Марие Всепетая, яко родила еси нам всех Творца, Спасителя мира, Иже и прослави Тебе, Пречистую Матерь Свою, подая Тобою благодать и милость чтущим Тя и молящимся Тебе, Богородице.

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Во всех концех чудотворный Твой образ прославися, и ныне вси устами Скоропослушницу произносят.

И во сне, Всецарице, и яве, Скоропослушнице, являяся, чудеса совершаеши в мире преславная.

Кто Твое, Дево, имя в нужде всякой призываше, и скоро того не услышала еси, яко Скоропослушница сущая?

Блаженна еси Дохиарская обитель славная, иконою бо обогатилася еси Скоропослушницы всечестною.

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Како на Твой пречистый образ аз, недостойный, воззрю, Скоропослушнице, нечистыми очесы моими!

Море и земля, Всецарице, Твоея иконы чудеса проповедуют: Твоих бо благодатей сия обоя насладишася.

Татя являеши, пенязи похитивша ближняго, Матеродево, и возвращаеши праведно сия имущему.

Что воздадим Тебе, Всеблагая, за благодать многую, юже явила еси нам, даровав икону Твою, богатство священное.

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Яко любвеобильная Матерь явльшися, призывала еси отрока к Себе, дондеже избавила еси от руки разбойников, Матеродево. Но да обретем Тя и мы, Матерь любвеобильную!

Не имамы раби Твои иного, разве Тебе, предстательства и покрова. Темже, Чистая, от сердца вопием: всякия беды свободи стадо Твое и верных, к Тебе прибегающих.

Якоже спасла еси от морския бури призвавших Божественное имя Твое, тако и нас от чувственнаго крушения и мысленнаго, Дево, спаси и в тихия пристанища спасения управи.

Мир Тя прибежище стяжа и спасение; тем, Чистая, к честней Твоей иконе отвсюду притекают людие, и вси скоро их слушающую обретают Тя.

В мори житейстем обуреваемии, треволнению подпадаем страстей и искушений. Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

Идеже осенит благодать Твоя, Владычице, тамо недужнии здрави бывают, бедствующии во благополучие приходят, и всяк скорбящий радости исполняется. Темже благодатию Твоею осени и нас, сицевая радостная Тебе глаголющих: радуйся, Богоблагодатная, Неприступнаго Божества селение; радуйся, святая трапезо, хлебом жизни нас снабдевающая; радуйся, миро многоценное, облагоухающее верных; радуйся, маслино, елеем милосердия нас умащающая; радуйся, неистощимое сокровище даров; радуйся, приснотекущий источниче чудес; радуйся, обидимых заступление; радуйся, обуреваемых благоутишное пристанище; радуйся, глухих слышание и свете слепых; радуйся, разслабленных укрепление; радуйся, свобождение плененных; радуйся, мира всего упование; радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Слепым даровала еси действие очесем, Дево, еже видети, но и наша зеницы души и телесе просвети, да поем присно величия Твоя.

Глухим слышание даровала еси, Марие Скоропослушнице, но и нас всех отверзи ушеса души и телесе, яко да поем присно величия Твоя.

Якоже древле от пругов избавила еси прибегших к Тебе, Пречистая, тако и нас от сих и всякаго вреда избави, да поем присно величия Твоя.

Яко исправила еси прежде разслабленнаго, тако и нас, по обою разслабленных, теплым Твоим предстательством исправи, да поем присно величия Твоя.

Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

От всяких болезней, Скоропослушнице, нас избави, якоже от сих многих избавила еси.

Икона Твоя, Дево, показася источник чудес, от негоже жаждущии снабдеваются изобильно.

Погибшаго Ты являеши, Госпоже, и подаеши радость обретшим. Коль многая есть образа Твоего благодать!

Повелению Твоему, Владычице, повинуются вся стихии, от нихже вреда да избавляеши Тя призывающих.

Ирмос: Воистину Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с Безплотными лики Тя величающе.

Соберитеся усердно в обитель Божественную Архангелов, болящии: Врач бо в ней пребывает безмездный.

Священная икона Твоя другая показася Силоамская купель, Дево, очищающая и целящая болезни души и телесе.

Воспламеняет мя рачение зрети Твоего образа благодатную лепоту, и насыщения не имам величати Тя!

Да увижду Тя, Всеблагая Скоропослушнице, во время смерти утешающую мя и зраки демонов отгоняющую!

Зрящии Тя ныне на иконе с Предвечным Младенцем, просим Тебе, Богоневесто: не лиши нас и в будущем веце всеблаженнаго лицезрения Твоего и воплотившагося от Тебе Сына Божия, да со благоугодившими Ему Имя Его и Твое величаем.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector